Top.Mail.Ru
05.04.2023
САМ СЕБЕ ДИРИЖЕР И КОМПОЗИТОР
В ТАСС запущен интерактивный спецпроект, позволяющий управлять оркестром и комбинировать музыкальные партии
САМ СЕБЕ ДИРИЖЕР И КОМПОЗИТОР

Первым произведением, открытым для экспериментов, стал Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Выбор связан и с юбилейной датой композитора, и с тем, что сочинение - одно из самых знаменитых в  мировой музыкальной литературе. Пользователь сайта может не только узнать из поясняющих карточек о группах инструментов, их роли в оркестре вообще и роли в опусе Рахманинова в частности, но и прослушать партии по отдельности или создать собственные комбинации мелодий. 

Для спецпроекта в Большом зале Екатерининского собрания была проведена запись Концерта в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением дирижера Павла Петренко. Причем, партии струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов, как и фортепианное соло (в исполнении Анны Шелудько), записывались отдельно. Звукорежиссер и композитор спецпроекта Георгий Жеряков отмечает две особенности в этой работе. «Впоследствии соединить на монтаже все группы довольно сложно не только по ритму и темпу, но и по звуковысотности, - говорит он. - Когда музыканты играют одновременно, то слышат общий строй, когда раздельно — могут быть отклонения». Другая особенность записи заключается в том, что она проводилась без метронома, который обычно используется в подобных случаях. Работа шла по руке дирижера. Таким образом, считает Жеряков, сохранено живое дыхание оркестра со всеми микроизменениями темпа. 

Вторая часть спецпроекта посвящена личности автора Концерта. C помощью архивных материалов и фотографий, предоставленных партнером ТАСС - Российским национальным музеем музыки, пользователь узнает о поисках призвания и ключевых событиях биографии Рахманинова — в частности, о периоде обучения в консерватории, провале Первой симфонии и успехе Второго фортепианного концерта, эмиграции и карьере за рубежом, о том, как менялась активность композитора в разные годы и для каких групп инструментов он писал чаще всего. В отдельном разделе о своем отношении к наследию Рахманинова рассказывает Денис Мацуев. 

Экспериментальная программа «Человек-оркестр» доступна на сайте ТАСС в разделе «Спецпроекты».

 

Поделиться:

Наверх