Изменения не стали потрясением: сеть образовательных учреждений культуры и искусства сохранена, а контингент учащихся в сравнении с прошлым годом даже увеличился почти на 200 человек. Кроме того, открыто 14 новых отделений и классов. Нельзя сказать, что предпочтения отдаются каким-то определенным направлениям, как было в течение нескольких последних лет. Сейчас это хореографические, театральные, художественные, народных инструментов, подготовительные и другие отделения. В Кемеровской области на сегодняшний день охват дополнительным образованием детского населения от 5 до 18 лет составляет 67,5%.
Кузбасс располагает серьезным образовательным ресурсом в области художественного образования: у нас 125 ДШИ, пять ссузов и вуз. Оптимально использовать такой ресурс можно только при условии согласованных действий каждого звена и эффективного использования кадровых, материально-технических и других резервов.
Внедрение Федеральных государственных требований в образовательную практику ДШИ делает ее по-настоящему неотъемлемым звеном непрерывного художественного образования, позволяя опираться на принципы преемственности и последовательности в обучении. Четко выстроенная система ДШИ: ссуз - вуз должна привести к увеличению абитуриентов, продолжающих обучение по выбранному профилю.
Наряду с предпрофессиональными программами школы могут реализовывать и общеразвивающие программы. Это дает возможность выпускникам ДШИ ориентироваться при поступлении в ссузы и вузы на другие специальности, может быть и не по профилю полученного образования, но оставаясь при этом образованным человеком в области культуры и искусства.
ФГТ показали, что они рассчитаны на одаренных детей, ориентированных на поступление в профильные образовательные учреждения. В условиях рыночной экономики важно, что количество бюджетных мест в них будет планироваться централизованно. Важно и гарантированное финансовое обеспечение. Ведь именно государственное финансирование является значимым моментом при выборе ребенком и его родителями учебного заведения. Причем прием детей по предпрофессиональным программам должен осуществляться на конкурсной основе. А для того, чтобы создать конкурсную ситуацию, необходимо тесное взаимодействие с общеобразовательными школами. В концепции развития ДШИ этот момент обозначен как совместная работа в рамках сетевого взаимодействия. Для активизации этой работы Кемеровским учебно-методическим центром работников культуры и искусства в 2014 году проведен областной конкурс на открытие экспериментальной площадки по теме «Детский сад – школа – ДШИ». Результатом стало выявление интересного опыта, его обобщение и внедрение в регионе.
Для дальнейшей планомерной работы по осуществлению набора студентов преподаватели всех колледжей должны являться кураторами ДШИ. Это позволит проводить работу по методической консультативной помощи преподавателям школ, обеспечить контроль за профессиональным развитием и дальнейшим выбором профессии одаренными детьми. Утрата связей с начальным звеном трехступенчатой модели образования может привести к потере позиций отраслевого образования. В связи с этим Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области создан Координационный совет по художественному образованию, цель которого – объединение усилий всех звеньев, ведущих профессиональное обучение. И эта работа дала результаты. Набор 2014 года во всех пяти колледжах культуры и искусства оказался и конкурсным и качественным, а итоги первой сессии продемонстрировали хороший уровень подготовки выпускников ДШИ.
Говоря о реформе, следует констатировать, что без активного внедрения информатизации в образовательную практику, использования возможностей интернета это не представляется возможным. Сегодня 80% наших школ имеют собственные сайты, компьютерные классы. Создание единой базы учебно-методических материалов, включающей публикации преподавателей ДШИ, ссузов и вуза, является следующим шагом в создании открытого информационного пространства. Такая база данных даст возможность преподавателям каждого из трех звеньев исключить дублирование в обучении, построить программу с опорой на четкие представления о предыдущем материале. Это тем более важно, так как руководители ДШИ мало обеспечены методической литературой. Объединение усилий, создание единого учебного аудиовидеофонда будет являться базовым условием при переходе на ФГТ.
Следующим вопросом является материально-техническое обеспечение. От этого зависит качество образования. На капитальный ремонт детских школ искусств области в 2013 году было выделено 50 млн рублей. Это на 12 млн больше, чем в прошлом учебном году. На приобретение оборудования и музыкальных инструментов – 26 млн рублей, что в пять раз превышает среднероссийские данные. Это дает нам право утверждать, что ДШИ области являются отличной площадкой для педагогической практики студентов.
Реализовать реформу могут только профессионалы, обученные новым методикам и технологиям, поэтому одно из главных направлений реформы, проводимой в области, – кадры. Ни для кого не секрет, что средний возраст руководителей и преподавателей в стране, и в частности в нашей области, превышает 50-летний рубеж. Если взять данные по России, то это четверть преподавателей до 35 лет, половина – предпенсионного возраста и 22% – пенсионеры. Конечно, все они заслуживают самых искренних и высоких слов благодарности, но проблема кадрового омоложения действительно стоит сейчас очень остро. В перспективе 20% педагогических коллективов должны составлять молодые преподаватели в возрасте до 30 лет.
Конечно, в реформировании художественного образования много проблем. Но эти проблемы постепенно решаются, и самое главное, что сегодня определены четкие направления и перспективы.
Директор УМЦ
Поделиться: