Здесь родился один из самых тонких, особенных русских композиторов ХХ века Валерий Гаврилин. Подростком уехал учиться музыке в Ленинград, а потом, став мастером, уже сам определил свой «географический» статус: я лечу над Россией. Песню с такими словами написал не он, но именно так – в состоянии почти неземного творческого полета – его воспринимали современники. В 1999-м композитора не стало. В том же году Вологодская областная филармония, получившая его имя, организовала Гаврилинский фестиваль.
Нам остались его строчки:
«Вологда для меня это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях. Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае».
КОНСТРУКЦИЯ ПОДВИЖНА
Разнообразную картину деятельности Вологодской областной государственной филармонии представляют музыкальные фестивали «Лето в Кремле» и «Кружева», театральный «Голоса истории» и духовный «Покровские встречи», литературный «Варлам Шаламов. 110» и VII Фестиваль молодежного европейского кино Voices, фестиваль «Музыкальная экспедиция», инициированный виолончелистом Борисом Андриановым. Но Гаврилинский был и остается самым масштабным проектом филармонии и правительства Вологодской области (все эти годы поддерживавшего фестиваль), более того – своего рода культурным брендом Вологодчины.
Какие бы жанры и виды искусства не представляли участники Гаврилинского фестиваля (фольклор, балет, джаз, духовое, симфоническое, вокальное исполнительство), они обязательно включают в свою программу сочинения Валерия Гаврилина. При этом назвать фестиваль монографическим нельзя. Фигура композитора всегда предстает в российском и мировом музыкальном контексте – в обрамлении моцартовских и баховских шедевров, современных авангардных опусов, джазовых стандартов. Но не теряется никогда.
На фестиваль приезжают самые прославленные исполнители, среди которых Госоркестр им. Е.Ф. Светланова, БСО им. П.И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Хор Мариинского театра, пианист Владимир Овчинников, виолончелист Александр Князев. Но знакомит он публику и с теми, кто в будущем, возможно, встанет в один ряд с этими масштабными солистами и коллективами. Обычно в рамках фестиваля проходят научно-практические конференции, исследующие современное музыкальное искусство и соотносящие его актуальные процессы с фигурой Валерия Гаврилина. Но эта фестивальная конструкция – концерты титанов, выступления молодых, исследовательский блок – подвижна, и всякий раз дополняется новыми деталями.
К примеру, на шестом фестивале был впервые организован заочный детский творческий конкурс «Мой Гаврилин» и реализована идея о продвижении фестиваля из Вологды вглубь области. Изюминка нынешнего – открытие в филармонических стенах зала, посвященного творчеству мастера.
ЗОЛОТОЙ ФОНД
Седьмой фестиваль открылся в Международный день музыки концертом Санкт-Петербургской государственной академической капеллы, в котором прозвучали сочинения Георгия Свиридова – «Патетическая оратория», «Курские песни», музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». И это не случайно. В программах нынешнего года акцент был сделан на сочинениях тех композиторов, духовное единение с которыми чувствовал сам Валерий Александрович. Свиридов из их числа. То, что он, уже мэтр, однажды сказал о молодом авторе: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота ее стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины – драгоценное свойство этой музыки…», – можно отнести и к самому Свиридову.
Концерт любимых в Вологде петербуржцев, состоявшийся на этот раз под управлением молодого дирижера Ильи Дербилова, был организован при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Под этой же эгидой прошел и заключительный вечер фестиваля, на котором выступил Русский академический народный хор им. М.Е. Пятницкого под управлением Александры Пермяковой. Легендарный коллектив представил концертную программу произведений из своего золотого фонда, дав ей самое верное из названий – «Я лечу над Россией». Потому что оно исключает точку, зачеркивает конечность космоса по имени Валерий Гаврилин.
А между этими фестивальными вершинами состоялись концерты, каждый из которых – по-своему интереснейшая история.
ОТ БАРОККО ДО ДЖАЗА
Вокальный ансамбль из Санкт-Петербурга «Посолонь» приехал к вологжанам с премьерой программы «Дорога к Гаврилину», в которой представил свой взгляд на то, как, из чего складывался неповторимый почерк композитора. И самым органичным образом – исполнив канты и книжные песни из рукописных сборников раннего русского барокко, фольклор русского Юга, романсы XV–XVII веков, родившиеся в далеких странах, подвел публику к ответу на этот вопрос: из исконно русской традиции, обогащенной вокальной культурой западноевропейского Ренессанса.
А своего рода перекличкой этому вечеру оказалось выступление Мужского хора Вологодской филармонии, мастерски «вписавшего» музыку композитора в контекст русской народной песни более позднего периода.
Петербургский ансамбль народных инструментов «Экспромт-квинтет» совместно с фортепианным дуэтом Надежда Реженинова – Олег Вайнштейн представил слушателям программу «Гаврилин и балет», составленную из музыки балетов «Анюта», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова». Аранжировки для столь оригинального состава сделали сами участники коллективов, режиссером композиции выступила автор идеи Галина Ефимова. Но и тут хозяева вступили в своего рода диалог с гостями, продолжив обозначенную ими танцевальную линию. Филармонический ансамбль песни и танца «Русский Север» показал театрализованный диптих по гаврилинским «Скоморохам» и поэме Твардовского «Василий Теркин», рассказав пронзительную историю про смех сквозь слезы.
Воспоминание о самом знаменитом балете Гаврилина «Анюта» прозвучало и в программе Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии». Предложив слушателям совершить экскурс в музыкальный мир восьми стран и трех столетий, они увенчали это путешествие опусом, знакомым и незнакомым одновременно – «Часиками и полькой». Такого сочинения у Гаврилина нет, это опыт томского композитора Валерия Ермошкина, аранжировавшего и объединившего в одно целое номера из «Анюты».
Пианист Филипп Субботин целиком спроецировал свою программу на личность и творчество Валерия Гаврилина. Звучание сонат Гайдна и Бетховена отсылало слушателей к юности композитора: будучи учеником специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории, он переиграл тогда вместе с одноклассниками Юрием Темиркановым и Юрием Симоновым все квартеты и симфонии венских классиков, переложенные для фортепиано в четыре руки. «Хоровод гномов» и «Кампанелла» Листа напоминали, сколь значимы в творчестве Гаврилина танцевальные ритмы. Пьесы П. Чайковского, отображающие тончайшие оттенки чувств, сопрягались с мечтою вологодского гения добраться своею музыкой до каждой человеческой души.
На фестивальную сцену выходило еще немало музыкантов – вологодские Губернаторский оркестр русских народных инструментов и Камерный оркестр, петербургский Хор мальчиков под управлением Вадима Пчелкина, приехавшие из Москвы квартет саксофонистов, джазовая команда во главе с Даниилом Крамером и американкой Ритой Эдмонд, трио «Реликт». И в каждом концерте творчество Валерия Гаврилина открывалось новой гранью.
Следующий Гаврилинский фестиваль планируется провести в 2019-м – в год 80-летия композитора. И работа филармонии во главе с Ольгой Васильевой по его подготовке уже начата.
На фото: Победители конкурса «Мой Гаврилин»
Поделиться: