Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
«УЛЫБНИСЬ, ТЫ УЖЕ ИГРАЕШЬ…»
Так называется сборник занимательных уроков для начинающих пианистов. Его автор композитор Л.Старовойтова уверена, что обучение игре на фортепиано может быть увлекательным процессом. Мы решили расспросить Людмилу Васильевну о том, как изгнать скуку из музыкального класса.

- Людмила Васильевна, вы серьезный композитор - автор балета, симфонических и вокальных произведений - и вдруг занимаетесь обучением детей музыке. Почему это произошло?

- Каждый, кто учился на фортепиано или учил своих детей, без удовольствия вспоминает бесконечные упражнения - гаммы и этюды, которые приходилось разучивать. Ребенок плохо осознает важность владения техникой, ему становится скучно, и он вообще может бросить занятия. Мне захотелось разнообразить процесс технического освоения инструмента, что, собственно, я и попыталась сделать, сочинив несколько занимательных сборников. Но сборник «Улыбнись, ты уже играешь…» – это не повторение прошлого, а новые образы и сюжеты, к тому же тексты для педагога расписаны куда подробнее.

Хочу заметить, что упражнениями все эти пьесы и ансамбли я не называю. Это скорее «музыкальные игры» за фортепиано, причем в большинство из них можно «играть» вместе с учителем. Ребенок даже не замечает, что постепенно осваивает штрихи и динамику. Изображая движущиеся и звучащие предметы - например, паровоз или всякую живность от гусеницы до медведя, - он легко учится играть громко и тихо, стаккато и легато, а еще развивает координацию движений. Во всяком случае, перемена рук для него перестает быть проблемой. Говорю это уверенно, зная, как занимаются дети по этим сборникам.

- Надо сказать, что сборник «Улыбнись, ты уже играешь…» с его забавными текстами и рисунками интересно читать и взрослому музыканту.

- Оформлением я обязана художнику Яну Иодкису, который проникся нашими задачами и с юмором их воплотил. Тексты, конечно, мои, но более пространными они стали благодаря детям. Они, осваивая первый сборник, подбросили мне немало интересных идей. Оставалось только воплотить их в музыке. Дети предложили, например, «изобразить» крадущегося тигра, и из этого вышел, как мне кажется, неплохой ансамбль. Или «Звучащие раковины», которые возникли как детское воспоминание о путешествии на море. Кстати, по мере освоения техники игры на фортепиано к этим пьесам, да и ко многим другим, можно вернуться и сыграть целиком самому.

- И все же нотные тексты в сборнике выглядят, как мне представляется, непривычно сложно для начинающих. Кластерные аккорды, куча диезов и бемолей, масса хроматизмов…

- Это вам кажется трудным, но дети-то об этом не знают, и потому сложность аккордов воспринимается ими естественно. Тем более что играть все эти «кластеры» поначалу можно двумя руками. В первых пьесах они еще и «сидят на одном месте», чтобы не сбивать ребенка столку. Помните, как в музыкальных фокусах, когда профессионал сидит на басах, а «неумейка» только время от времени ударяет в определенное время по клавишам, которые ему показали? Создается ощущение, что оба исполнителя одинаково хорошо владеют инструментом! Диезы с бемолями и разные хроматизмы детей тоже не пугают. Наоборот, им кажется, что столько интересного «нарисовано» в каждой нотной строчке. Ребенок участвует в творческом процессе, не подозревая, что уже начал знакомиться с современной музыкой.

- И по идее это его должно заинтересовать. А если нет?

- Но приемы все время меняются, и раз за разом ребенок получает новую порцию навыков. Конечно, есть и некоторые серьезные моменты, которые нельзя упускать, например, аппликатуру. Педагог должен проследить, чтобы пальцы были правильными. Но ведь они все расписаны в нотах и, к тому же, удобны, так что ребенок скоро и сам учится использовать подсказки аппликатуры.

- А как идет процесс постановки руки, который всегда был так важен в пианистической педагогике?

- Самым естественным образом. Вы обратили внимание на количество диезов и бемолей в нотных текстах. Очевидно, что большинство клавиш, используемых ребенком, черные. Детские руки «чувствуют» себя на клавиатуре свободно, не зажимаются и не виснут, и юный исполнитель ощущает себя настоящим солистом.

- А как достигается разнообразие образов, с которыми встречается ребенок?

- Тут тоже важна постепенность. И это вторая задача, которую должен решить сборник: как можно больше расширить знакомство с разными жанрами, начиная со средневековых и заканчивая современными, чтобы «зацепить» ребенка на «свою» музыку. Будет у него что-то любимое – будет расти интерес к музыке вообще. Для этого придуманы «музыкальные путешествия», в которых можно поиграть джаз и регтайм, не забывая о вальсе или хороводе. Кстати, сейчас я готовлю к изданию сборник фортепианных сюит. Уже отредактированы «Восемь картинок из Лондона».

- Вы идете по пути Иоганна Себастьяна Баха с его французскими и английскими сюитами?

- Конечно, ну зачем же «изобретать велосипед»? Гении создали совершенные формы, а современные композиторы вполне могут наполнить их новым содержанием. Замечу, что мои сюиты предназначены для тех, кто уже неплохо владеет инструментом, и дополнительной «тренировкой» для них может служить вторая часть сборника «Улыбнись, ты уже играешь». Пьесы из нее пригодны и для взрослого исполнителя.

- Вы прекрасно справились с таким сложным инструментом, как фортепиано, а не хотите попробовать еще что-нибудь?

- Уже попробовала. И это духовой оркестр. Для детских оркестров существует крайне мало литературы. Педагоги вынуждены сначала ждать, пока юный духовик освоит инструмент, чтобы только потом посадить его в оркестр. Но я встретилась с настоящим энтузиастом своего дела Русланом Мелаевым, который привлекает детей к оркестровой игре с самого начала обучения. Если ребенок научился играть хотя бы несколько нот, то уже может выступать. Представляете, какой это мощный стимул для начинающих! Но с другой стороны, какая сложная работа над аранжировками должна состояться, чтобы это было выполнимо. Сейчас мы с Русланом готовим расширенное издание сборника «Первое выступление» для духового оркестра.

- То есть у вас есть появились соратники?

- Несомненно. Иначе все эти издания вряд ли были бы возможны. Мне очень приятно получать благодарности детей и их педагогов, они подчас очень трогательные. Они дают мне надежду, что моя работа приносит пользу людям.

Поделиться:

Наверх