Международный фестиваль «Гармоника – душа России» уже в 11 раз порадовал москвичей и гостей столицы (5-9 ноября)
Грандиозным по своим масштабам был гала-концерт фестиваля, прошедший в Театрально-концертном центре Павла Слободкина. Его программа поразила разнообразием – звучали собственно народные мелодии и их обработки, танцевальная музыка, произведения Астора Пьяццоллы, Херардо Родригеса, Ирвина Берлина и других прославленных композиторов. Наряду с взрослыми музыкантами оваций удостоились дети-гармонисты – московский ансамбль «Звонкие планочки» под руководством Павла Уханова.
C каждым годом фестиваль «Гармоника – душа России» расширяется, привлекая все новых исполнителей и слушателей. В этом году кроме москвичей были участники и гости из Санкт-Петербурга и Челябинска, Калининграда и Ростова-на-Дону, Уфы и Витебска. Приехали и представители дальнего зарубежья, в том числе лауреаты многочисленных международных конкурсов и фестивалей, аккордеонисты с мировой известностьюВинченцо Аббраччианте (Италия) и Гари Блэйр (Великобритания). В беседе с корреспондентом «Играем с начала» они поделились своими впечатлениями.
Гари: Я был на очень многих конкурсах и фестивалях в разных странах. Уровень этого фестиваля близок к европейскому. Баяны и аккордеоны всегда собирают много слушателей, и этот фестиваль не исключение. На таких фестивалях часто звучит музыка совершенно разных стилистических направлений, и это всегда очень интересно.
Винченцо: Хорошая организация – существенное отличие этого фестиваля от многих других. Часто принято задерживать время начала концертов, здесь с этим проблем нет. Музыканты готовятся к выступлениям в очень хороших условиях – за это отдельное спасибо организаторам! Особенно радует, что уровень исполнителей очень высок – как у профессионалов, так и у самодеятельных музыкантов.
– Все чаще на баянах и аккордеонах исполняют академическую музыку. Насколько распространена в исполнении на этих инструментах народная музыка в Европе?
Гари: Народная музыка это то, благодаря чему аккордеоны живы. В какую бы страну вы ни поехали, будь то страны Скандинавии, Шотландия, Франция или Италия, повсюду можно услышать на язычковых инструментах подлинный фольклор, хотя в репертуаре многих исполнителей народная музыка, действительно, плавно вытесняется академической.
– Что делается в Европе, чтобы сохранить народные исполнительские традиции на должном уровне?
Гари: В Шотландии мы начинаем учить детей с очень раннего возраста. Любовь к фольклорной музыке вначале прививается через танцы, далее уже ребята обучаются игре на инструменте. Танец – это как игра, он завлекает и как бы исподволь учит самых маленьких любить свои музыкальные корни.
Винченцо: В Италии все не так просто. Аккордеоны пользуются большой популярностью в нашей стране, но интерес к народной культуре, в принципе, падает. В Италии много политических и экономических проблем, и от этого страдает в первую очередь культура. Нужны для чего-либо деньги – их берут из выделенного на культуру бюджета. Считается, что в Италии музыка всегда была на первом плане, сейчас это уже не совсем так. Привлекать детей с раннего возраста к традиционной культуре – вероятно, самое удачное решение, мы этим занимаемся, но таких детей сейчас не так много, как хотелось бы.
– Известна ли русская народная музыка в Европе?
Гари: Безусловно. Это прекрасная музыка!
Винценцо: Я очень люблю русскую народную музыку, потому что она тесно перекликается с итальянской, которая известна своей мелодичностью.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ
В настоящее время концерты и фестивали с участием аккордеонистов и баянистов по всему миру собирают большие залы, тогда как гармошку со всеми ее разновидностями редко где можно услышать. Почему так происходит и что нужно делать, чтобы возродить этот инструмент? Об этом и о главных целях фестиваля рассказала художественный руководитель «Гармоники», директор московского Музея русской гармоники Наталия Мирек:
– Действительно, многие музыканты, присутствовавшие на фестивале, высказывались о том, что многоликую гармонь можно услышать только в нашем Музее русской гармоники Альфреда Мирека. Чтобы вернуть гармонике ее профессиональную ценность, в первую очередь нужно сломать стереотип, сложившийся в сознании людей: как считалось еще в XIX веке, гармошка – инструмент пьяных ямщиков и дворников. Помогла закрепить этот стереотип в сознании народа и передача «Играй, гармонь», где исполнялись почти исключительно разухабистые частушки.
Мы хотим показать, что гармонь это инструмент, способный свидетельствовать о высочайшей народной культуре, и надеюсь, что нам это удается. На нашем фестивале гармонь – это и концертный инструмент, и инструмент, который играет на вечеринках, причем не только в России, но и за рубежом (у нас на концертах звучала замечательная шотландская народная музыка). Ошибочно считать гармонь только русским инструментом, каждый народ считает этот инструмент своим, что и позволяет делать многообразные международные фестивали.
Сверхзадача нашего фестиваля – возвращение к корням подлинной культуры. Простите, но я не считаю, что современные музыкальные направления, когда в музыке больше шума, чем мелодии, это подлинная человеческая культура, то, к чему открыто сердце.
– Как фестиваль развивается, что в нем меняется?
– Верится, что мы находимся в состоянии постоянного роста, и это подтверждают слушатели. На следующий год мы хотим привлечь музыкантов из Китая, где есть прекрасные виртуозы игры на баяне и сложных губных гармониках. Помимо этого мы активно ищем музыкантов в российской глубинке. Одна из главных особенностей нашего фестиваля заключается в том, что наряду с профессиональными музыкантами часто появляются гармонисты, которые выучились самостоятельно, «с рук». Сохранение такого нематериального культурно-исторического наследия, поиск выдающихся музыкальных личностей – другая сверхзадача фестиваля. Мы всегда фиксируем выступления музыкантов на видео, оставляя память о том, какие в России есть и были гармонисты. Уже нет Сергея Сметанина, Виталия Королева – прекраснейших гармонистов, а записи их выступлений сохранились.
– С особенным интересом многие слушатели встретили появление на сцене редких инструментов.
– Да, это одно из направлений деятельности нашего музея – музыкально-исторический дивертисмент «Инструменты оживают в руках музыкантов». Даже наиболее редкие экспонаты музея звучат. У нас работает Геннадий Павлович Васильев, который умеет играть почти на всех наших гармошках, у нас разработаны и методики освоения старинных инструментов.
Еще одна задача фестиваля – показать молодежи, под какую музыку и музыкальные инструменты танцевали их прадедушки и прабабушки, что трогало их сердца, какими красивыми тембрами наделены эти инструменты. Это что-то безвозвратно уходящее, но, безусловно, нужное сегодня. На концертах фестиваля было много маленьких детей, и никто из них не закапризничал: значит, эта музыка отвечает подлинным чувствам. Детей не обманешь – либо сердечко откликнулось, либо ребенок просится домой…
Выступил Василий Курдяшов – гармонист-виртуоз из Хакассии, который представил программу «Волшебные гармошечки», показав разные виды миниатюрных гармошек-черепашек и саратовскую гармонику. Другой участник фестиваля Алексей Шалыгин (Ростов-на-Дону) продемонстрировал звучание язычково-пневматических инструментов – мелодики, клавиолы. Также он играл на пан-гармонике, но это не язычковый инструмент, мы решили показать его как диковинку.
ГАРМОНЬ – ДЕТЯМ
О своей педагогической практике рассказал лауреат международных и всероссийских конкурсов, руководитель детского коллектива гармонистов «Звонкие планочки» Павел Уханов.
– Я работаю с детьми в ДДТ «На Таганке». Пять лет назад там открылся кружок гармоники, и набор был очень невелик – вначале у меня было только три ученика. Но когда на концертах дети стали наблюдать за тем, как играют их сверстники, они тоже захотели учиться игре на этом замечательном инструменте. Сейчас желающих примкнуть к «Планочкам» больше, чем я могу научить.
Ребенку важно видеть заинтересованность: если исполнитель играет, уткнувшись взглядом в ноты или в угол, это не зацепит ребенка. Мои дети играют на разных маленьких гармошках, мы используем элементы шоу, и после концертов ко мне подходят люди, которые интересуются тем, где же можно научиться играть на гармони. Интерес у людей есть, а знаний мало.
Благодаря композитору Евгению Петровичу Дербенко, который в 1992 г. написал программу по обучению игре на гармони и сам стал в своих выступлениях играть именно на гармошке, уже сейчас во многих городах появились училища и институты, в которых обучают игре на гармони. Но восстановление статуса инструмента – дело нелегкое и небыстрое.
– Каковы репертуарные возможности гармони, что чаще всего исполняется? Кто сейчас пишет для гармони?
– Самый популярный репертуарный пласт – обработки народных мелодий, чем специально занимались и издавали сборники профессиональные композиторы, такие как Сметанин, Масленников. Есть и переложения классики, джаза, оригинальные пьесы – пока это делает только Евгений Петрович Дербенко. У Дербенко более трех тысяч произведений для разных инструментов, но сочинением и переложениями для гармони занимается специально, чем, безусловно, вносит огромный вклад в исполнительство.
Фестиваль успешно завершился, и его руководство благодарит за активную поддержку постоянного спонсора фестиваля – предприятие «Тульская гармонь».
Поделиться: