С 20 января по 4 февраля 2008 года в Москве планируется проведение IV международного конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина. Предлагаем вниманию наших читателей интервью с руководителем одной из трех учредивших конкурс организаций - президентом Фонда А.Н. Скрябина А.С. Скрябиным. Совпадение фамилий не случайно: для нашего корреспондента нашел время внучатый племянник великого композитора. Волею родства и судьбы Александр Серафимович Скрябин возглавляет Скрябинский фонд уже 15 лет.
- Конкурс существует с 1995 года. Первый состоялся в Нижнем Новгороде, второй и третий – в Москве. Председателем оргкомитета первого конкурса был С.Т. Рихтер, что, конечно, очень помогало: великое имя освящало конкурс. Затем председателями оргкомитета были Т.Н. Хренников и А.С. Соколов (тогда – ректор Московской консерватории). Сейчас министр культуры и массовых коммуникаций РФ тоже дал согласие быть председателем оргкомитета конкурса, что внушает некоторые надежды на его успешное проведение: Александр Сергеевич Соколов всегда был благорасположен к конкурсу имени Скрябина.
Конкурс завоевал имя и дал положительные результаты. Его репутацию поднимает и то, что, в отличие от других конкурсов, мы годами продолжаем работать с его лауреатами. Меня даже часто спрашивают: «И что вы так с ними возитесь»? – «А как же иначе?», - отвечаю я. Конкурс имени Скрябина – это не просто музыкальное соревнование. Для нас это, прежде всего, средство популяризации творчества великого русского композитора в России и за рубежом. Тем же, собственно говоря, занимается и Фонд А.Н.Скрябина.
- У фонда в этом году юбилей.
- Да, нам исполнилось 15 лет, и мы весь год отмечаем эту дату – кстати, вместе с лауреатами конкурса. Последний пример – акция, которую мы провели в Ярославле. В ней принял участие победитель первого конкурса Евгений Михайлов. Прошло уже 12 лет, но этот пианист остается в нашей орбите, продолжает с нами сотрудничать. 1 июня, в день закрытия симфонического сезона, в Ярославле состоялся концерт, на котором прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина.
- Солистом был, конечно, Евгений Михайлов?
- Именно так. А в другом сочинении, которое тоже прозвучало в тот вечер – это Третий фортепианный концерт Рахманинова, - солистом был также «скрябинист» (как частенько называют членов нашего фонда) Сергей Кузнецов.
Акцией в Ярославле мы хотели напомнить о событии почти вековой давности – о легендарном вояже по Волге великого русского дирижера Сергея Кусевицкого. Солистами в концертах его оркестра тогда выступали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Они посетили Нижний Новгород, Казань, другие волжские города вплоть до Астрахани и, конечно, Ярославль. Я хочу особенно поблагодарить дирижера Ярославского губернаторского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова, который воспринял нашу идею и, главное, блестяще воплотил ее со своим оркестром. На концерте был аншлаг. И что поразительно - первый отклик я получил уже на следующий день, и вовсе не из прессы. Ко мне на улице подошла женщина (как оказалось, она была на концерте) и поблагодарила за прекрасную программу. А узнала она меня потому, что я перед концертом сказал несколько вступительных слов. Было приятно слышать оценку не профессионального музыканта, а просто человека, который любит музыку, свой город и свой оркестр. Вот и получил массу положительных эмоций сразу за весь коллектив и обоих солистов!
Успех концерта поддержал во мне одну идею - вернее, тайную мечту, – повторить историческое турне Сергея Кусевицкого в год столетия этого события в 2010 году. Хотелось бы восстановить эмоциональную атмосферу тех событий, и чтобы репертуар был тот же...
- …и солисты первоклассные…
- Не иронизируйте, с солистами проблем не будет, хотя, конечно, смешно говорить о том, что кто-то станет повторять игру Скрябина или Рахманинова. Гении - они на то и гении, что их копировать просто нелепо.
- Такой проект не осуществить без посторонней помощи.
- А у нас очень много соратников. Среди них мы числим радиостанцию «Орфей», на волнах которой музыка Скрябина звучит постоянно. Несколько лет работаем вместе с Фондом Андрея Кончаловского, который задумал создание цикла документальных фильмов «Гении»: этой весной завершён фильм, посвященный композитору Александру Скрябину. Перед телепремьерой его уже успели посмотреть зрители в нескольких городах России. И мы очень благодарны звукозаписывающей фирме «Классикал-рекордз», которая издала записи лауреатов предыдущих конкурсов имени Скрябина.
- И не только это!
- Да, за несколько лет Фонд А.Н. Скрябина и «Классикал-рекордз» совместно выпустили немало музыкальных дисков. Кстати, последней работой этой студии, вышедшей в цикле «Играют профессора Московской консерватории», стала публикация произведений Скрябина в редкостном по мастерству исполнении замечательного пианиста Валерия Кастельского. Валерий Владимирович стоял у истоков Скрябинского конкурса, был бессменным членом его жюри вплоть до своей кончины в 2001 году. Нам его очень не хватает, и выпустить диск в его память – это то малое, что мы могли сделать в этом году.
- Вернемся к конкурсу: как проходит его подготовка?
- Вот тут-то и начинаются проблемы. Нельзя сказать, что сегодня Скрябинский конкурс совсем лишен поддержки. Но вообще, современная ситуация с музыкальными конкурсами в России достаточно сложная. Об этом могу говорить не понаслышке, а как человек, который заведует отделом фестивалей и конкурсов в Международном союзе музыкальных деятелей. Со многими конкурсами – особенно со старыми и традиционными – существуют проблемы. Каждый раз нужно ходить по кабинетам и доказывать, что конкурсы нужны и очень важны для развития нашей музыкальной культуры. И первой проблемой всегда встают финансы. Если раньше по окончании конкурса мы знали дату проведения следующего, и нам были известны даже некие предложенные на его проведение суммы денег (пусть и недостаточные, но уже заложенные в бюджет), то сегодня каждый конкурс проводится, как в последний раз. Хотя в масштабе государства многие конкурсы, в том числе и имени Скрябина, по финансовым затратам не сравнимы с некоторыми такими общественными акциями и мероприятиями, оценку которым давать не берусь.
- Ну, так конкурс состоится или нет?
- Надеюсь, что да. Опубликованы условия его проведения, материалы по конкурсу разосланы во всевозможные организации, учебные заведения, в том числе консерватории. Начинаем собирать заявки участников. На сегодняшний день ясно, что половину конкурсных затрат берет на себя Московская консерватория. Она предоставляет залы, репетитории - обеспечивает инфраструктуру. И сроки конкурса определены так, чтобы они совпадали со студенческими каникулами – в таком случае консерватории гораздо легче справиться с проведением: с 20 января по 4 февраля 2008 года.
- Раньше конкурс проходил летом.
- Дело в том, что на будущее лето намечен другой конкурс – Второй международный конкурс пианистов имени Рихтера, который проводится раз в три года. Я не собираюсь сравнивать наши конкурсы, у нас у всех одна глобальная задача – выявлять наиболее талантливую молодежь. Но читатели газеты «Играем с начала», несомненно, знают, что наш конкурс во многом элитарен, как элитарна и сама музыка Скрябина: не каждому природой дано постичь даже какие-то ее ступени, тем более – полный объем.
- Вы считаете, научить исполнению музыки Скрябина невозможно?
- Наверное, возможно, но начинать нужно с ранних лет. Более взрослым понимание дается гораздо труднее. Кстати, это подтверждает не только опыт конкурса Скрябина, но и одно региональное мероприятие – Свибловский фестиваль. Он проводится раз в два года в ДМШ им. А.Н. Скрябина, которая расположена в московском районе Свиблово (отсюда и название). В этом конкурсе участвуют ученики музыкальных школ, причем не только московских. С каждым разом, а фестиваль в этом году – седьмой, число детей из других городов увеличивается. У фестиваля есть серьезное жюри, которое сегодня возглавляет профессор Московской консерватории О.М. Жукова. И отношение к участникам - очень серьезное, как на взрослом конкурсе. Хочу отметить, что сегодня дети играют Скрябина очень неплохо – очевидно, им интересна эта музыка.
- Они ведь не знают, что она сложна.
- Если дети, благодаря своим педагогам, с юных лет начинают исполнять Скрябина, они в будущем многое понимают лучше взрослых. А толковых педагогов в России сейчас немало. В этой связи с удовольствием могу рассказать еще об одном музыкальном конкурсе, где постоянно играют музыку Скрябина. Он проводится среди учащихся музыкальных училищ Московской области при немалой поддержке Правительства Московской области.
- Хороших примеров местных начинаний знаю немало. Но вернемся на федеральный уровень.
- Тут все зависит от руководителей, от их компетенции, образованности. Откровенно говоря, я устал доказывать в высоких инстанциях, что имя Александра Скрябина необходимо следующим поколениям. Мы сегодня ушли из работы в больших залах, наша работа сосредоточилась в камерных залах, в музеях и так далее. Я считаю, что консолидация небольших групп сейчас дает больший результат в плане пропаганды творчества Александра Скрябина. Безусловно, время от времени возникает проблема с оркестрами, потому что нужно платить оркестрантам. На прошлом конкурсе мы прекрасно работали с Московским симфоническим оркестром и его дирижером Владимиром Зивой, но что касается будущего конкурса, тут я не готов назвать участником именно этот коллектив, хотя и дирижер, и оркестр готовы к сотрудничеству. Пока не решен финансовый вопрос, на многие вопросы нельзя ответить конкретно.
- А как дело обстоит с членами жюри, ведь, как говорится, «состав жюри определяет конкурс»?
- Здесь та же ситуация. Мы знаем, кого пригласим, и приглашения уже разосланы. Но конкретные имена я называть пока не вправе. Единственно, могу назвать председателя жюри – это профессор Московской консерватории, народный артист России Михаил Воскресенский.
- Про возможных спонсоров конкурса, наверное, тоже говорить еще рано?
- Об этом вообще лучше молчать до последнего. Благие пожелания всегда приветствуются, а вот коммерческий и рекламный интерес обычно «выходит боком» самим инвесторам.
С творчеством Александра Скрябина все не так просто, недаром его называли «мистиком», «божественным посланцем». Мы и сами давным-давно убедились, что любое мероприятие, посвященное Скрябину, либо срывается, либо идет не так, как задумано, если перед этим не пойти в церковь и не поставить свечи в память о композиторе. Это правило мы неукоснительно соблюдали перед каждым конкурсом и до сих пор больших неприятностей не переживали. Обидно, конечно, если конкурс не найдет поддержки у власть предержащих. Но, в конце концов, у нас всегда была Божья помощь, в которой, я верю, не будет отказано и в будущем.
Поделиться: