
В ее композиции три первые части представляют театральную историю в персоналиях: здесь идет рассказ о деятельности ведущих постановщиков XX – XXI веков числом более ста, включая таких ныне действующих мастеров, как Кристоф Лой, Барри Коски, Дмитрий Черняков, Ромео Кастеллуччи, Клаус Гут, Кшиштоф Варликовский. В последней части делается обратный ход: от сочинений, выбранных автором для анализа из всей четырехстолетней истории оперы (более 60 названий), - к их трактовкам на сцене. В «Заключении» ставятся актуальные вопросы существования оперы в сегодняшнем контексте. На сегодняшний день книга замыкает исследовательский труд, начатый автором в 3-х-томной энциклопедии «Хроника мировой оперы. 1600–2000».
Напомним: масштабная «Хроника», имеющая подзаголовок «400 лет - 400 опер - 400 интерпретаторов», по выходе в 2005 году первого тома, отображавшего зарождение и барочный расцвет оперной истории, стала бестселлером. Том был номинирован на премию «Лучшая книга года России», а его электронная версия, появившаяся в 2010 году и снабженная тысячью видеофрагментов оперных спектаклей, стала для того времени революционным мультимедийным изданием. Второй том, посвященный опере XIX века, вышел в 2013 году, последний, в котором речь об опусах и музыкальных процессах ХХ века, - в 2015-м. Спустя пять лет появились «Этюды к истории оперы», в которых автор вернулся к своим комментариям из «Хроники», но развил их и облек в драматургически интересную форму: здесь найдутся четыре, как в большой опере, акта, увертюра, пролог, два интермеццо и заключение под названием Non finito (незакончено).
Поделиться: