АРХИВ
30.11.2016
ДЕТИ С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутизмом, за-держкой психического развития и синдромом Дауна учатся на отделении социальной адаптации Алатырской ДШИ в Чувашии

С необычными детьми занимаются три преподавателя – два музыканта и художник. «Надежда» – такое название носит отделение алатырской ДШИ по социальной адаптации для детей с ОВЗ,  и название свое оправдывает. Отделение было открыто четыре года назад, сейчас в школе занимается 27 детей в возрасте от 4 до 10 лет с разными диагнозами. «Сегодня много говорят о создании равных прав и доступности к получению любого образования для детей  с ограниченными возможностями, – сетует директор школы Надежда Александровна Тютина. – Мы живем в маленьком провинциальном городе, где нет специальных коррекционных учреждений для детей-инвалидов. Ситуация усугубляется и тем, что, не имея возможности общения с другими детьми, наши воспитанники лишаются социальной адаптации, а значит, обречены на изоляцию от общества».

В августе 2012 года к директору школы искусств обратилась группа родителей с просьбой открыть для их больных сыновей и дочерей хоть что-нибудь… Просили  научить их ребятишек разговаривать…. Возник вопрос: кому,  как и чем заниматься с «особыми» детьми, ведь дело для школы непрофильное. Но педагоги-энтузиасты нашлись. Изучив массу специальной литературы, разработали специальную  программу развития и социализации таких детей. И в 2013 году Алатырская ДШИ получила лицензию на реализацию образовательной программы «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями средствами искусства».

Кармалынское чудо

Особенность программы в том, что она теснейшим образом связана с православной культурой и составлена на основе годового церковного круга. Осень – сбор урожая и «Праздник осени»: сказка «Репка», затем – «Три поросенка», вслед за этим «Рождественская елка», сказка «Теремок», «Масленица», «Пасха». И, наконец, итоговый праздник «Вместе с солнышком».

Школа сразу получила большую поддержку от представителей Алатырского духовенства, их любовь и участие, которые священнослужители дарят больным детям, вызывают у педагогов и родителей  огромную благодарность.

В течение прошлого года детьми и преподавателями было совершено 10 паломнических поездок: в село Малые Кармалы, в монастыри Алатыря, Рождественский скит Алатырского мужского монастыря. Раз в месяц учителя стараются приводить детей к причастию в храм иконы  Иверской Божией Матери в поселке Восход.

И вот однажды, после поездки в Малые Кармалы, где дети приложились к мощам Матроны Московской, одна из них, «хрустальная девочка»  Марина, вдруг внезапно самостоятельно встала на ноги и с помощью своей мамы начала ходить… Это – подлинное чудо, ведь ее болезнь с точки зрения медицины неизлечима и заключается в сверхломкости всех косточек скелета при малейшем напряжении мышц!.. А у Мариночки сегодня уже год, как нет переломов, хотя, когда она начинала посещать занятия, их было четыре за три месяца...

Священнослужители всегда рады видеть детей «Надежды», несмотря на то, что они могут доставить храму и определенные неудобства. Большую помощь школе оказывает отдел по социальному служению Алатырской епархии. При поддержке иерея Вячеслава Семенова для детей оборудована сенсорная комната, о. Вячеслав систематически проводит беседы с родителями.

И преподаватели, и родители бесконечно благодарны руководителю направления по работе с инвалидами Синодального отдела Русской православной церкви Веронике Викторовне Леонтьевой, педагогу Елене Николаевне Топорковой, заслуженному учителю Российской Федерации, преподавателю коррекционно-обучающего учреждения «Наш Дом».

В этом году школа начала ремонт отдельного здания для особых детей. Материальную помощь  на  ремонт  она вновь получила от Алатырской епархии. Сейчас отремонтированы два учебных класса, там уже идут занятия.

Будни

Занятия отделения «Надежда» проходят три раза в неделю и длятся по два часа. Есть и групповые, и индивидуальные. Урок состоит из трех составляющих: музыкально-ритмическая деятельность, тренинг по системе Монтессори, изобразительное искусство. Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя проговорный круг, пальчиковую гимнастику, игры и песни в хороводе, фольклорные игры, шумовой оркестр и постановку кукольных спектаклей.

«Кукольным театром мы начали заниматься  интуитивно, заметив однажды, что диалоги кукольных персонажей настолько благотворно действуют на детей, что после спектаклей у них заметно улучшается речь, появляется устойчивая потребность в общении с другими детьми, повышается интерес к занятиям, – рассказывает преподаватель отделения А. Абрамова. – А индивидуальные занятия включают в себя развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром,  тренинг бытовых навыков, навыков самообслуживания, общения и коммуникации, необходимых в повседневной жизни детей».

Занятия по изобразительному искусству – это  разные виды аппликации, рисование, лепка. Все перечисленное способствует развитию мелкой моторики, стимулирует мышление, память, внимание, речь и коммуникативные навыки. Недаром широко известный афоризм гласит: «Ум ребенка находится в кончиках пальцев».

Главное в человеке – это душа и доброе сердце, считают педагоги отделения, а не наша бренная оболочка, которая у кого-то не как у всех. Дети-инвалиды – это особые дети, это дети-ангелы с добрыми глазами, открытой душой и неограниченными возможностями, поскольку у них ограничено только здоровье, а душа человека границ не имеет ни при каких физических условиях,  говорят здесь. 

Праздники

В школе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится множество мероприятий, в которых с удовольствием участвуют их родители: на уроках вместе с детьми они изготавливают реквизит (грибочки, листочки, снежинки, птичек, ангелов), шьют костюмы, готовят сюрпризы.

Очень интересным получился, например, праздник «Жаворонки». Специально для детей и родителей педагоги  испекли птичек – символ праздника. День рождения одной из воспитанниц – Даши – отмечали в епархиальном Доме милосердия: устроили игру  с мыльными пузырями, в которой участвовали все, а пузыри выдувались от самых маленьких до таких больших, что в них мог бы вместиться человек. Наградой для преподавателей стало то счастье, которое светилось  в глазах каждого ребенка, а не только Даши.

Еще один проект школы  –  «Музыкальная гостиная», куда приглашают юных исполнителей  инструментального отделения ДШИ, играющих живую музыку на балалайках, фортепиано и саксофоне. Живая музыка не только полезна детям с ОВЗ, поскольку способствует развитию у них внимания и сосредоточенности, но и слушают они ее с удовольствием.

Родители особых детей тоже нуждаются в особой поддержке, поскольку они живут с постоянной болью о своем ребенке, остаются с ней один на один 24 часа в сутки… Но в то же время эти люди вызывают у педагогов «Надежды» восхищение, потому что не отказались от своих детей, хотя каждой маме предлагали  оставить больного ребенка в роддоме… Пусть это будет на совести врачей.

Родители стараются сделать все возможное и невозможное, чтобы их сыну или дочери было хорошо. «Когда такая  мама приводит своего ребеночка на первое занятие, – говорит директор школы, – она обычно все время извиняется за его поведение и сама бывает грустной… Но буквально через несколько дней  печаль из ее глаз уходит и она начинает чувствовать себя гораздо увереннее!»  

В этом году трое «особых» детей поступили в обычную общеобразовательную школу, трое  – в детский сад, и это тоже важный итог занятий в «Надежде».  Символ отделения – корабль, плывущий к солнцу, указывает на то, что инвалидность можно преодолеть и прожить жизнь полноценно.

Поделиться:

Наверх