Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.04.2014
ХОРМЕЙСТЕР XXI ВЕКА

17 марта в Большом зале Московской консерватории прошел гала-концерт Первого международного конкурса хоровых дирижеров им. Б.Г. Тевлина

Этот конкурс инициирован кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории. Перед его началом ректор консерватории и председатель оргкомитета конкурса А.С. Соколов раскрыл его миссию: поднятие престижа специальности «дирижер академического хора» и интереса общественности к современному хоровому исполнительству, – связывая профессиональное будущее хоровых дирижеров со стратегией развития Всероссийского хорового общества.

Заместитель председателя жюри – народный артист РФ, художественный руководитель Академического большого хора «Мастера хорового пения», заведующий кафедрой современного хорового искусства Московской консерватории, профессор Лев Конторович выразил убеждение в том, что этот конкурс станет ярким событием не только в жизни консерватории: он будет интересен всем, кому небезразлично дирижерско-хоровое искусство в современных реалиях.

Л. Конторович подчеркнул, что, в отличие от других профессиональных конкурсов, проводимых в России, здесь развиваются основы московской дирижерской школы, в первую очередь – традиции Б.Г. Тевлина и К.Б. Птицы.

В состав жюри конкурса во главе с Родионом Щедриным вошли представители мировой хоровой элиты: Витаутас Мишкинис (Литва), Гульмира Куттыбадамова (Казахстан), Анжела Моралес (Коста-Рика), Теодора Павлович (Болгария), Цао Тон И (Китай). Перед началом конкурса члены жюри провели мастер-класс с Камерным хором Московской консерватории – именно с этим коллективом предстояло работать конкурсантам.

В течение конкурсной недели свыше 50 участников отборочного тура из России, Казахстана, Китая, Польши, Белоруссии, Швеции, Вьетнама проходили серьезное состязание в трех турах. В преддверии III тура Л.З. Контрович отметил очень высокий уровень подготовки конкурсантов: отобрать финалистов жюри было нелегко. Состязались и студенты высших музыкальных учебных заведений, и молодые руководители хоровых коллективов, многие из которых уже имели звания лауреатов других дирижерских конкурсов. Согласно условиям, до участия в практической работе с хором (III тур) жюри допустило только восьмерых.

В первом туре конкурсанты исполняли на рояле хоровые партитуры a cappella композиторов ХХ века. Справедливо мнение, что безукоризненное исполнение партитуры характеризует хормейстера в первую очередь как интерпретатора. Во втором туре участники должны были продирижировать под два рояля сложнейшими фрагментами из «Свадебки» И. Стравинского, IV акта «Игрока» С. Прокофьева, I части «По прочтении псалма» С. Танеева, &laquoLibera me» из Реквиема Дж. Верди, &laquoDenn wir haben hier keine bleibende Statt» из «Немецкого реквиема» И. Брамса. Одним из важнейших критериев жюри в этом туре стала грамотная мануальная техника, а также знание музыкальных стилей и звуковой культуры различных эпох.

Все финалисты обладают собственным дирижерским почерком и авторским слышанием нюансов современной партитуры. Каждый из них в работе с хором стремился приподнять завесу над этической тайной ремесла, которая заключается не только во власти руководителя над коллективом, но и в доверии коллектива к дирижеру, демонстрируемое в чутком сотворчестве. Сложность конкурса состоит в том, что хормейстер, отстаивающий свое право на это звание, обязан не только проявить комплекс обширных профессиональных компетенций, но и аккумулировать весь свой социальный и психический опыт, позиционируясь как мастер, а не ремесленник. Работа молодых мастеров позволила обозначить некоторую условную градацию хормейстерских типов в конкурсных двадцатиминутках.

Несколько слов о дипломантах. Это выпускники Московской консерватории Ольга Власова и Станислав Майский, студентка МГК Ксения Кулакова, аспирантка Академии музыки в г. Быдгощ (Польша) Юстина Челминьска. Юстина руководит муниципальным хором медиков в Познани, Ольга и Станислав уже имеют звания лауреатов международных конкурсов и активно реализуют себя в творческих проектах. В работе над &laquoStabat Mater» В. Баркаускаса О. Власова была аллегорична в замечаниях – ее стиль можно определить как интеллектуально-риторический. Ксения, представившая &laquoCantateDomino» В. Мишкиниса, и Юстина, показавшая два фрагмента из цикла Ю. Евграфова «Осенний крик ястреба» на стихи И. Бродского, продемонстрировали необходимый комплекс практических навыков и имеют большие шансы в будущем стать первоклассными мастерами. С. Майскому, работавшему над «Вокализом памяти брата» В. Агафонникова, на мой взгляд, не хватило четких технологических указаний. По характеру своих замечаний он проявил себя носителем интеллектуального этоса в дирижерском искусстве.

Обладателя третьей премии Ванг Чао (Китай) можно назвать дирижером эмоционально-интеллектуального типа. Работая с партитурой «Отче наш» А. Шнитке, он делал акцент на «умягчение» хорового звука. Требования кантилены и энергизации долевых атак отчасти помогли Вангу эмоционально раскрепостить звучание, но привели к «увязанию» в потактовой работе. Подготовка и совершение кульминации в «Аминь» получила несколько прикладной характер. В финале произведения Ванг Чао пытался воплотить авторское «шествие к соборности», балансируя на разных уровнях динамики. Разделившая с ним третью премию Мария Челмакина (Москва) в интерпретации части «Да святится Имя Твое» из литургии «Запечатленный ангел» Р. Щедрина также заострила внимание на усиление кантилены в звуке. Мария выстраивала эмоциональный баланс между разделами формы, опираясь на смысловые оттенки канонической молитвы. В итоговом гала-концерте Камерный хор под ее управлением представил эту музыку как русскую молитвенно-эпическую хоровую балладу.

Лауреату второй премии – выпускнику Московской консерватории Глебу Кардасевичу досталась сложнейшая «Интерлюдия» из цикла С. Губайдулиной «Посвящение Марине Цветаевой». Сочетание различных вокальных техник, нерегулярная интонационная полифония вместе с сонорикой, моноритм выделяют этот номер в числе остальных. В своей дирижерской работе Глеб проявил себя как мастер эмоционально-дидактического склада, разъясняя коллективу нюансы композиторской мысли, находя словесный эквивалент вокальных штрихов в «Интерлюдии».

Первую премию завоевала Александра Макарова – выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Имея большой опыт работы хормейстером, Александра реализовала его в партитуре Ю. Кикты «Как за церковью, за немецкою», сумев продемонстрировать глубокое видение фактуры и ее драматургическое развитие. Замечания Александры по ходу работы над произведением покорили поющих: «скорее мысль, чем слово», «температура высказывания», «выходить на звук через понимание состояния», «состояние героя балансирует между любовью к женщине и уязвленным самолюбием». Умение дирижера подобрать точный словесный эквивалент штриха состояло в единстве с безупречно-лаконичной мануальной техникой. Победа петербургской школы в московском дирижерском конкурсе – профессиональное событие, отразившее как несомненную объективность жюри, так и высокий уровень подготовки конкурсантки.

Стоит отметить особый вклад художественного руководителя Камерного хора, доцента кафедры современного хорового искусства Московской консерватории Александра Соловьева. Менее чем за год после ухода создателя коллектива – маэстро Б.Г. Тевлина – он сумел не только удержать профессиональный уровень хора, но и укрепить его дальнейшее развитие, направив вокальную специфику в сторону открытости и теплоты звучания.

Как показал конкурс, многие дирижеры уже с молодых лет обладают развитым пониманием профессии и имеют заявку на собственный хоровой стиль. Краеугольным камнем современного хорового исполнения становится не только интонация, но и энергоинформационная структура музыки. И, возможно, именно здесь закладываются основы новой хоровой культуры и, шире, музыкального мировоззрения XXI века.

Автор:
Мусаев T.

Поделиться:

Наверх