АРХИВ
28.04.2015
«ЖЕНИТЬБА» С ОРКЕСТРОМ
Премьера на Малой сцене Детского музыкального театра им. Н.И. Сац последней оперы Александра Гречанинова «Женитьба», состоявшаяся в марте, опровергла тезис о том, что два раза в одну и ту же реку войти нельзя

Оказалось, можно! Да еще с творческим результатом, вернувшим музыкальному театру давно забытую сегодня атмосферу искренности и притягательного доверия, в которую способен погрузить лишь камерный жанр. Опера написана по оригинальному тексту одноименной пьесы Н. Гоголя с незначительными для сюжета сокращениями. 82-летний композитор завершил ее в 1946 году, когда давно уже находился в эмиграции в Нью-Йорке. Путь опуса в Россию был тернистым и долгим.

В 1948 году в США, на Тэнглвудском музыкальном фестивале, прозвучала лишь третья (финальная) картина оперы, и ее премьера прошла весьма успешно. Полностью «Женитьбу» услышали в 1950-м в Париже: постановка в Русском оперном театре стала единственной при жизни автора. Впоследствии партитура и оркестровые голоса были утрачены, но из переписки композитора известно как минимум о двух редакциях клавира. В фондах Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки сохранилась авторская копия первоначальной версии c пометками А. Гречанинова, которая была переправлена им в Москву для ознакомления и с надеждой на то, что оперу поставят на родине.

С целью привести клавир к печатному виду копия с этого экземпляра, обнаруженного дирижером Театра им. Н.И. Сац Леопольдом Гершковичем, была снята лишь в нынешнем столетии. Маэстро предпринял редактуру рукописи, расшифровку нечетких фрагментов и авторских сокращений, что в осуществленной им сценической редакции позволило более динамично выстроить сюжетную драматургию. Премьера постановки камерной версии (под фортепиано) состоялась 25 апреля 2009 года – в год 200-летия со дня рождения Гоголя и 145-летия со дня рождения Гречанинова.

Л. Гершковича не оставляла мысль и о реконструкции партитуры, но у наследников композитора в Америке ни партитуру целиком, ни хотя бы ее фрагменты обнаружить не удалось. На помощь пришел еще один музыкант – дирижер Николай Кириллов, который решился сделать оркестровку по клавиру. Его предложение театр принял, а Л. Гершкович, досконально изучивший весь материал, стал автором окончательной научно-критической редакции партитуры. По задумке композитора каркас состава камерного оркестра должен был включать в себя 5 деревянных, 2 валторны, 2 трубы и струнный квинтет. Так что на мартовской премьере оркестровой версии пластически мягкая и теплая мелодика оперы, зиждущаяся на свободно льющихся и необычайно певучих речитативах, обогатилась тонкими психологическими нюансами и яркими музыкальными красками.

Несомненная заслуга в этом принадлежит как автору оркестровки Н. Кириллову, так и вдохновителю всего проекта – музыкальному руководителю и дирижеру Л. Гершковичу. Гречанинов – один из последних русских композиторов-классиков, но свежесть и новизна музыки его «Женитьбы» по-особому ощущается с высоты XXI века. Для Л. Гершковича, пришедшего в Театр им. Н.И. Сац в 1967 году и оставшегося верным ему на всю жизнь, эта опера в новой оркестровой версии достойно завершает цикл постановок, посвященных 80-летию маэстро. По его оценке, партитура Гречанинова - «интереснейшая и очень колоритная, она практически стала музыкальным завещанием композитора. В опере использована система лейтмотивов, благодаря которой каждый герой получает яркую характеристику, в ткань умело и тонко вкрапливаются элементы русского фольклора». В развитие этих мыслей и весь состав певцов – словно на подбор. Жених-фантом Подколесин в трактовке Владислава Голикова – типаж романтически изысканный и рафинированный, кажется, второй Манилов, но чуть более решительный. Его приятель Кочкарев в притягательно гротесковой трактовке Андрея Панкратова – эксцентрически яркий лидер-авантюрист, не раздумывая бросающийся в пучину приключений. В партии трогательно-ироничной Агафьи Тихоновны срез духовной пустоты и въевшегося в разум мещанства очень точно найден Марией Смирновой, а сваха-огонь Фекла Ивановна в острохарáктерной интерпретации Анастасии Ялдиной авантюристу Кочкареву составляет весьма достойную конкуренцию. В десятку попадает и альтернативная тройка незадачливых женихов – Яичница (Юрий Дейнекин), Анучкин (Олег Банковский) и Жевакин (Михаил Чесноков).

Не мудрствуя лукаво, режиссер Александр Леонов, художник Анна Нежная и художник по свету Ильдар Бедердинов создают уютную, почти домашнюю костюмно-театральную обстановку, очень простую, понятную и реалистичную. При минимуме задействованной сценографии неожиданно эффектные мизансцены вкупе с совершенно изумительными костюмами становятся тем, на чем прочно и уверенно держится весь спектакль. Само же «совершенно невероятное событие в двух действиях» становится совершенно невероятным событием в трех картинах и посвящением памяти прекрасного русского композитора.

Фото Елены Лапиной

Поделиться:

Наверх