Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2006
РЕБЕНОК - СУЩЕСТВО СВОБОДНОЕ

Прекрасный педагог и музыкант Наталья Андреевна Петрова родилась в творческой семье, где музыку любили всегда. Отец, Супруненко Владимир Александрович, был прекрасным пианистом. Старшая сестра – тоже пианистка, окончила ленинградскую консерваторию. Мама – выпускница ленинградского театрального института. Поэтому, по словам Натальи Андреевны, её путь в музыку был предопределен.

- Наталья Андреевна, вы выросли в такой музыкальной семье. Наверное, заниматься музыкой начали очень рано?

- Свой музыкальный путь я начала, когда мне было 6 лет. Когда я была ещё маленькой, семья переехала в Алма-Ату. Там я окончила сначала музыкальную школу-одиннадцатилетку, а затем и консерваторию.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших педагогах.

- С педагогами мне очень повезло. Например, Юлия Львовна Кельберг – настоящий специалист своего дела. Она окончила Женевскую консерваторию, потом стала профессором в Санкт-Петербурге. С большой любовью вспоминаю и других своих наставников - Владимира Александровича Разживина и Владимира Владимировича Орловского. В алма-атинской консерватории я также училась у прекрасных педагогов - Королькова Владимира Николаевича и Тебенихина Владимира Ивановича.

-Выбирая специальность, вы сразу отдали свое сердце фортепиано или были какие-то другие варианты?

-Вопрос, на каком инструменте мне заниматься, в нашей семье даже не возникал. Отец страстно мечтал, чтобы я пошла по его стопам и доиграла все те произведения, что в свое время не доиграл он. Это было его мне завещание. Правда, узнала об этом я не сразу.

-Как проходили ваши первые занятия музыкой? Вы были прилежной ученицей?

-Честно говоря, ребенком я была крайне непоседливым и неусидчивым. Но был талант, поэтому, видимо, всё давалось легко. У нас в семье к музыке было всегда очень трепетное отношение. Не только из-за отца. Педагоги меня всегда любили, работали со мной очень много и серьезно. Хотя я сама не считаю себя очень успешным исполнителем, никогда особенно не рвалась показываться.

-А как началась ваша педагогическая деятельность?

- Сначала я даже представить себе не могла, что буду работать педагогом. У меня сестра педагог, и я для себя решила, что никогда не повторю её судьбу, не совершу этой ошибки. Тогда мне казалось, что этот путь не для меня. Но на деле вышло по-иному. Мой муж - ученый-германист, поэтому после свадьбы я уехала в Германию. Через какое-то время начала очень сильно тосковать по России. Наверное, именно эта тоска по родине и подтолкнула меня к тому, чтобы начать педагогическую деятельность. И вот я начала заниматься с детьми, в немецкой школе. Там и постигала психологию воспитания детей, то, как лучше познакомить их с культурой. Несмотря на то, что школа исполнительского мастерства у меня - русская, отношение к культуре и, в частности, к музыке, у меня вполне европейское. Не секрет, что в Европе к культуре абсолютно другой подход, более комплексный. Могу сказать, что эти дети излечили меня от тоски и буквально подарили мне жизнь – с ними у меня словно открылось второе дыхание… Так мы прожили в Германии 4 года. Потом я вернулась в Алма-Ату.

- У вас есть свои педагогические секреты в работе с детьми?

- В каждом ученике я вижу цветок. Поэтому мой класс – это целый сад прекрасных цветов. Я смотрю на них и искренне любуюсь. При этом из своих учеников я никогда не стремилась непременно вырастить профессионалов. Для меня важно, чтобы это было существо, способное ответить на вопрос, что это за чудо - музыка. Несмотря на это, я работаю со всеми очень профессионально. И очень осторожно отношусь к детской психике. Боюсь, что называется, сломать ребенка. Технику развить можно легко, а вот воспитать личность – эта задача уже намного сложнее. Честно говоря, психологический амбициоз детей-вундеркиндов меня немного пугает.

-А у вас есть какой-то рецепт, как развить у ребенка интерес и любовь к музыке?

-Как зажечь интерес? О, у меня уже выработана своя методика. Всё никак не могу её издать. Из своей педагогической практики я сделала такой вывод: когда ребята за 2-3 урока начинают играть по всей клавиатуре, да ещё и с педалью – это действует волшебным образом. Это как погружение в особый мир.

- Какие самые распространенные ошибки совершают начинающие педагоги, от которых вы хотели бы их предостеречь?

- На детей ни в коем случае нельзя давить. Я давно заметила, что, как только начинается прессинг, у малыша в ответ на это идёт такой внутренний зажим. Ребенок – очень свободное существо.

- А сын у вас тоже музыкант?

- Сын начал заниматься, но не сложилось. Я тогда относилась к нашим занятиям очень серьезно, а та методика, по которой я работаю сейчас, у меня на тот момент ещё не была сформирована. Наверное, мы переусердствовали, потому что в итоге у сына начались переутомления, и занятия музыкой пришлось оставить. Теперь я очень об этом жалею

- Наталья Андреевна, а с кем вам интереснее работать как педагогу – с малышами или со взрослыми.

- В профессиональном плане интереснее со взрослыми, но эмоционально проще работать с детьми. Сейчас я преподаю в школе имени Глинки, у меня 12 учеников, начиная с 4 лет и заканчивая восьмиклассниками, которым порядка 15-16 лет. Так что, как видите, разброс достаточно большой.

- У вас есть профессиональная мечта?

- Я в большом долгу перед своими очень талантливыми родителями и педагогами, поэтому самая главная моя мечта – передать то, что знаю и умею сама, чтобы следующее поколение не потеряло эту красоту. Хочется, чтобы в сердцах людей осталась любовь именно к музыке, а не к ремеслу. Мне кажется, что в нашей стране культура сейчас – это знаменитый чеховский вишнёвый сад. И самое главное теперь - не дать его вырубить.

Поделиться:

Наверх