Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.03.2010
«Замечания по поводу музыкальных экзаменов 1890-91 учебного года»

О выборе этюдов и пьес

1) Иногда встречался неудачный, ничем достаточно не мотивированный подбор этюдов.

2) Иногда задавались ученикам этюды, превышающие их технические и музыкальные силы.

3) Пьесы подчас не соответствовали (по трудности) этюдам: первые были труднее последних, а иногда и гораздо легче.

4) Нередко замечался не совсем удачный подбор пьес, в особенности - для выходящих кандидаток .

Нельзя задавать ученице непосильных этюдов, хотя бы они и стояли в тетрадях этюдов, соответствующих муз. классу ученицы: нередко в одной и той же тетради среди большинства этюдов, соответствующих известному муз. классу, встречается несколько этюдов значительно более трудных; опытности педагога предоставляется определить — что можно и должно задавать той или другой ученице из всей тетради.

Просматривая пройденные ученицами этюды, не раз приходилось замечать, что выучена была вся тетрадь. Неужели все без исключения номера, помещенные в тетради, оказались в одинаковой степени полезными и необходимыми для ученицы? Так как предположение это имеет мало вероятия, то, следовательно, некоторые этюды из этой тетради пройдены были без особенной необходимости и потому без заметной пользы для ученицы; следовательно, на усвоение этих этюдов время потрачено почти непроизводительно.

Этюды, как и пьесы, должны быть выбираемы не бесцельно, а согласно требованиям, указываемым программой и особенностями ученицы, ее личными недостатками и т.п.; следует выбирать такие этюды, в которых ученица преимущественно нуждается для выполнения программы ее муз. класса. Ученицам, не имеющим достаточной беглости в пальцах, должно почаще выбирать этюды на беглость. Вообще следует задавать ученице такие этюды, из которых каждый или знакомил бы ее с новой трудностью, или доводил до необходимой, требуемой программой, степени прежде полученное знание. При отсутствии же такого расчета часто придется напрасно терять время на изучение нескольких однородных этюдов или имеющих для ученицы в данный момент очень ничтожное практическое значение. Все такие этюды будут, следовательно, разучиваться за счет других, более важных и существенных.

Пьесы следует задавать, всегда соображаясь с силами ученицы (техническими и чисто музыкальными). Должно задавать преимущественно такие пьесы, которые ученица может сыграть достаточно удовлетворительно в техническом, метрическом и чисто музыкальном отношении, следовательно — может слышать в собственном исполнении, если не совершенно такими, какими они на самом деле должны звучать (без искажений их в том или другом отношении), то хотя приблизительно такими. Только при этих условиях всякая новая разученная ученицей пьеса будет развивать музыкальное понимание ее и приохочивать к занятиям музыкой.

Примечание. Из сонат и сонатин, состоящих из трех частей, лучше задавать 1-ю и 3-ю части, дающие больше материала для беглости и вообще — для развития техники; 2-е же части, обыкновенно медленные, лучше разучивать только в том случае, если они представляют особенный интерес, напр., в отношении метра, ритма, гармонии и т.п.

Выбираемые для ученицы пьесы должны быть настолько музыкально красивы и содержательны,чтобы они могли и заинтересовать саму ученица, и, главное, влиять на нее развивающим образом. Воспитанницы Института не могут часто слышать хорошую музыку в хорошем исполнении (как это было бы нужно и что возможно, напр., для учащихся в консерваториях), ввиду чего для них всякая хорошо разученная музыкально содержательная пьеса получает особенное значение.

Пьесы, представляющие фортепианные аранжировки романсов для пения и арий из опер, фантазии на темы из опер и т.п., должно играть, возможно точнее воспроизводя темы, исполняя их в надлежащем темпе и с надлежащими оттенками.

Относительно выбора пьес для репертуара выходящих кандидаток должно заметить следующее:

- пьесы эти должны отличаться, помимо интересного содержания своего и удобопонятности, также и разнообразием по характеру. Одной пьесы, хотя бы большой и вполне хорошо разученной, слишком недостаточно для репертуара кандидатки. Лучше выбирать пьесы покороче и полегче, чтобы можно было составить кандидатке более обширный и разнообразный репертуар. Не очень длинные пьесы тем практичнее в данном случае, что их кандидатка легче может иметь постоянно «в пальцах», чтобы при случае сыграть их.

Способ усвоения этюдов и пьес

Этюды, как и упражнения, должно разучивать сначала каждой рукой отдельно, громко, медленно и затем, с применением, по крайней мере, различных акцентов (для приобретения необходимой ровности) и скоростей. Репетировать уже выученный этюд должно также громко, медленно и применяя различные способы, употреблявшиеся при первоначальном разучивании этюда. Только при таких условиях повторения доставят надлежащую пользу; постоянные же проигрывания этюда в надлежащем темпе, со всеми оттенками, приведут, в конце концов, к различным неточностям, неясности, неровностям туше и к другим недостаткам, которые могут окончательно испортить этюд. Однако, чтобы от продолжительной громкой игры не образовалось грубого, тяжелого туше, всякий этюд и пассаж в пьесе должно играть и pp, но, конечно, без пропадающих, неясных и неровных нот.

Пьесы ученица должна разучивать сначала также только в медленном темпе и f, соблюдая при этом все legatо и staccato, затем уже — играть скорее, рельефно, выделяя главный голос, и, наконец, должна исполнить пьесу в настоящем темпе, со всеми, по крайней мере, наиболее существенными оттенками, обусловливаемыми ритмическим, мелодическим и гармоническим содержанием пьесы. Само собой разумеется, что все быстрые пассажи, как и вообще наиболее трудные места, встречающиеся в пьесе, следует разучивать отдельно.

Все, что ученица ни разучивает набело, она должна играть вполне удовлетворительно и в техническом, и, по возможности, в чисто музыкальном отношении, потому что почти невозможно выучить играть хорошо большие и трудные пьесы, если в продолжение семи-восьми лет она не сыграла вполне удовлетворительно ни одной небольшой, простой и легкой пьесы.

Об игре в такт

У некоторых учениц заметны были: недостаточная выработка ровного счета, счета с ногой и вообще игра без такта.

На выработку ровного счета и игры строго в такт обращается большое внимание уже с самого приготовительного класса: с самых первых уроков уже принимаются целесообразные меры для развития у ученицы метрического чувства и игры в такт. Но если заметится недостаток в такте у учениц 1-го, 2-го и 3-го кл. (и вообще - какого бы то ни было класса), следует устранить этот недостаток соответственным подбором этюдов и пьес и, главное, ежедневными техническими упражнениями, производимыми со счетом и с ногой и даже (что особенно полезно в подобных случаях) — в различных ритмах. Нужно строго следить за тем, чтобы счет был внятен, краток и ровен. Хороший счет составляет одну из самых существенных привычек, без которых немыслимо выучиться хорошо играть.

При слабо развитом чувстве такта полезно полагать один счет и удар ноги на 2 ноты (даже — на 1 ноту), а при более развитом такте — один счет и 1 удар ноги на 4 ноты, даже на 8 нот. Устный счет, особенно в первый период обучения, должен соединяться с ударами ноги. (При выбивании такта ногой нужно следить за спокойствием корпуса). Ученица ничего не должна играть без счета, даже гамм и технических упражнений. Сначала все играется со счетом и с ударами ноги, затем — только с одним счетом или, лучше, только с ударами ноги; игра же без счета и без ударов ноги (с мысленным счетом) допускается только при вполне твердо разученной пьесе.

Не следует дозволять (в особенности ученице, не наделенной природным хорошим тактом) ни малейшей неточности, затягиваний или недодерживаний нот и пауз, недодерживаний точек около нот и т.п. Если таким «неточностям» в исполнении дать укорениться в ученице, то никаких успехов нельзя ожидать в будущем.

Нужно строго следить за тем, чтобы ученица доигрывала окончание упражнения, этюда, пьесы или ее частей, ничуть не ускоряя счета и движения и точно выдерживая паузы. От несносной (для музыкального уха) привычки доигрывать последние такты и заключительные аккорды в пьесе или этюде кое-как, без точного соблюдения размера, можно скоро отучить ученицу, заставляя ее всякий раз переигрывать эти такты как следует. При отдельных повторениях 2-4 тактов, с целью лучшего их усвоения, не должно позволять ученице делать произвольные антракты (паузы) между такими «повторениями», так как и это, до известной степени, может вредить развитию чувства такта.

Ученицам, у которых такт слаб, следует задавать побольше пьес с маршеобразным, энергичным ритмом. Полезно также от времени до времени задавать и пьесы в четыре руки, не слишком сложные для ученицы, чтобы последней не пришлось тратить много времени на такую пьесу и чтобы большую часть своего внимания ученица могла посвящать чисто метрической стороне пьесы. Одна пьеса, разученная строго в такт, принесет несравненно больше пользы, чем 20 пьес, кое-как разученных.

Чисто музыкальные недостатки, встречавшиеся в исполнении некоторых учениц

    1) Иногда не только отсутствовали фразировка и нюансировка (у учениц 3-го и даже 4-го класса), но и совершенно заглушался главный голос сопровождающими.

    2) Staccato и legato также часто не соблюдались: ученица связывала и отрывала не там, где это требуется и обозначено, а где для нее было или казалось удобнее.

    3) Основные басы нередко пропадали, что искажало гармонию.

    4) Перемены гармонии, даже резкие, часто не были достаточно заметны. Иногда передерживался в левой руке основной бас после вступления другого аккорда в правой руке.

    5) В аккордах нередко пропадали голоса: из четырех нот не слышно было одной, а иногда и двух нот.

    6) Темп при исполнении пьес иногда слишком отличался от настоящего их темпа.

    Примечание. Ученица, играя пьесу, должна уметь начинать ее с любой фразы.

Неясности и другие недостатки, замеченные при характеристике учениц

Нередко встречались также аттестации учениц — «способная, но ленивая», или «неспособная, но прилежная», - аттестации, по-видимому, объясняющие малоуспешность ученицы. У некоторых из преподающих значительное большинство учениц аттестовано таким образом. По поводу таких аттестаций нельзя не представить следующих соображений: трудно предположить, чтобы подбор учениц был в действительности таков, что ни одна из них не заслуживала лучшей аттестации, тем более что некоторые из таких учениц раньше были лучше аттестованы. Но если все такие аттестации делались и вполне правильно, то это все еще не дает достаточно оснований мириться с малоуспешностью учениц - как той, так и другой категории. Если ученица «способна, но ленива», то следует повлиять на нее так или иначе (строгостью или, напротив, мягкостью, смотря по характеру ученицы) и побудить ее учиться лучше; если же ученица «очень прилежна, но малоспособна», то при рациональном обучении она, благодаря уже одному прилежанию своему, сможет, если не в один год, то в два, наконец, в три года удовлетворительно пройти программу своего муз.класса, по крайней мере — в наиболее существенном.

_________________

*Окончание. Начало см.: «Играем с начала», 2010, № 2.

Поделиться:

Наверх