Первый из его концертов станет экскурсом в историю, в XVIII век, где такое специфически русское явление, как роговый оркестр, появилось.
Прозвучит Реквием Осипа Козловского, написанный на кончину последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. В последние годы жизни, отрекшись от престола, он жил в Петербурге, там же, в Базилике святой Екатерины Александрийской, его похоронили. Реквием был исполнен в 1798 году в момент погребения Понятовского.
В первой редакции (вторая появится спустя 27 лет) Козловский использовал звучание рогового оркестра. Поэтому именно ее искал петербургский дирижер Сергей Поляничко, создавший в 2006 году Российский роговой оркестр и подбиравший для него репертуар. Партитура была найдена среди старинных рукописей в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории, скрупулезно отреставрирована и взята коллективом Поляничко «на вооружение» (в 2010-2012 годах музыканты трижды исполняли ее).
На этот раз сочинение Козловского прозвучит там, где его услышали впервые, - в базилике святой Екатерины на Невском. В числе исполнителей, помимо Российского рогового оркестра, - симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга, Сводный хор училища им. Н.А. Римского-Корсакова (художественный руководитель — Николай Романов).
Но роговой оркестр сегодня может быть представлен не только как раритет, но и как явление, которое может найти свое место в современной культуре и быть интересным молодому поколению, считает автор проекта Сергей Поляничко. А потому во втором концерте будет представлена одна из версий развития роговой музыки в цифровом веке.
Прозвучит сочинение Мурата Кабардокова «Сны», в котором композитор экспериментировал с сочетаниями акустики и электроники, старинного и современного. В исполнении, помимо роговых инструментов, будут задействованы дудук и электроника (включая синтезаторы, ударные, бас-гитару). Аудиовизуальный перформанс при участии медиахудожника Андрея Свибовича состоится 26 декабря в Капелле Санкт-Петербурга. Трансляция будет доступна на платформе Культура.рф.
С проектом, поддержанным Президентским фондом культурных инициатив, предполагается познакомить жителей и других регионов России.
Для справки: первый роговой оркестр появился в 1751 году по прихоти гофмаршала Нарышкина. Поскольку на охотничьем роге можно было издать лишь один звук, в оркестр набрали из крепостных столько человек, сколько требовалось, чтобы обеспечить диапазон в две октавы (позже октав будет больше). Через четыре года подобный, но уже в сто рогов, коллектив повелела создать при дворе императрица Елизавета. К концу века только в Петербурге было девять роговых оркестров. Сначала они исполняли фрагменты европейской классики, народные песни, гимны. Позже для рогового оркестра стали писать музыку специально. На иностранцев звучание экзотического коллектива производило неизгладимое впечатление, и многие сходились на том, что роговая музыка - «из того числа предметов, коими русские могут прославиться».
Поделиться: