Старт ему задаст российская премьера оперы американского композитора Джона Адамса «Доктор Атом». Главный герой произведения – физик-теоретик, «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер. Композитор пояснял, что музыка написана под влиянием «Гибели богов» Вагнера, и «Доктор Атом», пронизанный ощущением приближающегося конца, выглядит его ответом великому предшественнику. Мировая премьера оперы в Сан-Франциско была приурочена к 60-летию бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На московском фестивале сочинение прозвучит в концертном исполнении под музыкальным руководством Андрея Лебедева. Главную партию репетирует солист МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Дмитрий Зуев.
Сочинения Адамса, в этом году отметившего свое 75-летие, также будут включены в концертные программы фестиваля.
Еще одну дату - 150-летие со дня рождения Рахманинова на Крещенском отметят концертным исполнением всех опер композитора. 22 января прозвучат «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» - сочинения, созданные одно за другим и представленные на премьере в Большом театре в один вечер. Первым из них продирижирует Евгений Самойлов, вторым — гость, дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев. 27 января публика услышит «Монну Ванну» и «Алеко» - последний и первый опусы Рахманинова в оперном жанре. За дирижерской пульт встанут Дмитрий Волосников и Александр Самоилэ.
Особая страница Крещенского фестиваля – вечер балетов. Впервые в афишу танец включен полномасштабно, что отражает изменения, произошедшие в структуре «Новой опере» (в ее состав вошел «Балет Москва»). 28 января будет показан спектакль Нижегородского театра оперы и балета «Терезин. Квартет», состоящий из четырех одноактных балетов на музыку композиторов-узников нацистских концлагерей. В числе хореографов-постановщиков - Татьяна Баганова, Алессандро Каггеджи, Максим Петров, Александр Сергеев. Балетные спектакли и в дальнейшем будут важной составляющей Крещенского фестиваля.
В концертном блоке — три программы. 21 января прозвучит камерная музыка в формате «Перевернутого концерта», впервые опробованного на прошлом фестивале. И музыканты, и зрители тогда расположились на сцене, что создало уникальное ощущение звука: слушатель находился внутри звуковой волны и в то же время был окружен пустым резонирующим пространством зрительного зала. В «Перевернутом концерте» этого года, получившем название «На конец времени», прозвучат одноименный квартет Мессиана, Седьмая симфония Брукнера в переложении для камерного оркестра, сочинение Циммермана Stille und Umkehr («Тишина и возвращение»), Струнный квартет №2 Адамса. Дирижер – молодой музыкант Федор Безносиков. В своих комментариях музыковед Ярослав Тимофеев, назвал все, что будет звучать в программе, зимней музыкой - подразумевая под этим не только календарное время, но и зиму человеческой жизни, сопровождаемую размышлениями о смерти.
26 января будет представлена программа, объединенная фаустианской темой. Прозвучат кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра Шнитке и «Песенки Маргариты» для сопрано и оркестра Локшина. В исполнении примут участие приглашенный контратенор Андрей Немзер и солисты «Новой оперы». За дирижерским пультом — Кристиан Кнапп.
Заключительный концерт фестиваля состоится 29 января. В этот вечер впервые на сцене «Новой оперы» с большой симфонической программой выступит Филипп Чижевский. Для исполнения он выбрал фанфару Адамса – Tromba Lontana для двух труб и оркестра, Первый концерт для фортепиано с оркестром Брамса и Симфонию №3 Брукнера. Как следует из пояснений дирижера, программа потребует от слушателя много вдумчивой духовной работы, и в то же время она будет динамичной («музыка Адамса выполнит функцию запуска, а когда в Концерте Брамса мы преодолеем сверхзвуковые скорости и земное притяжение, зазвучит поднебесная музыка – Симфония Брукнера»). Сольную партию в Концерте Брамса исполнит Алексей Мельников.
Во всех программах фестиваля принимает участие оркестр «Новой оперы».
Поделиться: