«15 - 17 апреля в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой состоялось очередное заседание Учебно-методического объединения высших учебных заведений России по образованию в области хореографического искусства. Работа, проведенная УМО в течение 2006 - 2009 годов, завершилась утверждением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство (бакалавр, магистр)». Процесс стандартизации третьего поколения, установленный регламентом Министерства образования РФ, предполагает, что вслед за стандартом разрабатывается Примерная основная образовательная программа (ПООП) – отдельный документ, утверждаемый УМО, который включает в себя:
1. Список профилей, по которым будет вестись подготовка бакалавров в вузах. УМО установило следующие профили бакалавров: «Педагогика балета», «Педагогика народного танца», «Педагогика современного танца», «Педагогика бального танца», «Педагогика истории и теории хореографии», «Искусство балетмейстера», «Искусство балетмейстера-репетитора», «Менеджмент исполнительских искусств», «Танцевально-эстетическая педагогика», «Хореографическая педагогика в спорте».
2. Примерный типовой набор компетенций под каждый профиль подготовки. Набор компетенций формируется на основе списка компетенций в стандарте.
3. Примерные учебные планы, раскрывающие содержание по каждому профилю подготовки.
4. Примерные программы дисциплин федерального компонента.
На заседании УМО на основе бакалаврского стандарта 071200 «Хореографическое искусство» были сформированы примерные учебные планы для ПООП по вышеуказанным профилям. После утверждения ПООП будет являться документом, на основе которого высшие учебные заведения России будут формировать свои вузовские основные образовательные программы по конкретным, выбранным ими профилям». (Процитировано по интернет-сайту Академии русского балета им. А.Я. Вагановой).
Участником заседания бвла Н.В. Соковикова - балетмейстер, кандидат психологических наук, доцент Сибирского независимого института (Новосибирск), согласившаяся дать интервью газете «Играем с начала».
- Наталья Викторовна, насколько я понимаю, в Петербурге решались вопросы не только хореографического, а высшего образования в целом, в том числе и музыкального?
- Да. Но я готова высказываться лишь с позиции хореографа.
- Среди основных вопросов рассматривался и такой: «Двухуровневая система высшего профессионального образования». Поясните, о чем шла речь?
- Речь шла о введении бакалавриата (и в вузах, и в системе среднего профессионального образования) и магистратуры, после которой образование, в отличие от прежней нашей системы, только и будет считаться законченным высшим.
- В последнее время у всех на слуху словосочетание «болонская система образования», к новой терминологии мы еще не привыкли.
- Да, но теперь это понятие - «двухуровневое образование» - уже вошло в образовательную терминологию как утвержденное. И действительно оно совпадает с болонской системой. В чем еще совпадение, помимо обозначенных уровней? Возьмем, к примеру, абстрактного студента абстрактного творческого вуза. Допустим, этот студент проучился год. По окончании первого курса он получил определенное количество так называемых зачетных единиц, а потом решил, что его в его родном вузе не все устраивает, и поехал учиться… в высшее учебное заведение Парижа. Или Вены. Или любой страны, которая является участницей Болонского процесса. Так вот его там обязательно примут, если он изучил необходимые дисциплины и получил нужное для окончания первого курса количество зачетных единиц. Предположим, далее, что поучился он в Париже (Вене), но ему и там не понравилось. И он возвращается на свое прежнее место, где его обязаны принять и доучивать далее - при условии, что студент привез с собой документы, подтверждающие, что он продолжал свое образование. Замечу, кстати, что для болонской системы образования языком международного общения выбран английский язык. По этому поводу многие хореографы, присутствовавшие на заседании, высказывались отрицательно, потому что в хореографии веками сложилась, если не практика общения на французском языке, хотя и это тоже, то уж танцевальная терминология точно, с этим никто из нас не поспорит. (Точно так же нельзя представить музыканта-исполнителя, не знающего итальянских терминов). Но решено, что на усмотрение вуза второй язык можно ввести как дополнительный.
Теперь несколько слов о стандарте. Новый стандарт, в частности, распределяет дисциплины на обязательные - профилирующие - и дисциплины по выбору. С одной стороны, у вуза возникают большие возможности. С другой стороны – большие сложности. Ведь студент вправе выбрать дисциплину, которая традиционно не преподавалась в данном вузе, но по новому стандарту она есть или должна быть. И вуз будет вынужден специально пригласить преподавателя, чтобы этому студенту предоставить право изучать некую конкретную дисциплину. Вообще, новое положение вещей сильно повышает права студента.
- С какого времени законодательство обязывает перейти на новую систему образования с ее новыми стандартами?
- С первого семестра 2010 года, т.е. с нового учебного года. Кто-то может продолжать учить и по-старому, но с дипломами специалиста, которые раньше получали в наших вузах, выпускников будут брать на работу уже с осторожностью. С точки зрения работодателей – и не только зарубежных, но и российских, - такие дипломы будут считаться неполноценными. Раз уж Россия присоединилась к Болонскому процессу (это произошло в 2003 году), то мы обязаны соответствовать международным образовательным стандартам. И только поэтому будем востребованы, а не потому, что мы хорошие. Я знаю, что Академия русского балета имени Вагановой уже работает по новой системе, Петербургский государственный университет – тоже, а также ряд вузов Средней полосы России.
- Гарантируется ли в новых условиях новое качество образования?
- Теперь качество
- Чуть выше вы говорили о новой общей единице измерения качества образования –о зачетных единицах. Что они такое и зачем нужны?
- Зачетная единица – это мера трудоемкости образовательной программы, равная количеству часов, затраченных на процесс образования, в том числе и на самостоятельную работу, и на работу с преподавателем. Зачетные единицы – это обеспеченность работой студента и преподавателя, она должна быть равной. Собеседование с преподавателем, работа на семинарах, качество работы, деловые игры, работа в библиотеке – это все зачетные единицы.
- Как можно высчитать количество часов, проведенных в библиотеке?
- Это высчитывает преподаватель.
- Введение системы зачетных единиц как раз и позволяет унифицировать образовательный процесс во всех вузах страны?
- Да. К примеру, при поступлении была следующая проблема: после ЕГЭ один ребенок шел поступать со 100 баллами, а другой, более способный в плане профильного образования, с 96-ю баллами.
- И все же, каким образом будет осуществляться контроль качества образования?
- Результативностью работы на семинарах, курсовых работ – ну, тут я могу только повторить перечисленное.
- Вы упомянули в перечислении деловые игры: это нововведение?
- Нет. И в педагогике, и в психологии деловые игры существуют очень давно. Даже во времена моего студенчества в ГИТИСе преподаватель искусства балетмейстера, народный артист России профессор Ростислав Владимирович Захаров вводил в учебный процесс систему деловых игр. Это моделирование работы по специальности. К примеру, Захаров моделировал отчет на худсовете, сдачу макета, то есть различные ситуации, которые необходимо изучить будущему профессионалу. Кто-то из студентов играл членов худсовета, кто-то «отчитывался» и так далее. Это тоже форма учебного процесса.
- Итак, что же теперь? Теперь студент по окончании вуза будет получать не только привычный для нас с вами диплом, но и приложение европейского образца?
- Да. Раньше приложение было в виде перечня дисциплин и
- То есть это будет международный диплом, который позволит нашему выпускнику работать в любой точке мира?
- И даже, как я уже говорила, переезжать из страны в страну в процессе учебы.
- А что делать тем, кто учится сейчас еще по старой системе?
- Скорее всего, будут курсы
- Не могу освободиться от ощущения, что мы, ломая привычную для нас систему образования, теряем его традиционное качество – во всяком случае, в сфере образования художественного.
- К сожалению. И все наши так называемые узкие специалисты относятся к нововведениям очень настороженно. Потому хотя бы, что приходит, например, поступать в творческий вуз человек, который в силу большего количества баллов по русскому языку имеет приоритет перед своим более способным сверстником, значительно лучше подготовленным с точки зрения будущей профессии в училище, или, как теперь принято называть, в колледже. И что же делать в этом случае? Для начала решено ужесточать ЕГЭ.
- Как же можно обращать на результаты ЕГЭ столь значительное внимание при приеме в творческий вуз?
- Ни один ребенок, если он закончил, как это сейчас называется, специалитет в учреждении СПО (среднее профессиональное образование), не пойдет по другому профилю, где ему будет крайне трудно учиться. Другая проблема – нелигитимность тех же балетных школ, потому что наш закон не разрешает профессионально обучать детей. Профессиональное образование возможно только после 16 лет. Закон пересмотреть нельзя, и необходимо подумать, как сделать легитимным образование до 16 лет.
- А как продвигается идея бакалавриата в средних специальных учебных заведениях?
- Московская хореографическая академия, которая, как известно, осуществляет подготовку по среднему, высшему и послевузовскому образованию, предложила сделать у себя бакалавриат. Логика такова: на практике выпускники, да даже и студенты, скажем, музыкального училища почти все преподают, и чтобы сделать это преподавание легитимным, нужен бакалавриат. Ведь со средним специальным образованием – и зарплаты не те, и к тому же система начального художественного образования уже не будет нуждаться в специалистах, у которых «нет диплома», с точки зрения новых стандартов. И вот как сделать так, чтобы такие выпускники имели право работать?
Конечно, бакалавриат в системе СПО – это спасение. Но тут сразу начали возмущаться институты культуры: «Как так? Вы у нас хлеб отбираете, это мы этим занимаемся!» Так что произошла нестыковка – возникла ситуация, которую придется как-то «разруливать». Но ведь что в этой новой системе положительно, на мой взгляд? Я бы сказала, ужесточение профессионализации. Как мы знаем, институты культуры – это, в основном, рассадники дилетантизма. И когда к ним пойдут поступать после бакалавриата, то придут сразу в магистратуру. И такие институты попросту боятся – не того, что к ним придут более грамотные люди, чем те, кого они берут сейчас, а того, что вместе с сокращением поступающих они понесут коммерческие убытки.
- Определенно отметив положительную сторону, могли бы вы с той же определенностью отметить и отрицательную сторону двухуровневого образования?
- Практика покажет. Пока что мы видим отрицательные моменты в самом поступлении, в системе отбора. Она, как я уже сказала, балльная и идет по ЕГЭ. Раньше как было? Показался абитуриент хорошо, и никому дела нет до его аттестата - с этого момента для него начинается новая жизнь. А сейчас будут считать баллы ЕГЭ: вот вы получили столько-то на вступительных экзаменах, вот к ним приплюсовываются баллы ЕГЭ, и у вас уже преимущество перед тем, кто на ЕГЭ набрал меньше баллов. Вот эта проблема, повторю, многих волнует. Ну и, конечно, о чем я также уже сказала, дополнительные дисциплины. Их количество прописано, но из них надо выбирать: сначала выбирает вуз, а потом выбирает студент. Многие вузы у нас работают на том «материале», который есть: один и тот же преподаватель ведет и то, и другое, и третье, а ему говорят – «да ладно, почитай еще и «Историю костюма». Хорошо ли это?..
- Где взять преподавателей по всем дисциплинам, особенно в периферийных вузах?
- Их надо специально приглашать. Если мы вспомним образование царской России, это называлось модульной системой. Как раз она и будет сейчас присутствовать.
- Что это за система?
- Образовательный модуль – это блок информации по конкретной теме. Допустим, по темам «теория и история театра», «теория и история костюма», «теория и история живописи». Последовательность этих модулей – когда, например, этот «костюм» читать: на 1-м или на 3-м курсе, - устанавливает вуз. Он же имеет возможность обратиться к специалисту, благодаря чему тот из них, кто обладает ученой степенью, будет более востребован. Когда-то в Новосибирском пединституте я читала «Композицию классического танца» и «Искусство балетмейстера», потому что была единственным в городе балетмейстером. А теперь, продолжу пример, «Композицию классического танца» в колледже культуры читают все педагоги, которые ведут классический танец. При этом они к музыке имеют часто косвенное отношение, иногда даже, извините, считать не могут, и этот предмет всегда поручают кому-то другому, невзирая на то, является ли он балетмейстером по образованию. Теперь же все эти моменты не должны проходить - эту дисциплину должен вести только балетмейстер, что для многих учебных заведений составляет сложность. Или вот: в Московском университете культуры и искусств возникла проблема. Открывают целый профиль – «Современный танец». Это значит, что вся система должна работать и на этот профиль. А где специалисты? Их нет. «Пожалуйста, везите из-за границы». – «А как мы это сделаем, у нас нет денег, чтобы их оплачивать?»...
- Вернемся к новым принципам стандартизации.
- Новые принципы вырабатывались таким образом, чтобы вошли все дисциплины, способные формировать имидж или профиль того или иного специалиста.
- Кто автор новых стандартов?
- Группа разработчиков была большой, участвовали, конечно, и Академия русского балета им. А.Вагановой, и Московская государственная академия хореографии, ведущие хореографы, которые входят в наше Учебно-методическое объединение. Ознакомиться со стандартом можно было на соответствующем интернет-сайте. Каждый заинтересованный мог прочитать, что-то добавить или предложить что-то убрать, потом мы суммировали предложения – это был очень и очень долгий процесс.
- В итоге утверждено десять образовательных профилей хореографического искусства. В чем принципиальное отличие профиля от специализации?
- Скорее всего, именно в наполненности дисциплинами. Поясню на примере профиля «Педагогика балета». Он более широкий, чем ранее известные «педагогика хореографии», «режиссура балета», «преподаватель ансамблей», объединявшиеся в одну профессию под соответствующим кодом. Более полно дается теория и история искусства, очень большое внимание уделили педагогике – самой педагогики как таковой ранее не было, была только методика. Теперь же это будет академическая педагогика со всеми разделами: теория педагогики, современная педагогика, дидактика, методы и методологии, технология педагогики - полный комплекс педагогических дисциплин. Как вы понимаете, здесь приоритет получают педвузы, которым легче набрать специалистов и открыть у себя этот факультет. И, скорее всего, у вузов чисто художественных – конечно, история покажет, - останутся такие специальные дисциплины, как «Искусство балетмейстера», то есть непосредственно направленные на освоение искусства. Например, «музыкальная композиция» изучается исключительно в музыкальном вузе и никакой другой вуз не дает своему выпускнику права называться профессиональным композитором. А вот то, что касается преподавателя музыки или педагога балета… - скорее всего, мне кажется, время разведет эти дисциплины по самым разным вузам.
- Правильно ли я понимаю, что если человек, например, получил профиль «Искусство балетмейстера», он не имеет права преподавать в принципе?
- Да, скорее всего, так. Опять же время покажет.
- Наталья Викторовна, раньше, как мы знаем, в нашей стране человек с дипломом о высшем образовании - неважно, техническом или гуманитарном, мог работать почти в любой сфере. Переход на новую систему образования предполагает, что мы должны приводить свою деятельность в соответствие с тем профилем, который прописан у нас в дипломе? Это же сужает профессиональную деятельность человека!
- Нет. Сужает околопрофессиональную деятельность, а профессиональную – наоборот, поддерживает. И если нам не нужно будет подрабатывать, или как раньше говорили «халтурить», если мы будем за свою профессиональную деятельность получать достойные деньги, это только к лучшему, и, стало быть, система себя оправдает на практике. Эта система, я бы сказала, является спасением от «недокультуры».
- Как ее введение может отразиться на ДШИ?
- ДШИ сегодня как раз обслуживается, в основном, «системой недокультуры». Но вот предложен профиль бакалавриата - «Танцевально-эстетическая педагогика». Мы на эту тему много спорили. Я – «лицо заинтересованное», так как столкнулась с несколькими существенными недостатками, преподавая либо методику ритмики (в колледже), либо педагогику хореографии (в пединституте). На практике я столкнулась с тем, что в ДШИ предметное образование сегодня не дается, потому что там работают в большинстве своем выпускники институтов культуры. Они не владеют дисциплинарным подходом, а по программе у них есть «классический танец», «историко-бытовой танец», «ритмика» - значит, вот этими дисциплинами должен владеть выпускник какого-то высшего образовательного учреждения. На сегодняшний день выпускник ни одного из вузов не владеет этой программой, которая и должна подготовить будущие кадры. Мы на заседании как раз билась за то, чтобы профессию – «Танцевально-эстетическая педагогика» – назвать по-другому. Будем думать над этим термином дальше, хотя его уже приняли. А все-таки продолжать думать потому, что в ДШИ есть и общеэстетическое образование, и хореографическое. Общеэстетическое – значит одна программа и один подход, хореографическое – все должно быть иначе. Школ искусств перемены будут особенно касаться, так как любой из вузов, который начнет работать по-новому, будет вправе готовить преподавателей для ДШИ, владеющих дисциплинами, подобно учителю начальных классов, который знает их все. «Хореографическая педагогика для системы дополнительного образования» - вот какая профессия нам нужна. Но с этим профилем мы немножечко пока не дотянули.
- Можно в заключение несколько провокационный вопрос? Как вы считаете, в результате введения болонской системы будут ли в России лучше танцевать?
- Трудно сказать. Во всяком случае, хороших специалистов - тех, что у нас уже есть, это не испортит. А знаете, что будет хуже (только вопрос – для кого хуже)? То, что студенты, получившие значительные права, в том числе на свободное посещение лекций, начнут выбирать самых лучших педагогов и только у них захотят учиться, к ним будут записываться. Те же преподаватели, которые не обладают авторитетом в студенческой среде, автоматически выпадут из образовательного процесса.
Поделиться: