13 июня, в день Вознесения Господня, в землях брянско-гомельско-черниговского пограничья совершался обряд «похорон стрелы».
Канва обрядов «откапывания стрелы» и «похорон стрелы» в общих чертах одинакова, с той лишь разницей, что на Вознесение игрища гораздо более пышные и шумные*. К прежним ритуалам добавляется ряд императивов, направленных на получение хорошего урожая и благополучие общины, а все ритуальные действия более развернуты во времени и в пространстве.
«ПОХОРОНЫ СТРЕЛЫ»
Весь комплекс обряда происходит в один день (четверг). После утренней службы в церкви и домашнего обеда женщины собираются небольшими компаниями в дальних от центра села концах улиц. Как в обряде «откапывания стрелы», совершающемся на Пасху, женщины «гонят» или «ведут» стрелу (молнию) в центр села. Хоровод-шествие (шеренга поперек улицы) сопровождает один обрядовый напев, на который исполняется песня «Ты лети, стрела» и еще 10–15 текстов с различной тематикой.
Сбор в центре села. По приходе на «рынок» компании женщин вливаются в игрище и водят хороводы – круговые, с разыгрыванием действия или без такового и орнаментальные – линейные (стенка на стенку) или в форме подковы. По количеству записей больше всего записано круговых хороводов без разыгрывания действия, на втором месте – игровые круговые хороводы (с разыгрыванием сюжета), на третьем – орнаментальные формы. Круговые и игровые хороводы водят компаниями с каждой улицы села. Орнаментальные хороводы, требующие большого числа участников, водят сообща.
В каждом селе существовал свой порядок исполнения круговых хороводов, который в настоящее время соблюдается весьма условно. Наибольшее количество записей – классические четырехстрочные формы (АБПБ, АБПП), но встречаются трех- и пятистрочные локальные разновидности. Среди сюжетов основную массу составляют семейно-бытовые самой различной тематики, от брачной (припевание пар и сюжеты о просватании) до отношений внутри семьи. Игровые хороводы чаще всего представлены сюжетом «Что на нашей улице девочки гуляли» (девка молодца поборола), «Дремой» и шутейным «Селезень мой сизый, касатый» с показом «як скачут» все по очереди от детей до стариков.
Хоровод «Что на нашей улице девочки гуляли» больше всего любят в селах Верещаки Новозыбковского р-на и Неглюбка Ветковского р-на Брянской области. Напев хоровода едва ли не единственный после «Ты лети, стрела», с которым исполняется несколько текстов. Хоровод разыгрывается согласно тексту: внутри круга девушки ругают парня, сбивают с его головы шапку (шляпу), показывают, будто разрывают на нем рубаху и т.д.
Што на нашей улице девачки гулялиЛёли маи, лёлюшки, девачки гуля[ли].
Ани мяня, моладца, в глазы наругали,
Пуховаю шапачку с галавы брасали,
Белую рубашечку на нем папарвали.
Пашёл же тот моладец, пашёл же, заплакал:
– Ой, мать мая, мамачка, мать мая радима,
На что ж мяня, моладца, на горе радила?
Ой, что мяня, моладца, девачки не любят.
(с. Верещаки Новозыбковского р-на)
Из орнаментальных хороводов представим едва ли не самый любимый – в форме подковы, который называют «Луку водить» или «Луку пеять» – «Что на луце-луце». Водят «Луку» только женщины. Сначала на площади освобождают место под хоровод и ставят трех участниц – 3 «столба» – в форме тупоугольного треугольника. Хоровод движется змейкой, по очереди огибая столбы. Когда народу достаточно много, змейка замыкается, образуя подкову («фасолину»).
Ряженые – обязательные участники всех обрядовых действий в селе и на поле. В каждом селе своя пара ряженых – дедом и бабкой (1), мужиком и бабой (2) или женихом и невестой (3), а также компания ряженых цыганками. Дедом (мужиком) традиционно наряжается женщина, бабкой (бабой, невестой) – парень или молодой мужчина. Цыганками рядились только женщины. Щеки раскрашивали свеклой (красной краской) или закрывали лицо чулком. Иногда лицо красят поверх чулка.
«Дед» щеголяет в старой поношенной рубахе, ушанке, длинной мочальной бороде и грубых портах, либо штанах из разноцветных лоскутов ярких материй, к которым в старину привязывали между ног большую морковку. Во времена советской власти, чтобы избежать штрафа за оскорбление общественной морали, морковку ряженые просто носили с собой в руке или кармане, демонстрируя украдкой. В наши дни традиция возродилась.
«Баба» является на игрище в традиционной женской одежде – белой рубахе с богато затканными красным рукавами и юбке. На голове бабы должен быть повязан рябой платок (белый в красную полоску). Платки в каждом селе ткали особым способом – красные полосы могли быть толще, тоньше, с гладким краем или зубчиками, – по узору легко определяли место, где живет женщина.
«Жених» одет в старые штаны и рубаху, но лишен бороды, лицо размалёвано сажей и краской, либо закрыто чулком.
«Невеста» рядится в обноски, ее голову украшает тюлевая фата (кусок старой занавески).
«Цыганки» наряжаются в длинные широкие юбки с оборками, на которые пришивают колокольчики, жестяные пробки от бутылок и цветные лоскутки.
У ряженых несколько функций, среди которых выделяются две важнейших: отпугивание нечисти и действия, направленные на обеспечение благополучия для всех членов общины. Ряженые цыганками пляшут, пристают к участникам хороводов, гадают по руке и предсказывают всевозможные блага и прибыли, требуя «позолотить ручку». Веселье и смех, шумное поведение призваны отпугнуть недобрые потусторонние силы от участников обряда «похорон стрелы».
Шествие. После хороводов в центре села вся община направляется в поле. Впереди идут ряженые, которые со всех, кто попадается навстречу «стреле», требуют выкуп – прохожий или проезжий должен откупиться гостинцами. После получения гостинцев ряженые хлещут подавших хворостинами, желая здоровья и благополучия. Периодически «дед и баба» садятся на землю, выкладывают из торбы дары и начинают их демонстративно пересчитывать и делить.
Обряды в поле. На поле ряженый «дед» начинал шутливо гоняться с кнутом (пугой) за маленькими детьми, сбивал их в небольшую стайку и загонял в зеленую рожь. Верят, что рожь, напитавшись детской силой, должна ускорить свой рост. Хранители традиции сообщают, что дети знают о своей важной миссии. Они идут со «стрелой» весь путь от села к полю, где должны скрыться во ржи и выйти с другой стороны так, чтобы никто не увидел их возвращения.
После «исчезновения» детей, женщины водят в поле круговые хороводы так же, как и в центре села, после чего приступают к ритуалу «похорон стрелы». Каждая участница обряда приносит с собой мешочек с дарами – монеткой, кусочками хлеба и сала. Обрядовое закапывание металлических и иных предметов в земле являются оберегом посевов от града, а села, места обитания человека, – от молнии. При единоличных хозяйствах «стрелу» закапывала каждая хозяйка на своей полосе. Закапывая дары, женщины приговаривают: «Вот, табе, зямелька, гроши, а нам дай урожай хароший!». Иногда в обряде «похорон» участвует лента из девичьей косы, которая должна передать зеленой ржи силу молодой хозяйки и ускорить ее созревание. Ленту «хоронят» вместе с другими дарами.
Зафиксирован случай, когда «похороны» (жертва земле) и помощь созревающим зеленым злакам являются двумя отдельными ритуалами. Девушку с заплетенной косой приводят на поле и там выплетают ленту из ее волос. На корню десятки колосьев собирают в толстый сноп и выдергивают из него несколько колосков. Зеленые колосья заплетают в косу и вплетают в нее ленту из косы девушки, завязывая бантом. Косу из колосьев пригибают к земле и оставляют на поле до жатвы. После этого заплетали волосы девушки, повязывая ее косу не лентой, а с помощью зеленых колосьев, сорванных на поле. Этот обряд символизирует обмен животворящей силой. Мать-земля и зеленые всходы ржи дают девушке силы для будущего материнства.
Обряды в поле завершаются ритуальной трапезой, за которой участницы желают друг другу и всей общине села благополучия. По окончании трапезы женщины (жницы) катаются по ржи, перекатываясь с боку на бок, – «валяются», чтобы спина не болела. Вспоминают, что самые старшие участницы обряда когда-то приговаривали: «Нивка, отдай мою силку!».
Возвращение с поля в село происходит без пения обрядовых песен, но во время пути разрешено петь любые песни, а также плясать. В это время обязательно льет дождь.
Игрище с плясками. По возвращении в село на площади начинается шумное игрище с плясками под традиционные наигрыши. Все участники шествия разделяются на компании, в каждой из которых есть хорошие плясуны, частушечники и инструменталисты. Пляшут в разных местах площади под аккомпанемент гармони и бубна или двух бубнов. Барабанщик играет на бубне деревянной колотушкой. Инструменталисты играют сидя, все остальные участники игрища пляшут вокруг музыкантов и поют (припевают) частушки под сербиянку, цыганочку и русского. Танцуют вальс, па-де-спань и карапет.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕСНИ «ТЫ ЛЕТИ, СТРЕЛА»
Многолетние полевые исследования студентов и преподавателей Московской консерватории показали, что песенный тип «Стрелы» встречается не только в эпицентре обряда «похорон стрелы», но и в весьма удаленных от него районах Сибири (на Алтае и в Забайкалье), Дальнего Востока, Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Распространению «Стрелы» способствовали старообрядцы, поселившиеся в гомельско-брянском пограничье вскоре после начала никоновских церковных реформ XVII века. Из двух центров – Ветковского р-на Гомельской области и г. Стародуба Брянской области – многие старообрядцы уже в конце XVII – начале XVIII веков двинулись на поселение в южные земли – в Украину и Молдавию, во владения Османской империи. На всем пути переселения к Дунаю возникли старообрядческие села, в которых зафиксирована песня «Ты лети, стрела» (старообрядцы не восприняли обряда «похорон стрелы»), с которой они выходят на весенние хороводные гуляния в Пасху, а за Дунаем – на Масленицу. Песня «Ты лети, стрела» утратила магическую основу, но осталась хороводом-шествием. Изменился вектор направления шествия – вместо движения из села в поле со «Стрелой» совершают ритуальный обход села. Взявшись за платочки, женщины медленно и торжественно идут цепочкой друг за другом вдоль улицы, проходя в воротца, которые образует первая пара. Когда все пройдут, последняя пара оказывается на месте первой, и она поднимает руки воротцами (тип движения – линия в ворота). На перекрестках улиц останавливаются и водят круговые хороводы, танцуют, затем снова идут с пением «Стрелы», пока чинно не обойдут все улицы.
В каждом старообрядческом селе свой излюбленный набор хороводных форм, но везде водят «Василя» («Василь же мой василёчек, да василь – аленький цветочек…». Кроме «Василя» исполняют «Из-за лесику», «Что за шум сучинился», «Что в России за зима», «Посеяли девки лён» и другие.
В настоящее время в Бессарабии и Буковине сел, в которых сохранилась «Стрела», немного. В Украине – Грубно, Белоусовка Сокирянского р-на (б. Хотинского уезда) и Лукавцы (х. Липованы) Вижницкого р-на Черновицкой области. В Республике Молдова – Покровка Дондюшанского р-на, Старая Добруджа Сынджерейского р-на, Егоровка и Новое Грубно Фалештского р-на. В Болгарии – Татарица (округ Силистра). В Румынии – Переправа, Сулина, Миля 23, Тульча, Сарикёй, Русская Слава, Журилóвка, Гиндерештъ (Новинькое).
*Продолжение. Начало см.: «Играем с начала». 2013. № 5
Поделиться: