АРХИВ
31.08.2017
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Сахалинская область и ее филармония – ровесники. Им – по 70, связаны они накрепко. И горячая филармоническая осень – 2017 завершится участием артистов в грандиозных торжествах по случаю 70-летия Сахалинской области.

Не коснуться истории этих мест – значит, не понять, почему единственная в регионе концертная организация развивалась так, а не иначе.

ЕЩЕ И ЦИРК!

В 1947-м, в момент рождения филармонии, южная часть острова только-только отошла к СССР. До этого в течение 40 лет она была под властью Японии. Поэтому новая жизнь здесь началась практически с чистого листа. В город Тоёхару, переименованный в Южно-Сахалинск, приехали советские специалисты, главным образом русские. Они и издавна жившие в этих местах корейцы составили основное население новых территорий. Налаживалось хозяйство – формировалась и социокультурная среда.

Не прошло и недели после появления в Южно-Сахалинске концертно–эстрадного бюро, как приказом Управления по делам искусства при Совете министров РСФСР его реорганизовали в Сахалинскую областную филармонию. «На хозяйство» поставили Рукина, приехавшего в эти края еще в 30-х годах в числе знаменитых двадцатипятитысячников – пролетариев-партийцев, призванных поднимать жизнь на селе и отдаленных территориях. Можно представить себе растерянность Ильи Михайловича: на юге области ни одной музыкальной школы, клуба, театра. Северная часть малонаселена, организованная художественная самодеятельность в самом зачатке. С чего, скажите, начать?..

Ответ Рукина: эстрадно-цирковая труппа, корейский вокально-инструментальный ансамбль и кукольный театр. Все три своеобразных для филармонии коллектива взялись с энтузиазмом гастролировать по области, и ждали их так, как сегодня ждут в городах и весях Дениса Мацуева. Параллельно по Сахалину начали разъезжать бригада чтецов и лекторская группа, имевшая в своем арсенале несколько просветительских программ.

 К 1964 году Сахалинская филармония под руководством И.М. Рукина выросла уже настолько, что начала проводить фестивали профессионального искусства, декады национальных культур, недели искусств. Все – в домах культуры и на открытых площадках Южно-Сахалинска и крупных островных городов Корсакова, Долинска, Холмска… Потому что своего концертного зала у филармонии не было.

Нет и сейчас. Даже хорошее репетиционное помещение филармонисты получили только в этом апреле. Правда, фасад еще не отремонтирован, а потому артисты пошучивают про свой ставший уже любимым «дворец»: «На лицо ужасное, доброе внутри».

ВРЕМЯ НАУМОВА

В 1967 году в филармонии родился первый, свой по «крови», коллектив – Сахалинский русский народный хор. К тому времени появились кадры – открытое в 1959-м в областном центре музыкальное училище осуществило уже два выпуска. И появился незаурядный лидер-организатор. Это баянист и композитор Владимир Николаевич Наумов, которому спустя три года суждено было возглавить и саму филармонию. Хор прожил счастливую двадцатилетнюю жизнь: исколесил с гастролями Сахалин и Курилы, выступал в Москве, Ленинграде, Минске, городах южного региона, стал первым островным коллективом, выступившим за рубежом – в Чехословакии и Японии. Но с отъездом своего основателя в Воронеж прекратил существование. А вот у Владимира Николаевича будто открылось второе дыхание: он возглавил на новом месте Театр оперы и балета, потом – и композиторскую организацию.

С именем этого человека связано и еще одно событие, оказавшее огромное влияние на культурную жизнь на острове: Наумов придумал фестиваль «Утро Родины». Первый из пяти состоялся летом 1981 года. Пять тысяч зрителей стадиона «Спартак», до конца не веря своим глазам, бурными овациями встречали и провожали небожителей телеэкрана, лучших из лучших советской эстрады: Льва Лещенко, Софию Ротару, Владимира Винокура, Геннадия Хазанова.

Следующие фестивали сахалинцы уже ждали так, как ждут Новый год с его чудесами, предчувствием перемен, особым, с сумасшедшинкой, настроением. И не обманывались. Впереди были встречи не только со старыми знакомцами, но и с новыми звездами – Филиппом Киркоровым, Игорем Николаевым, Ириной Понаровской. На ура проходили концерты суперпопулярных ВИА «Пламя», «Сябры», «Червона рута» и набиравших вес рок–групп «Круиз» и «Алма–Ата» (в будущем A`Studio). Довершали атмосферу уникального события легендарные личности, посещавшие эти фестивали, – композиторы Марк Фрадкин и Ян Френкель, главный кукольник страны Сергей Образцов, телеведущий «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич.

В 1988 году фестиваль прошел в последний раз. Но мамы и папы сегодняшних поклонников Егора Крида и «М-бэнда», посмеиваясь над «мелкомасштабными» увлечениями своих отпрысков, до сих пор живут воспоминаниями о встречах с по-настоящему крупными артистами и хранят фирменные значки фестиваля как символ, может быть, самых счастливых дней своей жизни. Эту страницу в своей истории сахалинские филармонисты считают одной из наиболее ярких и славных.

Хотя продолжение было. Именитые, самые популярные коллективы и артисты (список возглавляет Большой театр!) в разные годы прилетали на этот краешек земли по приглашению Сахалинской филармонии. Культурная связь с материком была приоритетной задачей организации. И пусть менялись ее руководители – задача сохраняется по сей день. Примеры?

6 августа прямо под открытым небом Южно-Сахалинска дал концерт симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а незадолго до этого островитяне рукоплескали Юрию Башмету и его оркестру «Солисты Москвы».

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

В середине 80-х годов руководство филармонией было возложено на Владимира Федоровича Сараева, который продолжил дело своего предшественника, проведя еще три, как теперь сказали бы – топовых, фестиваля «Утро Родины».

Но уже маячил призрак «лихих 90-х»: в результате резкого сокращения финансовой поддержки со стороны федерального министерства культуры концертная деятельность филармонии была сведена к минимуму, а с исчезновением Росконцерта и Республиканского концертного плана заметно пошатнулась ее материальная база, и прежде не поражавшая мощью. Эти, самые тяжелые, испытания выпали на долю ее директора Валентины Анатольевны Скачковой. Но и она и учреждение выстояли.

Возрождение   началось с появлением первых признаков стабильности в стране. В 2000 году в структуру областной концертной организации вошел профессиональный ансамбль русской песни «Этнос» под руководством Натальи Эйдиновой. И за пять лет работы оставил заметный след в летописи Сахалинской филармонии, задав высочайшую профессиональную планку творческой деятельности. 

В 2011 году филармония в соответствии с веяниями времени, как и многие другие учреждения культуры, ушла в автономное «плавание», взяв все бремя хозяйствования, а значит, и ответственности на себя. Новый статус подвигал к экспериментам. Некоторые из них не выдержали проверку временем (например, фестиваль–конкурс классической музыки «Ступени»). Но иные прочно вписались в культурную жизнь региона.

СВОЯ «БАШНЯ»

Идея фестиваля духовых оркестров, сегодня имеющего на острове огромную популярность, принадлежит бывшему директору Сахалинской филармонии Ларисе Алексеевне Левшене. Сначала он назывался просто – Сахалинский международный фестиваль духовых оркестров, но в процессе проведения первых двух Левшеня познакомилась с художественным руководителем Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» Валерием Халиловым. Много разговаривая, ища точки соприкосновения двух фестивалей, они пришли к общему решению: крупнейший в мире парад военных оркестров, который проходит на Красной площади, может и должен разнестись эхом по бескрайним российским просторам, а значит – «Спасской башне на Сахалине» быть!

В этом году необыкновенное зрелище состоится уже в четвертый раз. Три его дня, с 8 по 10 сентября, станут основными, а четвертый, 7 сентября – предфестивальным. В этот день состоится концерт-бенефис постоянного участника праздника – Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ (выступление которого когда-то, в 2009 году, и подтолкнуло местных филармонистов к созданию фестиваля). Оркестр под руководством Сергея Дурыгина даст большой концерт с участием своих солистов Наталии Манулик, Дмитрия Филиппова, Светланы Ильиной и приглашенной Мари Карне, знаменитой умением погружаться в самые разные стили. Так что оркестру – любимцу сахалинцев, скорее всего, удастся и на этот раз удивить своих поклонников.

На открытии фестиваля в Южно-Сахалинске развернется парадное шествие, состоятся показательные и сольные выступления всех прибывших на праздник духовых оркестров. Самое главное: в этот день будет представлено новое произведение, специально написанное к фестивалю, – Гимн «Спасской башни на Сахалине».

Второй фестивальный день устроители посвятят Дню города. Южно-Сахалинску, основанному еще в XIX веке как ссыльное поселение Владимировка, исполнится 135 лет, и он готовится широко отметить эту дату. Являясь одним из организаторов празднования, филармония командирует в несколько районов по одному духовому оркестру с концертами. Одновременно и жителей удаленных мест порадовать, и в областном центре провести эффектное шествие станет возможным потому, что на фестиваль ждут как никогда раньше много коллективов – двенадцать. Приедут все оркестры Дальнего Востока, будут гости с Урала, из Китая, Монголии. Из Москвы, помимо старожила фестиваля Центрального военного оркестра МО РФ, прилетит дебютант – Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля вместе с ротой специального караула Президентского полка.

Но, завершившись 10 сентября, фестиваль ненадолго простится со своим зрителем. «Спасская башня на Сахалине» проходит раз в два-три года, в остальное время обязательно проводятся так называемые межфестивальные мероприятия – сольные концерты различных духовых коллективов.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Последний год ознаменовался в жизни Сахалинской филармонии двумя важными событиями: она была внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России» и к руководству пришел новый директор, ровно в два раза моложе вверенного ему учреждения. Илья Юрьевич Александров, как и все руководители филармонических коллективов, когда-то приехал с материка, закончив там харьковский Международный славянский университет как хореограф и уже здесь – Сахалинский университет по специальности «Государственное муниципальное управление». В течение нескольких лет испытывался руководством области на качество организаторских способностей. Судя по результату, испытание прошел.

Сегодня в ведении Ильи Александрова немалое хозяйство и четыре филармонических коллектива. Старейшим является группа «Джаз Тайм». Восемнадцать лет назад пианистом, композитором и аранжировщиком, ныне – заслуженным работником культуры Сахалинской области Владимиром Киндиновым был создан Губернаторский оркестр эстрадной и джазовой музыки, впоследствии получивший свое настоящее название. Он стал первым и единственным на острове профессиональным коллективом такого рода. А это значит, что все сахалинские джазисты вышли из «школы» Киндинова.

Репертуар «Джаз Тайма» – не только джазовые стандарты классиков жанра и обработки зарубежных и отечественных эстрадных хитов. Коллективу интересно быть «на острие» – а потому он сотрудничает с сахалинскими авторами, включает в свои концерты композиции в стилях джаз–рок, рок–н-ролл, ритм–н-блюз, фанк. С 2008 года джазмены регулярно выступали в Японии, тем самым, безусловно, подготовив почву для российско-японского фестиваля джазовой музыки, который в нынешнем сентябре задумали провести в филармонии.

В прошлом сезоне группа неожиданно показала себя в новом формате, приняв участие в филармоническом проекте «Шаг за шагом». К этому вечеру бальных танцев коллектив подготовил специальную, мало привычную программу из 20 произведений, среди которых были фокстроты, вальсы, самбы, ча-ча-ча и даже пасодобль, аранжированные самим Киндиновым. Как показала эта работа, «Джаз Тайм», лишь в 2016-м присоединившийся к филармоническому содружеству, отлично вписался в команду. Тогда же в состав концертной организации вошел еще один видный коллектив.

Дело в том, что симфоническая жизнь на острове небогата: есть столичный камерный оркестр (пока только мечтающий стать полноценным симфоническим), есть сводный детский, работающий в режиме «сессий», – вот и всё. Камерный ансамбль «Дивертисмент», возникший в 2001 году, занял свою нишу со своими тематическими программами, в том числе просветительскими для детей от 3 до 17 лет. В его репертуаре около 500 инструментальных и вокально-инструментальных сочинений в диапазоне от барокко до популярной музыки. Но это не кажется артистам пределом – в этом году ансамбль представил публике шесть (!) новых программ. Основателем и бессменным лидером «Дивертисмента», взявшего с первых дней курс на активную концертную и фестивальную жизнь, является заслуженный работник культуры РФ Наталья Лопатина.

Третий по старшинству в филармонии – Ансамбль народных инструментов «Братчина» (дата создания 1 ноября 2005 года) – это семь виртуозов, владеющих техникой игры на гармони, баяне, балалайках всех видов, домре, на духовых и ударно–шумовых. При этом все участники «Братчины» отлично управляются сразу с несколькими инструментами. В концертных программах они исполняют русские народные мелодии, музыку народов мира, композиции классиков и современных композиторов, обработки популярных песен, а также… джаз, рок-н-ролл, свинг и кантри. Мастерство «Братчины», руководит которой балалаечник-контрабасист Сергей Суханов, было не раз высоко оценено: в 2010-м музыканты участвовали в Днях российской культуры в Бельгии, а спустя четыре года – в аналогичном мероприятии в Израиле.

По мнению руководства филармонии, коллектив переживает взлет и готов к новому опыту. К примеру, чисто мужской состав «Братчины» украсили две красавицы-вокалистки, умеющие и затейливую мелодию вывести, и в переплясе пройтись. А недавно три музыканта приняли участие в гастрольных выступлениях Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Зыкиной, сев наравне со столичными музыкантами за балалаечные «пульты».

Театр танца «Диалог», основателем которого является Илья Александров, – самый молодой и оригинальный коллектив сахалинской концертной организации. Его деятельность началась задолго до даты рождения 16 января 2012 года: театр танца несколько лет искал свой образ, стиль, направление. Да и название вынашивалось его создателями почти год, важно было найти именно такое, которое будет отражать основную идею нового коллектива.  Ведь именно диалог как форма общения между актерами и зрителем и есть главная ценность в театре.

В основе спектаклей театра танца «Диалог» – спортивная бальная хореография (именно в этом виде молодежного парного искусства преуспел создатель коллектива, став лауреатом не одного конкурса). Используя в своих постановках возможности хореографического, пластического и театрального языка, Илья Александров пронизывает свои творения еще и тонкой иронией, которая улавливается даже в названиях спектаклей: «Здесь могла быть твоя фотография, или История о том, как она не любила гулять под дождем», «Чей Чемодан?», «Любовь Зеленая». Возглавив филармонию, лидер коллектива передал бразды правления театром своей коллеге Оксане Никитиной, но перспективу постановки новых спектаклей для себя не закрыл.

ЛИЦА ПРЕКРАСНЫЕ ЧЕРТЫ

Вот так и складывался, может быть, как никогда гармоничный спектр коллективов Государственного автономного учреждения культуры «Сахалинская филармония». Теперь им – определять ее лицо.

Но не забыть и тех, кто и раньше, порой в непростых обстоятельствах, делал это талантливо и честно. В этом ряду вокалисты Г.А. Калиновская, Л.М. Еремеева, В.Г. Рудакова, А.А. Дорошенко, Л.П. Засенко, И.Д. Гультяев, Г.Е. Елчина, В.Ф. Белоножкин, инструменталисты И.Ю. Гречко, А.Г. Зражаев, М.П. Ляхов, О.В. Лесной, танцоры Г.Б. Макров и А.Б. Юрова, артисты разговорного жанра Е.Н. Бельжицкий и В.А. Савченко. Это они пробудили в сахалинцах тот перманентный «культурный голод», который теперь заставляет филармонию наращивать обороты, а руководство области – всерьез задуматься о ее современном архитектурном облике.

И в данное время разрабатывается техзадание на проектирование многофункционального культурного центра, который будет включать в себя три основных зала. Главный рассчитан на 1300 мест, он будет самым интересным с точки зрения технических возможностей и самым совершенным с точки зрения акустики. Второй зал – органный. Филармония планирует приобрести для него акустический инструмент, которого до сей поры на Дальнем Востоке не было. Третий зал будет приспособлен как для хореографических представлений, так и для проведения симпозиумов. Правда, эти красивые мечты обретут реальность только лет через пять. Но концертной организации, как и 10, 20, 30 лет назад, недосуг сидеть и ждать перемен. Она действует. Сейчас – особенно активно.

С конца августа начнется плотная череда организованных ею мероприятий: творческие вечера московских театральных артистов, гастроли ансамбля Краснознаменного Черноморского флота (Севастополь). Затем – мероприятия «Спасской башни на Сахалине», российско-японский джазовый фестиваль, открытие собственного юбилейного сезона...

На фото И. Александров

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

Поделиться:

Наверх