Есть в Москве, а точнее в мире, один-единственный музей, посвященный жизни и творчеству Альфреда Шнитке. Открыт он в Московском государственном институте музыки, который с гордостью носит имя этого знакового для XX века композитора.
Музей возник, естественно, не сам по себе, его создали сотрудники института и Шнитке-центра. Огромную помощь оказала семья композитора и, прежде всех, вдова Ирина Федоровна Шнитке - известная пианистка, пропагандист творчества Альфреда Шнитке, вдохновительница значительного числа его сочинений. Она подарила музею многие личные вещи Альфреда Гарриевича, в том числе - его замечательный рояль, антикварный шкаф, который сопровождал семью Шнитке по разным городам и весям, восточный струнно-щипковый инструмент дутор, блокфлейту, миниатюрные книжки с любимыми стихами. Но самое главное, конечно, - рукописи композитора, его наброски к произведениям разных жанров, в том числе и для киномузыки.
Сестра Альфреда Шнитке Ирина Гарриевна Комарденкова-Шнитке написала вдохновенную книгу о семейных традициях, передала музею фотографии из семейного архива.
Шли годы, и музей сделал главное - собрал уникальный фонд автографов, рукописей, многих других ценных материалов. К настоящему моменту исследователям музыки Альфреда Шнитке (особенно молодым) уже не миновать знакомства с архивом в Шнитке-центре. Важной работой по изучению наследия композитора стал издательский научный сериал «Шнитке посвящается», осуществленный в пяти выпусках (1999 - 2006 гг.). Экскурсии и прослушивание записей дополняют круг работ Шнитке-центра.
Никто, однако, не мог предвидеть неожиданного: современное здание, в котором размещался музей Альфреда Гарриевича, вдруг стало аварийным. Музей пришлось срочно демонтировать, экспозиционные материалы разместить по коробкам и ящикам. Наступили трудные времена.
Почти полтора года потребовалось МГИМ имени Шнитке на восстановление музея. И вот, наконец, настал торжественный момент - приуроченное к дню рождения А. Шнитке (24 ноября) открытие новой, третьей экспозиции, которая в значительной степени отличается от предыдущих: расширена, дополнена новыми материалами из фонда Шнитке-центра.
Начинается выставка знакомством с предками композитора, его детством в поволжском городе Энгельсе, отрочеством, на которое пришлись два счастливых года пребывания семьи в Вене. Подробно представлены материалы об учебе композитора в Училище имени Октябрьской революции (на его базе и был создан МГИМ им. А.Г. Шнитке) и в Московской консерватории. Здесь экспонируются автографы первых, еще учебных сочинений .
Впервые панорамно даны фотографии семьи Шнитке и его друзей. Их дополняют факсимиле писем композитора к итальянскому композитору Луиджи Ноно, скрипачу Марку Лубоцкому и другим респондентам. Ряд витрин объединил материалы, демонстрирующие различные аспекты творчества композитора, в их числе балетные и оперные партитуры, нотные записи киномузыки и музыки для драматического театра. В оригиналах представлены дипломы и грамоты композитора. По уникальным экспонатам можно проследить круг общения А. Шнитке - это и исполнители его сочинений, и коллеги. На отдельном стенде собраны произведения, которые посвятили памяти Мастера композиторы Сергей Слонимский и Роман Леденев, Федор Дружинин и Ефрем Подгайц.
Завершает выставку блок материалов о последних годах жизни Шнитке в Гамбурге. На этом стенде демонстрируются знаки его безусловного признания, в частности, прижизненные афиши концертов из произведений композитора в престижнейших залах мировых столиц. Есть на выставке и изданный Шнитке-центром сборник «Альфреду Шнитке посвящается» в пяти выпусках, и ноты, в их числе юношеская Пассакалия для оркестра в авторском переложении для 2-х фортепиано (представлен и оригинал произведения).
В церемонии открытия новой экспозиции приняли участие Ирина Шнитке, Марк Лубоцкий - первый исполнитель почти всех скрипичных сочинений композитора. Вместе с виолончелисткой Ольгой Лубоцкой и пианистом Владимиром Сканави он стал участником исполнения Фортепианного трио А. Шнитке, посвященного врачу, который не раз спасал композитору жизнь.
С интересным рассказом об истории создания Фантазии для баяна, посвященной памяти Шнитке, выступил Ефрем Подгайц.
Музыкальную программу вернисажа дополнили романсы К.Дебюсси и Ф.Пуленка в исполнении Натальи Петрожицкой (выпускницы МГИМ, ныне - солистки театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Удачным было включение в программу и выступлений молодых исполнителей и композиторов - учащихся колледжа им. А.Г. Шнитке. Ариель Ласкер, например, сыграл на рояле Шнитке пьесу собственного сочинения «Фейерверк».
Все, что происходило в музее, запечатлел телеканал «Культура», и его зрители увидели краткий, но весьма содержательный репортаж.
Итак, музей не только представил свою новую экспозицию, но и заявил на 2008 год новые формы работы. Это, прежде всего, регулярное проведение в его стенах «Музыкальных пятниц Шнитке-центра», где станут отмечаться памятные для отечественной культуры даты, проводиться мастер-классы и творческие встречи, где будет звучать современная музыка. А еще предполагается организация лекций о музыке XX столетия для учащихся ДМШ, колледжей, студентов вузов.
XX век вошел в историю человечества как век драматический, однако, наполненный не только социальными катаклизмами, но и величайшими творческими открытиями. Ведь это - время жизни Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
Поделиться: