Автор предлагаемой статьи - заслуженный работник культуры РФ, главный специалист Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Ирина Михайловна Багаева.
За окнами весна, идет последняя четверть, завершая очередной учебный год. И в эти дни можно с большой уверенностью повторить заголовок материала в одном из номеров газеты «Играем с начала» - «Детским школам искусств - быть!».
На фоне сложнейших административных реформ в стране детские школы искусств в системе культуры России сохранены и продолжают свое благородное дело по эстетическому воспитанию подрастающего поколения, открывая для наиболее одаренных детей дорогу в большое искусство. Этому способствовали многие факторы, в том числе усилия Федерального агентства по культуре и кинематографии. Предвижу возражения: некоторые школы все же переведены в систему органов управления образованием. Поверьте, таких школ мало, и есть надежда, что они вернутся в систему органов управления культуры.
Можно отметить, что во многих регионах финансирование школ достаточное (Новосибирск, Ростов-на-Дону, Ярославль, Белгород, Саратов, Республика Дагестан и др.). Конечно, денег много не бывает, но ведь строятся для детских школ искусств новые здания, приобретаются музыкальные инструменты, дети принимают участие в различных конкурсах.
По этому поводу возникает вопрос: в каком объеме должны финансироваться школы? Ответ, наконец-то, есть. Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с Научно-методическим центром по художественному образованию (директор - И.Е.Домогацкая) разработаны «Методические рекомендации по расчетам финансирования реализации образовательных программ в детских школах искусств системы культуры». Этот документ направлен в субъекты Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что «Модель расчета финансирования реализации образовательных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей», разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации и уже направленная в регионы, не может быть использована для детских школ искусств системы культуры. Это связано с тем, что расчеты в ней производятся исходя только из групповых занятий. Кстати, в этом документе есть пометка: «Для образовательных учреждений дополнительного образования детей системы образования».
Следующий, возникающий после вопроса об объеме финансирования детских школ искусств, - вопрос о «родительской плате за обучение». На мой взгляд, в настоящее время по данной проблеме расставлены все точки над i. Многие трактуют ситуацию 2007 года как отмену оплаты обучения. Это не совсем так, поскольку официальные документы о взимании платы за обучение в ДШИ отсутствуют с 1989 года. В системе же образования дополнительное (внешкольное) образование всегда было бесплатным.
Назову официальные документы по данному вопросу. Постановление Совета министров РСФСР от 18 августа 1959 г. №1381 «О размерах платы за обучение детей в детских музыкальных школах-семилетках Министерства культуры РСФСР» утратило силу с выходом Постановления Совета министров РСФСР от 10 ноября 1989 г. № 328 «Перечень утративших силу решений Правительства РСФСР». Таким образом, в настоящее время мы можем руководствоваться положениями федерального закона «Об образовании», в котором сказано о добровольных пожертвованиях физических лиц. Причем, наличие таких средств не влечет за собой снижение бюджетного финансирования.
Кроме того, после внесения изменений и дополнений в «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в нем исключен пункт «средства родителей». Хотелось бы уточнить, что «средства родителей» - это не есть «родительская плата за обучение». Именно поэтому для устранения ошибочной трактовки этих слов они и были исключены из Типового положения.
Последние годы во многих регионах страны руководители школ и преподаватели высказывали озабоченность постоянным повышением размеров средств, взимаемых с родителей за обучение детей в ДШИ (и тенденция к росту этих средств сохранялась). Теперь же задают противоположный вопрос: «Как же жить без родительской платы»? Отвечу: по закону «Об образовании». Никто не запрещает собирать добровольные пожертвования физических лиц. Этот вопрос неоднократно рассматривался на семинарах директоров ДШИ, проводимых Научно-методическим центром по художественному образованию.
Хотелось бы отметить, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии уделяет большое внимание выявлению и поддержке одаренных детей, обучающихся в ДШИ. Несмотря на небольшой объем финансирования федеральных целевых программ «Культура России (2006 - 2010 годы)» и «Дети России (2007 - 2010 годы)», финансируется проведение фестивалей, конкурсов, творческих школ, приобретение компьютерного оборудования и мобильных комплексов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Немалые средства выделяются для проведения общероссийского конкурса «Молодые дарования России», победители которого получают ощутимую финансовую поддержку. В 2006 году более 500 учащихся школ и студентов ссузов и вузов стали лауреатами конкурса и получили помимо премий возможность побывать на мастер-классах в Москве, Переславле-Залесском, Сочи. Этот конкурс заменил выплачиваемые ранее федеральные стипендии «Юные дарования».
В настоящее время в Общественной палате разрабатывается общественно-
Огромную поддержку от президента В.В. Путина получили расположенные в сельской местности и малых городах школы искусств. В 2006 году из резервного фонда президента России в регионы было направлено около 60 млн. руб. на приобретение музыкальных инструментов. В 2007 году на приобретение музыкальных инструментов планируется направить в регионы еще 40 млн. руб.
Из новостей о государственных (ведомственных) наградах стоит сказать об учреждении нагрудного знака Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «За высокие достижения» (приказ Минкультуры России от 6 сентября 2006 г. № 428).
Хорошая новость для настройщиков пианино и роялей: наконец-то в Москве, в результате обращения к мэру Ю.М.Лужкову народной артистки СССР И.К. Архиповой, в Строительном колледже № 12 открыто отделение по подготовке настройщиков пианино и роялей. С появлением учебного заведения по подготовке столь редкой профессии снимается «головная боль» с руководителей музыкальных учреждений. Вновь созданная школа позволит не только готовить специалистов «с нуля», но и опытным мастерам пройти курс по повышению квалификации для получения лицензионного свидетельства своей профессии. Информация об этом учебном заведении направлена в органы управления культуры субъектов Российской Федерации.
Сложными вопросами жизнедеятельности
Вопросы о размерах заработной платы в настоящее время могут решаться в регионах, поскольку в современном законодательстве формы и размеры оплаты труда отнесены к компетенции субъектов РФ. Можно привести положительные примеры в этой области: в Москве введена и успешно действует ЕТС со значительным увеличением размеров ставки заработной платы по разрядам, существует всеобъемлющая система надбавок и доплат; в Санкт-Петербурге введена новая система оплаты труда в бюджетной сфере, что дало возможность повысить заработную плату большинству преподавателей ДШИ; в некоторых регионах, где при финансировании школ выделяется надтарифный фонд, увеличение размеров заработной платы происходит в силу надбавок и доплат, а также из внебюджетных средств. При улучшении финансовой ситуации в субъектах возможно решить вопрос об увеличении заработной преподавателей школ в отдельно взятых регионах.
Что касается вопроса нормо-часов за ставку заработной платы, то он неоднозначный. Все попытки Федерального агентства по культуре и кинематографии решить проблему останавливаются субъектами РФ: платить-то должны будут местные органы власти, даже если бы проблема была решена на федеральном уровне. Поэтому в 2006 году был сделан запрос в субъекты РФ – готовы ли на местах платить ставку заработной платы за 18 часов в неделю? В результате половина субъектов вообще не ответила на вопрос, а большинство других ответов - «да, но за счет федеральных средств». Есть информация о том, что в некоторых регионах готовы оплачивать ставку заработной платы за 18 часов в неделю, но это будет нарушением в части федеральных норм. Поэтому предлагаю такую схему: нормо-часы оставить 18 и 24 часа в неделю, а размер оплаты за 24 часа (младшие классы) установить исходя из ставки, оплачиваемой за часы по старшим классам, поскольку, как было сказано выше, формы и размеры оплаты труда отнесены к компетенции субъектов РФ.
К вопросу об аттестации и аккредитации ДШИ, аттестации педагогических и руководящих работников. Здесь можно привести пример решения вопроса в Республике Марий Эл. Правительство республики, по согласованию с республиканским Министерством образования, внесло в «Положение о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл» следующие пункты: «осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование, государственную аккредитацию образовательных учреждений по реализуемым программам в области культуры и искусств», «проводит аттестацию руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы в области культуры и искусств». Несколько иначе, но решены сходные вопросы в Новосибирске, Ростове-на-Дону, во многих других регионах России.
Наконец, одна из самых сложных проблем – досрочные трудовые пенсии. Существует так называемый «час икс»: в 2008 году по существующему законодательству уже невозможно будет оформить назначение досрочной трудовой пенсии. Есть разные мнения по этому вопросу. Например, такое: досрочные трудовые пенсии педагогических работников являются скрытой формой доплаты к заработной плате, поскольку основная масса пенсионеров продолжает свою трудовую деятельность. В связи с этим высказываются пожелания, что работающему преподавателю, осуществлявшему педагогическую деятельность с детьми в течение 25 лет, необходимо производить доплату, равноценную выплате досрочной пенсии. В настоящее время Федеральное агентство по культуре и кинематографии совместно с ЦК профсоюза работников культуры продолжает прилагать усилия для решения проблем с назначением досрочных трудовых пенсий педагогическим и руководящим работникам ДШИ. В частности, ставится вопрос о медицинских показаниях (согласно действующей инструкции Минздрава РСФСР), по которым составляются перечни профессий и должностей, «попадающих под графу» о назначении досрочных трудовых пенсий.
В заключение - и к вопросу об автономных учреждениях - следует сказать о подготовке заседания Совета при президенте Росси по культуре и искусству. На нем будут обсуждаться вопросы молодежной политики, художественного образования, сохранения и развития отечественной системы подготовки кадров в области профессионального искусства, поддержки существующих исполнительских и творческих школ и методик, а также обеспечения вовлечения в культурное пространство России подрастающего поколения.
Сегодня почти все понимают: если не сохранить систему детских школ искусств, то разрушатся основы создаваемой трудом профессионалов системы подготовки кадров в сфере культуры и искусства. Нельзя лишать граждан России, сколь бы ни были они юны, права на образование в этой сфере, права на их последующий свободный выбор профессии, закрепленный в Конституции Российской Федерации.
Поделиться: