В 1995 году в городе Муроме Владимирской области появилась филармония, зарегистрированная как частное некоммерческое учреждение культуры. О том, как развивается это начинание сегодня, написала организатор и художественный руководитель филармонии – преподаватель одной из муромских ДМШ Елена Пономарева, в последние пять лет сделавшая ставку на сотрудничество с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова.
Зачем Мурому филармония? Для городов подобного административного подчинения такая роскошь не предусмотрена. Но если до распада Советского Союза в малых городах регулярно звучала классическая музыка в исполнении самых именитых гастролеров – лично я слышала у нас, например, Мстислава Ростроповича, Элисо Вирсаладзе, Ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Юрия Реентовича, - то затем провинциальная публика оказалась в культурном вакууме. И вот для того, чтобы заполнить этот вакуум, и была создана Муромская филармония.
Нашей первой «труппой» стали музыканты-преподаватели города. С удовольствием и нескрываемым уважением напомню их имена. Рустам Насыров, Екатерина Мякинина, Елизавета Балашова, Наталия Левина, Ольга Мятлева, Эльвира Баталова, Александр Антонов, Ольга Максимова, Наталия Шиповская. Основная аудитория – дети и их родители. Репертуар – классическая музыка. Жанр – музыкальный спектакль. За несколько первых лет были созданы десятки программ, о которых до сих пор вспоминают их слушатели.
А летом 2005 года состоялось мое знакомство с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова, выросшее в сотрудничество. Первый концерт провели уже в сентябре. Два фагота, домра и фортепиано - экзотическое начало. Абонемент назвали просто – «Пять концертов стипендиатов МБФ В.Спивакова». Весной того же сезона удалась еще одна интереснейшая акция. Звонок из фонда: «Хотите участвовать в фестивале «Моцартино»? Для меня подобные вопросы - испытание на прочность. Напрашивается очевидный ответ: конечно, хочу! Но здравый смысл подсказывает, что стоит за этим радостным возгласом. Все сложности организации проезда, питания, проживания гостей, поиск денежных средств, договоры с владельцами концертного зала, публикации в местной прессе, выступления на радио и телевидении, и прочие, прочие детали, без которых невозможна подобная деятельность. И все-таки я согласилась. В апреле Муром услышал десять музыкантов - посланников фонда во главе с красавицей пианисткой Екатериной Мечетиной, которая и придумала этот фестиваль (он прошел еще в нескольких городах России). В мае четыре солиста играли Моцарта с Владимирским губернаторским симфоническим оркестром.
С тех пор каждый год в Муром приезжают талантливые молодые и совсем юные музыканты. Я не буду проводить водораздел между теми, кого направляет фонд, и теми, кто теперь уже приезжает по собственной инициативе, потому, что хочет сыграть в Муроме или приехал «за компанию» с однокурсником, либо по совету друзей. Сейчас речь обо всех исполнителях – стипендиатах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Более 30 их концертов прошло на муромских сценах. Как-то начала подсчитывать, сколько же ребят приезжало к нам, - остановилась на шестом десятке. Каждое имя – отдельная яркая страница и в моей жизни, что абсолютно точно, и, думаю, в жизни всех, кто слышал у нас выступления московских музыкантов. Сколько бы ни было зрителей в зале, успех всегда оглушительный. Люди долго не расходятся после концерта, берут автографы, дарят цветы, задают вопросы.
Концерты, организованные совместно с фондом, выгодно отличаются массовостью, красочностью. Как правило, это приезд группы музыкантов. Чаще - нескольких солистов с одним концертмейстером. Я помню все! Весенний концерт 2008 года - один из шести в абонементе «Классика. Стенография чувств» - даже при воспоминании мельком сразу рождает самые счастливые, восторженные эмоции. Ударник Ростислав Шараевский: в 2000 году он стал «Золотым Щелкунчиком» и с тех пор идет по возрастающей. Гармонист Павел Уханов, умеющий мгновенно брать в плен весь зал… К каждому концерту я готовлю афишу и программку. В ней - сведения о композиторах и сочинениях, которые прозвучат в концерте, фотография исполнителя и его краткая биография. Вот эта краткая биографическая справка иногда с трудом умещается на положенном ей месте. Исполнителю 12-15 лет, а перечень его побед на конкурсах, выступлений на серьезных концертных площадках, званий, наград столь внушителен, что не удивиться невозможно!
Многие из музыкантов приезжали к нам несколько раз. Ника Лундстрем, сейчас аспирантка МГК им. П.И. Чайковского, играла в Муроме сольно, в составе фортепианного трио, в дуэте со своим отцом, замечательным скрипачом Михаилом Цинманом. Пианистка Анна Кавалерова - и сольно, и в фортепианном дуэте с Мариной Кан, и в камерном ансамбле со скрипачкой Светланой Коноваловой. Частый и желанный гость Муромской филармонии Елизавета Иванова в нынешнем сезоне впервые выступила с сольной программой. До этого приезжала в составе фестивального десанта «Моцартино», затем - как концертмейстер - в дуэте с гобоистом Иваном Кобыльским, позже – с виолончелистом Тиграном Мурадяном.
Следить за судьбой новых друзей очень интересно. Второкурсником Московской консерватории впервые приехал в Муром виолончелист Тигран Мурадян. Яркий темперамент, абсолютная влюбленность в свое дело, обаяние сразу расположили всех в зале. Варвара Непомнящая, превосходная пианистка, впервые приехала в Муром как концертмейстер: услышать ее игру и не пригласить выступить сольно, было нельзя. Ученица профессора Воскресенского, лауреат нескольких международных конкурсов, она одна из немногих, если не единственная среди нынешних студентов и аспирантов консерватории играет на концертной сцене весь «Хорошо темперированный клавир» и «Гольдберг-вариации» Баха. Всегда прошу Варю, специально для нас, школьных педагогов и наших воспитанников, включать в программу сочинения, которые мы регулярно «проходим» в фортепианных классах. Принимают Варю неизменно горячо.
Гитарист Дима Бородаев однажды спас репутацию филармонии. Приехал в незнакомый городок, узнав, что нужна его помощь: срывается концерт, необходима срочная замена. Все это в каникулы, после сессии, когда все располагает к отдыху и оправданной лени. Приехал, сыграл. С тех пор дружим. Несмотря на солидную разницу в возрасте, Дима иногда дает очень дельные педагогические советы. Правду говорят - мудрость определяется не годами. Благодаря знакомству с Дмитрием, Муром услышал Ансамбль классической гитары, познакомился с его легендарным руководителем Натальей Александровной Ивановой-Крамской.
Александр Синчук приехал в Муром «по путевке фонда». Улыбчивый, открытый, красивый молодой пианист, студент МКГ им. П.И. Чайковского. Через некоторое время узнаю – Александр Синчук победитель Рахманиновского конкурса. Даниил Трифонов играл в Муроме сольный концерт, когда ему было около 11 лет. В октябре 2010-го все его друзья, конечно, не только муромские слушатели, были безмерно счастливы, узнав о том, что молодой русский пианист стал лауреатом III премии на XVI Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Помню, как впервые приехала к нам пианистка Юлия Ванюшина – она тогда была маленькой, худенькой девочкой-подростком. Поезд пришел почти в полночь. Спать артисты (музыкантов было четверо) не хотели. Цель была одна – увидеть зал, где завтра предстоит выступать. Пришли. Открыли рояль. И сразу, с поезда – концертный этюд Листа, идеально исполненный неправдоподобно маленькими руками. Аплодисменты на следующий день были громовыми.
Готовясь к концерту, я стараюсь поместить материал об исполнителях, их программе в местной прессе, рассказать о предстоящем событии на телевидении. Надеюсь, что это в какой-то мере помогает расширить круг любителей музыки, привлекает внимание к серьезным культурным событиям. По словам наших гостей, муромские концерты отличает прекрасная организация. Очень ценят музыканты качественно сделанную рекламу – афиши, программки. Всегда с интересом читают заметки о своих выступлениях. После одного из концертов, уже за кулисами, кто-то из слушателей задал мне вопрос: «Устраивать концерты – это выгодно»? В первое мгновение я просто перестала дышать. Фантастическим видением промелькнула вся та бесконечная беготня, звонки, прошения, письма, приемы, отказы, встречи, разговоры, надежды на поддержку и их крушение, расклеивание афиш в 25-градусный мороз, одинокое стояние на вокзале после объявления «скорый поезд сообщением Москва – Новокузнецк опаздывает на 40 минут», возвращение домой в третьем часу ночи, суматошные сборы на концерт, когда нет никакой возможности донести все сумки и пакеты с сувенирами, костюмом, необходимым реквизитом, практически оптовые закупки в продовольственных магазинах, стояние у плиты, ужин на десять, пятнадцать, а однажды и на 25 персон, горы посуды… Выгодно??? А потом пришла трезвая мысль. Выгодно, еще как выгодно!
Я думаю, эту выгоду ощущают все, кто приходит на филармонические концерты. Начинали мы с аудитории в 30 человек, концерты устраивали в классе музыкальной школы. Сейчас большие выступления проходят на сцене главного концертного зала города (600 мест). Наша основная аудитория – 250-300 человек. Мечтаю об аншлагах, но и сегодняшний результат - с явной положительной динамикой. Так в чем же «выгода»? Расширение всех возможных границ. Познавательных, эмоциональных. Живое общение с шедеврами классической музыки в высокопрофессиональном исполнении. Духовное взросление нашей молодой публики. А если совсем коротко - возможность быть счастливым в своем маленьком провинциальном городе. Я верю мудрецу Платону – музыка очищает, окрыляет, «делает душу правильно воспитанного человека гармоничной и красивой». Разве не это главная цель человека разумного?
Поделиться: