Top.Mail.Ru
АРХИВ
16.06.2014
Ольга ВЯХИРЕВА: «ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВОЗРОЖДАЕТСЯ»
Директор Сыктывкарской детской музыкально-хоровой школы – о достижениях своего учебного заведения, хоровом движении в стране и перспективах развития музыкального образования в Республике Коми

– Ольга Владимировна, в прошлом году по инициативе В. Гергиева было воссоздано Всероссийское хоровое общество, среди целей которого – подъем детского хорового движения. Насколько, на ваш взгляд, это значимо?

– У нас в городе тоже было создано хоровое общество, и наши хормейстеры принимают активное участие в этой работе, а так как половина нашей школы это хоровые коллективы, для нас это замечательное явление! Хоровое пение – это пласт культуры, который заложен в русских людях на генетическом уровне. Какими бы новыми течениями не увлекались наши дети, с хоровой, глубинной культурой они уже родились. Мы смотрели трансляцию выступлений тысячеголосого детского хора, в который сейчас отобраны и несколько наших школьников, – сначала на сцене Мариинки-2, а затем и на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Его пение вызывает такие же чувства, как поднятие российского флага, как звучание российского гимна – просто сердце замирает! Вот такие объединения нужны нашим детям.

– В этом учебном году ваша школа победила в I Республиканском конкурсе «Лучшая детская школа искусств года». Насколько эта победа важна для вас?

– Для нас это очень важно, потому что наша школа – старейшее и самое крупное детское музыкальное учебное заведение республики, мы стараемся занимать лидирующее положение, выполнять роль флагмана, и вот получили подтверждение этого статуса. Конечно, весь коллектив воодушевлен – в этом году школе исполняется 75 лет, и победа стала подарком к юбилею.

– В 1943 году на базе школы было открыто Сыктывкарское музыкальное училище (сегодня – Колледж искусств Республики Коми). Продолжаются ли творческие связи школы с колледжем?

– Они никогда не разрывались, мы постоянно «передаем» в колледж наших учащихся и принимаем оттуда молодых специалистов. Многие наши преподаватели, а также я и завуч, – выпускники и этой школы, и этого училища. Преподаватели училища курируют наших детей, проводят мастер-классы, консультации, а мы участвуем в их методических конференциях.

– Как функционирует в школе Хоровая капелла мальчиков?

– Четыре года назад на волне оптимизации учебных заведений были объединены две школы: музыкальная и хоровая школа мальчиков. Поэтому мы решили включить слово «хоровая» в название нашей школы. Получается, что с точки зрения русского языка оно сочетает родовое и видовое понятия, но зато отражает соединение двух школ – музыкальной и хоровой. Сейчас капелла – один из коллективов вокально-хорового отделения нашей школы, но там работает отдельная группа преподавателей: и хормейстеры, и концертмейстеры, и педагоги по фортепиано, которые специализируются на работе с мальчиками, разрабатывают собственные методики. Там создается особый мир – мужское хоровое братство.

– Какие еще хоровые коллективы в школе?

– На вокально-хоровом отделении есть хор первых классов, младших классов и старших классов. Это достаточно большие концертные коллективы. Но у нас еще есть инструментальный отдел, где обучаются дети игре практически на всех музыкальных инструментах и тоже посещают хор. В разные годы хор инструментальных отделений школы даже «обгонял» хоры вокально-хорового отделения!

У нас есть еще потрясающий эстрадный ансамбль «Цветик-семицветик» – лауреат многих международных конкурсов. Его уровень очень высок – ансамбль приглашали на отборочный тур на детское «Евровидение», но на тот момент мы не угадали с подходящим репертуаром. Кроме того, три года назад осуществилась моя мечта о создании ансамбля народной песни – сейчас в его репертуаре и коми, и русские народные песни. У нас много инструментальных коллективов – оркестр народных инструментов, камерный оркестр, ансамбли скрипачей и домристов.

– В вашей школе есть композиторский класс, что встречается довольно редко.

– Этот класс существует очень давно. Первым выпускником нашей школы был Я.С. Перепелица – основоположник профессионального композиторского искусства в Республике Коми, автор национального балета «Яг-морт». Он же стал одним из первых преподавателей школы и открыл класс композиции. Его сменил М.Л. Герцман – нынешний председатель Союза композиторов Республики Коми, который долгое время преподавал у нас. Сегодня композицию ведут его ученики.

В республике существует межрегиональный конкурс «Юные дарования», куда в прошлом году включили композиторскую номинацию. И практически вся она состояла из наших учащихся!

– Планируете ли вы открытие новых отделений, классов?

– В черте города больше нет музыкальных школ, поэтому нам важно, чтобы каждый ребенок, который хочет учиться музыке, нашел здесь для себя что-то подходящее. Это заставляет нас все время следить за тем, что интересно детям, и постоянно вносить какие-то изменения. Наша школа – одна из первых в республике перешла на работу по предпрофессиональным программам, мы также подготовили пакет общеэстетических четырехлетних программ. Приходится постоянно подстраиваться под современные условия, однако никаких эстрадных специальностей, кроме эстрадного пения, мы не открываем – этому дети могут научиться и без нас. Нам важно дать детям основы классического музыкального образования.

– Школа проводит несколько конкурсов – вы могли бы рассказать об их концепциях?

– Первым родился «Мини-Маэстро» – его название поначалу было шуткой, а потом оно прижилось, так как отражает суть этого конкурса. Во-первых, он был создан специально для маленьких детей – не старше 14 лет. Во-вторых, этот конкурс посвящен инструментальной миниатюре. Многие его участники впервые выходят на серьезную сцену, поэтому конкурс проводится очень доброжелательно – с большим количеством призовых мест и подарков. Он пользуется большой популярностью: имеет статус городского, но уже принимает масштаб регионального. И если на первом «Мини-маэстро» было 50 участников, в восьмом конкурсе, прошедшем в этом году, приняло участие 228 детей!

Конкурс «Поющее детство» возник позже и прошел пока дважды. Его идея возникла после объединения школы с Хоровой капеллой мальчиков. Первой задачей было собрать все наши хоровые коллективы – это особенно важно, потому что в нашей школе нет концертного зала, который мог бы их вместить, и выступают они только на площадках города. На втором конкурсе мы принимали гостей со всей Республики Коми – это был настоящий хоровой праздник, объединивший сотни детей.

«Ступени мастерства» – это конкурс для преподавателей, который мы создавали больше по необходимости: подобного конкурса среди педагогов дополнительного образования у нас в республике нет, а участвовать в общероссийских нам пока не под силу. Конкурс проводится раз в два года и включают и исполнительскую номинацию, и методическую составляющую, и конкурс социально значимых инициатив преподавателей.

– Часто ли выпускники вашей школы продолжают профессионально образование?

– Чем больше внимания государство уделяет нашей отрасли, тем заметнее возрастает количество желающих получить музыкальное образование. У нас каждый год кто-нибудь из выпускников поступал в музыкальный колледж, но этот «ручеек» одно время практически иссяк, потому что люди не видели перспектив. Сейчас желающих поступать в колледж раза в три больше, чем в прошлые годы. Мы проводим определенную работу с родителями, рассказывая о возможностях, которые открываются перед их детьми, и наблюдаем возрождение интереса к профессиям преподавателя и музыканта-исполнителя.

Поделиться:

Наверх