- Людмила Васильевна, вы серьезный композитор - автор балета, симфонических и вокальных произведений - и вдруг занимаетесь обучением детей музыке. Почему это произошло?
- Каждый, кто учился на фортепиано или учил своих детей, без удовольствия вспоминает бесконечные упражнения - гаммы и этюды, которые приходилось разучивать. Ребенок плохо осознает важность владения техникой, ему становится скучно, и он вообще может бросить занятия. Мне захотелось разнообразить процесс технического освоения инструмента, что, собственно, я и попыталась сделать, сочинив несколько занимательных сборников. Но сборник «Улыбнись, ты уже играешь…» – это не повторение прошлого, а новые образы и сюжеты, к тому же тексты для педагога расписаны куда подробнее.
Хочу заметить, что упражнениями все эти пьесы и ансамбли я не называю. Это скорее «музыкальные игры» за фортепиано, причем в большинство из них можно «играть» вместе с учителем. Ребенок даже не замечает, что постепенно осваивает штрихи и динамику. Изображая движущиеся и звучащие предметы - например, паровоз или всякую живность от гусеницы до медведя, - он легко учится играть громко и тихо, стаккато и легато, а еще развивает координацию движений. Во всяком случае, перемена рук для него перестает быть проблемой. Говорю это уверенно, зная, как занимаются дети по этим сборникам.
- Надо сказать, что сборник «Улыбнись, ты уже играешь…» с его забавными текстами и рисунками интересно читать и взрослому музыканту.
- Оформлением я обязана художнику Яну Иодкису, который проникся нашими задачами и с юмором их воплотил. Тексты, конечно, мои, но более пространными они стали благодаря детям. Они, осваивая первый сборник, подбросили мне немало интересных идей. Оставалось только воплотить их в музыке. Дети предложили, например, «изобразить» крадущегося тигра, и из этого вышел, как мне кажется, неплохой ансамбль. Или «Звучащие раковины», которые возникли как детское воспоминание о путешествии на море. Кстати, по мере освоения техники игры на фортепиано к этим пьесам, да и ко многим другим, можно вернуться и сыграть целиком самому.
- И все же нотные тексты в сборнике выглядят, как мне представляется, непривычно сложно для начинающих. Кластерные аккорды, куча диезов и бемолей, масса хроматизмов…
- Это вам кажется трудным, но дети-то об этом не знают, и потому сложность аккордов воспринимается ими естественно. Тем более что играть все эти «кластеры» поначалу можно двумя руками. В первых пьесах они еще и «сидят на одном месте», чтобы не сбивать ребенка столку. Помните, как в музыкальных фокусах, когда профессионал сидит на басах, а «неумейка» только время от времени ударяет в определенное время по клавишам, которые ему показали? Создается ощущение, что оба исполнителя одинаково хорошо владеют инструментом! Диезы с бемолями и разные хроматизмы детей тоже не пугают. Наоборот, им кажется, что столько интересного «нарисовано» в каждой нотной строчке. Ребенок участвует в творческом процессе, не подозревая, что уже начал знакомиться с современной музыкой.
- И по идее это его должно заинтересовать. А если нет?
- Но приемы все время меняются, и раз за разом ребенок получает новую порцию навыков. Конечно, есть и некоторые серьезные моменты, которые нельзя упускать, например, аппликатуру. Педагог должен проследить, чтобы пальцы были правильными. Но ведь они все расписаны в нотах и, к тому же, удобны, так что ребенок скоро и сам учится использовать подсказки аппликатуры.
- А как идет процесс постановки руки, который всегда был так важен в пианистической педагогике?
- Самым естественным образом. Вы обратили внимание на количество диезов и бемолей в нотных текстах. Очевидно, что большинство клавиш, используемых ребенком, черные. Детские руки «чувствуют» себя на клавиатуре свободно, не зажимаются и не виснут, и юный исполнитель ощущает себя настоящим солистом.
- А как достигается разнообразие образов, с которыми встречается ребенок?
- Тут тоже важна постепенность. И это вторая задача, которую должен решить сборник: как можно больше расширить знакомство с разными жанрами, начиная со средневековых и заканчивая современными, чтобы «зацепить» ребенка на «свою» музыку. Будет у него что-то любимое – будет расти интерес к музыке вообще. Для этого придуманы «музыкальные путешествия», в которых можно поиграть джаз и регтайм, не забывая о вальсе или хороводе. Кстати, сейчас я готовлю к изданию сборник фортепианных сюит. Уже отредактированы «Восемь картинок из Лондона».
- Вы идете по пути Иоганна Себастьяна Баха с его французскими и английскими сюитами?
- Конечно, ну зачем же «изобретать велосипед»? Гении создали совершенные формы, а современные композиторы вполне могут наполнить их новым содержанием. Замечу, что мои сюиты предназначены для тех, кто уже неплохо владеет инструментом, и дополнительной «тренировкой» для них может служить вторая часть сборника «Улыбнись, ты уже играешь». Пьесы из нее пригодны и для взрослого исполнителя.
- Вы прекрасно справились с таким сложным инструментом, как фортепиано, а не хотите попробовать еще что-нибудь?
- Уже попробовала. И это духовой оркестр. Для детских оркестров существует крайне мало литературы. Педагоги вынуждены сначала ждать, пока юный духовик освоит инструмент, чтобы только потом посадить его в оркестр. Но я встретилась с настоящим энтузиастом своего дела Русланом Мелаевым, который привлекает детей к оркестровой игре с самого начала обучения. Если ребенок научился играть хотя бы несколько нот, то уже может выступать. Представляете, какой это мощный стимул для начинающих! Но с другой стороны, какая сложная работа над аранжировками должна состояться, чтобы это было выполнимо. Сейчас мы с Русланом готовим расширенное издание сборника «Первое выступление» для духового оркестра.
- То есть у вас есть появились соратники?
- Несомненно. Иначе все эти издания вряд ли были бы возможны. Мне очень приятно получать благодарности детей и их педагогов, они подчас очень трогательные. Они дают мне надежду, что моя работа приносит пользу людям.
Поделиться: