Он родился 25 августа 1922 года в Хайфе, но вполне мог стать уроженцем Украины, если бы его чудом уцелевшие родители не покинули свой родной Каменец-Подольский за год до рождения сына, в 1921-м, когда последний оплот войск Семена Петлюры перешел в руки большевиков. В пять лет Иври начал заниматься на скрипке; в восемь его тогдашняя учительница Мира Бен-Ами, воспитанница Йожефа Сигети, показала его другому выдающемуся скрипачу – Брониславу Губерману, будущему организатору Палестинского (впоследствии Израильского) филармонического оркестра. Губерман не только посоветовал мальчику ехать учиться в Париж, но и сам организовал фонд, призванный спонсировать это предприятие. Как только деньги были собраны, уже десятилетний Гитлис вместе с матерью отправился во Францию.
Здесь он поначалу занимался у Марселя Шайи, чья жена Селин Шайи-Реше была пианисткой Джордже Энеску. Гитлиса представили великому румынскому музыканту, и тот дал ему несколько уроков.
В Парижской консерватории Иври Гитлис официально учился у Жюля Бушри, но посещал и класс Жака Тибо. Когда оканчивал консерваторию, ему посоветовали сменить полученное при рождении «слишком еврейское» имя Исаак. Он последовал этому совету, хотя и весьма своеобразно, вызывающе назвавшись Иври – евреем.
В 1939 году он снова встретился с Энеску, который порекомендовал ему позаниматься у еще одного замечательного скрипача и педагога, Карла Флеша. И в 1940-м Гитлис отправляется в Лондон, вовремя покинув Францию, которую вскоре оккупировали немцы. Поучиться у Флеша ему довелось недолго. Он был мобилизован, два года работал на военном заводе, а потом попал в музыкальное военное подразделение, обслуживающее части союзной армии. В годы Второй мировой войны, проведенные в Англии, ему довелось дебютировать с Лондонским филармоническим оркестром и сделать первые записи для Би-би-си.
В 1951-м Гитлис вернулся на родину и тогда же как ее представитель принял участие в Международном конкурсе им. Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже. Состязание не принесло израильскому скрипачу особых лавров – он занял только пятое место. Однако это один из поразительных примеров того, насколько недальновидными бывают порой члены жюри. Имена двух скрипачей и двух скрипачек, опередивших Иври, известны сегодня разве что историкам скрипичных конкурсов. А для него самого 1951 год сделался стартовым в международной карьере. Он дал сольный концерт в «Зале Гаво», знаменитый импресарио Сол Юрок организовал ему несколько туров по США, где Иври выступил, в частности, с такими дирижерами, как Юджин Орманди и Джордж Сэлл. В Европе он записал скрипичные концерты Альбана Берга (получив за эту запись Grand Prix du Disque 1954 года), Чайковского, Мендельсона, Стравинского, Бруха, Сибелиуса. Его пластинки со Вторым концертом Белы Бартока и бартоковской же сольной скрипичной сонатой были в 1955 году отмечены призом газеты The New York Herald Tribune как лучшие записи года.
Гигантский репертуар Гитлиса включает самые разнообразные произведения трех веков музыки – от Вивальди до Хиндемита, от Паганини до Косма и Леграна. Причем он не довольствуется общеизвестными произведениями. Для него написал свой скрипичный концерт французский композитор Рене Лейбовиц. Итальянский дирижер и композитор Бруно Мадерна посвятил ему произведение, которое так и называется – «Пьеса для Иври». Он был первым исполнителем Mykka(s) Янниса Ксенакиса, а также двух произведений для скрипки соло американца Чарльза Гарольда Бернстайна – «Израильской рапсодии» и «Романтической сюиты».
В стремлении расширить свой репертуар Гитлис не ограничился областью сугубо академической музыки. Он участвовал в The Rolling Stones Rock and Roll Circus – концерте, организованном в 1968 году группой «Роллинг Стоунз», где исполнил Whole Lotta Yoko с Йоко Оно (на основе этого шоу был снят фильм).
В 1963-м Иври Гитлис побывал в Советском Союзе. Его биография в англоязычной «Википедии» утверждает, что он стал первым израильским скрипачом, посетившим СССР. Это не совсем так. До него на Конкурсе Чайковского в 1962 году в Москве играл Шмуэль Ашкенази. Но он действительно первым из израильтян проехался с концертами по нескольким советским городам, побывав в Вильнюсе, Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе (перечисляю в том порядке, в котором был проложен гастрольный маршрут). Эти выступления прошли в рамках культурного обмена между СССР и Израилем. Увы, взаимное «культурное десантирование» длилось недолго. После Шестидневной войны 1967 года с еврейским государством были прерваны все дипломатические и прочие связи, а израильские скрипачи надолго сделались в Советском Союзе персонами не только нон грата, но и вообще не упоминаемыми. Гитлис вернулся сюда намного позже, уже фактически в другую страну.
Мощный общественный темперамент музыканта проявился в организации им ряда международных фестивалей в разных странах мира, что было отмечено в 1990 году провозглашением его послом доброй воли ЮНЕСКО. Вместе с Ицхаком Перлманом он стал основным комментатором в выпущенной на DVD энциклопедии скрипичного искусства The Art of Violin (2000 год). Впрочем, он никогда не ограничивался сугубо скрипичной или даже музыкальной сферой. Например, снялся в фильме Франсуа Трюффо The Story of Adele H. в роли… гипнотизера.
Сделавшись «гражданином мира», Гитлис в конце 1960-х годов перебазировался в Париж, где живет и сейчас. Однако на родине бывает регулярно, и не только потому, что здесь живут его родственники. В прошлые годы он часто давал в Израиле сольные концерты и выступал с оркестрами, позже стал проводить мастер-классы, через которые прошли многие нынешние израильские скрипачи. Он не раз способствовал их выходу на международную арену. Вот почему в Израиле решили отметить его 95-летие особым концертом. Главными инициаторами и организаторами выступили ансамбль «Солисты Тель-Авива» и его руководитель дирижер и скрипач Барак Таль, директор Израильской консерватории Костин Каналис (здесь консерватории – это музыкальные школы, а не высшие учебные заведения, и Израильская, располагающаяся тоже в Тель-Авиве, – одна из самых лучших и авторитетных), а также известный пианист Итамар Голан, с которым Гитлис не раз выступал и записывался.
Собственно, это не был концерт в привычном смысле. Скорее, перед нами прошла череда музыкальных приношений. Участвовали исполнители разных возрастов (от студентов до опытных мастеров) и специальностей: скрипачи Михаэль Шахам, Коби Рубинштейн и Гай Браунштейн (бывший многолетний концертмейстер Берлинского филармонического оркестра), альтистка Нога Шахам, флейтистка Гюльнара Гехт-Бар-Дрома, певица-сопрано Ревиталь Равив, пианисты Итамар Голан, Идо Бар-Шай, Бешара Харуни. Каждый не только исполнил что-то, но и обратился к юбиляру с приветственным словом, припомнив, какую роль сыграла в его жизни встреча с искусством Иври Гитлиса или даже с ним самим. Героя вечера почтили также своими спичами мэр Тель-Авива Рон Хульдаи и Хаим Тауб, ныне прославленный педагог, а в прошлом концертмейстер Израильского филармонического оркестра, не раз выступавший на одной сцене с Гитлисом (Хаим ненамного отстал от него и по возрасту – ему уже 92!). Был показан и небольшой видеоролик, в котором к юбиляру обратились Марта Аргерих и Даниэль Баренбойм.
Предполагалось, что сыграет и сам Иври, во всяком случае, так значилось в программке. Но он сказал, что не в форме и выступать не будет. Зато продемонстрировал свое неувядающее остроумие, комментируя обращенные к нему слова и постоянно «снижая пафос» после обращенных к нему заслуженных славословий на разных языках (в частности, Гюльнара Гехт, новая репатриантка, еще плохо знающая иврит, обратилась к нему по-русски).
Что ж, как принято желать у нас – до 120, дорогой маэстро! И до обязательной встречи через пять лет!
На снимке: И. Гитлис (слева) и Х. Тауб после концерта
Фото автора
Поделиться: