Первую премию получил Никита Дубов из Вены, представивший на конкурс статью «Разум, естественность и война насекомых: о зингшпиле Михаэля Гайдна и Флориана Райхссигеля «Правда природы», а также доклад о статусе композитора в оперном театре разных эпох. Второе место занял петербуржец Андрей Филонович, исследовавший закономерности жанра романтической оперы. Его конкурсная статья называлась «Плейлист для плохого настроения: проклятия в операх Верди и Вагнера». Лауреатом третьей степени стала Анастасия Семенова также из Санкт-Петербурга, искавшая «Историческую достоверность» в либретто оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного».
Победители получат денежные премии и право на публикацию в журнале «Музыкальная академия».
Специальных призов удостоены петербурженки Мария Кондратенко с работой «Осцилляция противоположностей в современной популярной музыке Исландии» и Анна Прядко с работой «Игра не окончена: история чиптюна» (речь о стиле синтезированной электронной музыки). В ряду спецпризеров также Карина Юшкова из Екатеринбурга, выступившая на тему «Сарсуэла в испанском придворном театре барокко: становление жанровых черт и особенности стилистики» и Филипп Ильин из Москвы с работой «Три венских виртуоза деревянно-соломенного инструмента (четырехрядного ксилофона) 30-х годов XIX века».
Церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса состоялась 4 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках фестиваля Союза композиторов РФ «Пять вечеров» (Союз — один из организаторов состязания).
Работы конкурсантов оценивали ведущие музыковеды страны — научные сотрудники Государственного института искусствознания Левон Акопян, Светлана Савенко и Марина Раку, профессора и доценты Московской консерватории Константин Зенкин, Татьяна Кюрегян, Григорий Лыжов, Роман Насонов, профессор РАМ имени Гнесиных Лариса Гервер, профессор Санкт-Петербургской консерватории Зивар Гусейнова, профессор Казанской консерватории Александр Маклыгин, профессор Ростовской консерватории Анатолий Цукер и главный редактор «Музыкальной академии» Ярослав Тимофеев.
По словам последнего, состязание показало открытость молодых музыковедов к темам, которые еще недавно считались слишком сложными для начинающих или недостойными академической науки. Они свободно ориентируются в техно и китайской опере, в партитурах 50-летних зарубежных композиторов, которые практически не исполняются в России, в политических аспектах старинной музыки и психоанализе. «Главное, - подчеркнул Тимофеев, - что мы открыли несколько ярких новых ученых, с которыми намерены сотрудничать и в дальнейшем. А они, надеюсь, почувствовали азарт к своей профессии и толику внимания, которого людям интеллектуального труда обычно не хватает».
Следующий конкурс Музыкальная академия» состоится в 2024 году.
Поделиться: