Одно перечисление имен способно вскружить голову: Григорий Соколов и Николай Луганский, Максим Венгеров и Сергей Стадлер, Нарек Ахназарян и Денис Кожухин, Дмитрий Ситковецкий и Юлия Зильберквит, Айман Мусаходжаева и Трио им. Арама Хачатуряна!..
Резидентом Мальтийского фестиваля является Государственный симфонический оркестр Армении под управлением молодого темпераментного маэстро Сергея Смбатяна, а также мальтийско-американский композитор Алексей Шор – уроженец Киева, получивший образование в Москве. Из участников, не связанных с Россией или СССР, стоит упомянуть мальтийского скрипача-виртуоза Кармине Лаури, его коллег – американца Дэвида Аарона Карпентера, тайванца Рэя Чена и итальянца Сальваторе Аккардо, австрийского кларнетиста Андреаса Оттензамера. Уровень фестиваля – фантастически высокий, программы интереснейшие, что особенно приятно – звучало много русской музыки: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев.
Вокальное искусство было представлено единственным концертом, но он стоял особняком в программе не только поэтому. По силе своего эмоционального воздействия на публику, по невероятности и синтетичности происходившего на сцене он, пожалуй, перекрыл все прочие фестивальные вечера. Дмитрий Бертман утверждает, что искусство должно оставлять ожог в душе каждого зрителя-слушателя, иметь характер шока, чтобы публика выходила из зала с вынутым нутром, находясь в состоянии экстаза. Безусловно, концерт знаменитой российской сопрано Любови Казарновской сполна подарил именно такие эмоции. В определенном смысле его можно назвать центральным событием всего Мальтийского фестиваля.
Певица представила моноспектакль-концерт «Любовь меняет все», в котором выступила и как рассказчица, на превосходном английском языке комментируя исполнявшиеся арии и романсы, знакомя публику с историей создания сочинений, судьбами их авторов и характером изображаемых героинь, и даже как танцовщица, ловко аккомпанирующая себе постукиванием кастаньет. Казарновской аккомпанировал квинтет «Гармония» в составе: Анна Кривцова (фортепиано), Алексей Упрямов (скрипка), Владимир Нора (виолончель), Софья Гришина (гобой) и Алена Барамидзе (флейта).
Программа была воистину циклопической: арии из опер Вивальди, Массне, Бизе, Дворжака, оперетт Легара, песни Мусоргского, Фомина, Даллы, Кьяры, Кемпферта и пр. Как говорит сама артистка, идею такой красивой эклектики она подсмотрела у Полины Виардо. Состоялись и две мировые премьеры – были исполнены вокальные миниатюры Алексея Шора «Прощай» и «Вальс Натали». На бис Казарновская спела безусловные хиты – романс «Дорогой длинною» Фомина, «Бесаме мучо» Консуэло Веласкес и «Кабаре» Джона Кандера, полностью покорив зал: публика, среди которой присутствовало много русских, проживающих на Мальте, но также и местные жители, и иностранцы, долго не отпускала ее со сцены. Любовь Казарновская – выдающаяся художественная личность, способная держать любую аудиторию, обладающая секретом настоящего сценического магнетизма. Артистка синтетического плана, она умеет на сцене все. Стоит ли удивляться, что публика пережила на концерте Любови Казарновской ярчайшие эмоции!..
Тему любви Казарновская прочертила через всю свою программу. Любви счастливой, веселой, захватывающей, но еще и трагической, мучающей, иссушающей. «Любовь бывает разной, но все же это чувство позитивное», – настаивает исполнительница. А еще в центре ее повествования была любовь к пению, к вокальному искусству, которому Казарновская служит истово, самозабвенно, как кумская Сивилла, как Дельфийский оракул, не властный над собой и долженствующий транслировать высшую волю, нести свое предназначение до конца. Возможно, именно отсюда повышенная экзальтация, крайняя контрастность в выражении эмоций, иногда утрирование на грани фарса, но – такова эстетика и таково творческое кредо этой личности. Принимать или не принимать – пусть каждый решает сам, но то, что о вокальном вечере на Мальтийском фестивале его слушатели будут помнить еще долго, не подлежит никакому сомнению.
На снимке: Л. Казарновская
Поделиться: