Концерт Молодежного симфонического оркестра Бернской консерватории под управлением Дружелюба Янакиева 11 июля на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского завершил московский филармонический сезон
На концерте швейцарских музыкантов недостатка в слушателях не было. Однако зал заполнила преимущественно «новая публика», выражавшая свой энтузиазм аплодисментами между частями произведений и искренне уверенная в правоте своего дела. Впрочем, понять ее можно: звучание музыки, которую, кстати, исполняли не только зарубежные гастролеры, но и российские солисты-инструменталисты, предстало на редкость живым и сообщало залу необычайную эмоциональную искренность, одухотворенность, опьяняло и завораживало. Музыкальная картина, открывшаяся слуху, - результат не только достаточно высокого качества исполнения, но и весьма смелого, даже необычного выбора репертуара. В нем «золотая классика» Моцарта соседствовала с романтической элегией Сибелиуса, а реформаторская звукопись Вагнера «натыкалась» на популярные виртуозные пьесы. Последние были представлены сочинениями француза Жана-Батиста Арбана (1825–1889), основоположника современной школы игры на трубе, и Григория Калинковича (1917–1992) –советского композитора и педагога по классу духового оркестра.
Программу вечера открывали и закрывали сочинения Моцарта – Симфония № 5 и Симфония № 35 («Хаффнеровская»). Сибелиус был представлен знаменитым «Грустным вальсом», Вагнер – «Пятью стихотворениями Матильды Везендонк» для голоса и фортепиано в оркестровке Х.В. Хенце (солистка – меццо-сопрано из Швейцарии Натали Миттельбах, выпускница Базельской академии музыки и Джульярдской школы в Нью-Йорке). В «Венецианском карнавале» Арбана – вариациях на тему неаполитанской песни для трубы и фортепиано в оркестровке Е. Зобкова – солировал суворовец Московского военно-музыкального училища Алексей Сиденко. Еще один воспитанник этого учебного заведения Виталий Саткулов исполнил соло в «Тарантелле» из «Триптиха» Калинковича для саксофона и фортепиано (оркестровка И. Савинова).
Н. Миттельбах, обладательница небольшого камерного голоса, убедить интерпретацией цикла «Пять стихотворений Матильды Везендонк» не смогла, как ни старалась. Очевидно, сочинение Вагнера возникло в программе в связи с отмечаемым 200-летием со дня рождения композитора, но этот «ход» оказался явно номинальным: одной лишь достойной игрой оркестра сей опус представить никак нельзя. Зато приятно удивили оба наших солиста-духовика: несмотря на молодость, они показали себя настоящими виртуозами. Пьесы, исполненные А. Сиденко и В. Саткуловым почти под занавес вечера, в наших академических залах звучат нечасто, тем более в оркестровом переложении. В силу этого вполне закономерно, что именно им и суждено было стать той самой изюминкой программы, которая буквально взорвала зал, и без того настроенный более чем благодушно еще с самого первого оркестрового номера – Симфонии № 5 Моцарта. Последующее исполнение «Грустного вальса» Сибелиуса укрепило в этом настрое еще сильнее. Красивым завершением программы стала «Хаффнер-симфония», а исполненное после нее на бис Andante из Симфонии № 5 изящно закольцевало всю репертуарную композицию вечера.
Поделиться: