АРХИВ
29.01.2013
«ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК»

С 8 по 23 декабря проходил Третий московский конкурс юных скрипачей и виолончелистов «Волшебный смычок». Из 80 претендентов, представлявших 42 школы Москвы, для участия в конкурсе отобрали лишь 43 человека.

Открытие конкурса и его прослушивания состоялись в концертном зале ДМШ им. Алексеева, а награждение и заключительный концерт лауреатов – в Большом концертном зале Московского дома композиторов.

Организаторы конкурса – Департамент культуры г. Москвы и Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы. В состав оргкомитета вошли заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы О.В. Гришина (председатель), директор Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства А.С. Цодокова и заведующая струнным отделом УМЦ Г.М. Григорьева, директор ДМШ им. Алексеева Е.К. Попова, ректор МГИМ им. Шнитке А.Л. Дегтярев, директор ДМШ им. Стасова А.Г. Слесарева, директор ДМШ им. Ипполитова-Иванова О.В. Черезова, директор ДМШ им. Кабалевского Ю.И. Вербицкий. Для решения неотложных вопросов рабочего порядка при оргкомитете конкурса из преподавателей ДМШ и ДШИ была создана специальная координационная группа, так что конкурсный механизм был сформирован и отлажен весьма хорошо: никаких непредвиденных сбоев в его работе не было.

Проведению состязания юных музыкантов-струнников предшествовали отборочные прослушивания, состоявшиеся в период с 19 по 25 ноября. В них приняли участие учащиеся ДМШ и ДШИ, находящихся в системе Департамента культуры г. Москвы. Уже в рамках конкурса отобранные кандидаты (по номинации «Скрипка» – 25 человек, по номинации «Виолончель» – 18) продолжили творческое состязание с раздельным зачетом как по самим номинациям, так и по возрастным группам (группа «A» – от 10 до 12 лет включительно; группа «Б» – от 13 до 16 лет). Прослушивания проходили в два тура отдельно по каждой исполнительской номинации, и выступления скрипачей и виолончелистов оценивало отдельное жюри.

В состав жюри номинации «Скрипка» вошли профессор Московской консерватории А.Г. Кушнер (председатель), доценты Московской консерватории А.Б. Тростянский и О.О. Тихонова. Жюри номинации «Виолончель» составили профессор Московской консерватории И.И. Гаврыш (председатель), доцент Московской консерватории К.В. Родин, преподаватель МССМШ им. Гнесиных Л.В. Кружкова. В обоих жюри работали также заведующая струнным отделом УМЦ Г.М. Григорьева и председатель предметной комиссии СВАО, концертмейстер ДМШ им. Ракова Е.В. Дмитриева.

Решения обоих жюри о распределении призовых мест конкурса «Волшебный смычок» таково.

В номинации «Скрипка» (группа «А») победителями стали:

Гран-при – А.Сибилева (ДМШ при МГКМИ им. Шопена);

Лауреат I степени – А.Ивлев (ДМШ при МГКМИ им. Шопена);

Лауреаты II степени – Н.Закрадзе (ДМШ им. Танеева), М.Меньшенин (ДШИ им. Стравинского), А.Мильне (ДМШ им. Гайдна);

Лауреаты III степени – М.Курочкина (ДМШ им. Рахманинова), А.Баканов (ДМШ им. Кабалевского);

Дипломы – А.Трухина (ДМШ им. Шостакович), И.Щедрова (ДМШ при МГКМИ им. Шопена), П.Кучеров (ДМШ им. Прокофьева) Е.Кузнецов (ДМШ им. Танеева).

В номинации «Скрипка» (группа «Б»):

Лауреат I степени – М.Савченко (ДМШ при МГКМИ им. Шопена);

Лауреаты II степени – А.Гвоздарева (ДМШ при МГКМИ им. Шопена), Г.Чанышев-Гладков (ДМШ им. Танеева).

Лауреаты III степени – П.Иванова (ДМШ № 79), В.Мирзоян (ДШИ им. Молчанова);

Дипломы – Л.Ильин (ДМШ им. Флиера), А.Дубровский (ДМШ им. Мурадели), А.Байтенов (ДМШ им. Шебалина);

Спец-приз за лучшее исполнение произведения Венявского – М.Савченко (ДМШ при МГКМИ им. Шопена).

В номинации «Виолончель» (группа «А»):

Лауреат I степени – М.Зайцева (ДМШ им. Ипполитова-Иванова);

Лауреаты II степени – А.Гуськов (ДМШ им. Рубинштейна), И.Нагиев (ДШИ им. Балакирева);

Лауреаты III степени – А.Дмитриев (ДМШ при МГУМИ им. Шопена), М.Макагонова (ДМШ при МГУМИ им. Шопена);

Диплом – В.Гришина (ДМШ им. Шапорина при МГИМ им. Шнитке).

В номинации «Виолончель» (группа «Б»):

Лауреат I степени – Е.Иванова-Мартынова (ДШИ им. Светланова);

Лауреат II степени – М.Кроткова (ДМШ им. Рубинштейна).

Лауреат III степени – А.Приходов (ДШИ им. Даргомыжского);

Дипломы – А.Гудуш (ДШИ им. Рихтера), Г.Гусев (ДМШ им. Власенко), С.Кувшинникова (ДМШ им. Оборина), М.Задорожная (ДМШ им. Артоболевской).

Награды победителям, а также грамоты тем, кто не стал ни лауреатом, ни дипломантом, были вручены в последний день конкурса 23 декабря. На заключительном концерте выступили лауреаты I и II степени и обладательница Гран-при.

Перед началом награждения победителей и концерта лауреатов на ряд вопросов корреспондента «Играем с начала» ответила заведующая струнным отделом Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы Г.М. Григорьева.

– Галина Михайловна, поясните идею этого конкурса.

– «Волшебный смычок» – наш традиционный конкурс. Он проводится уже более десяти лет. Несмотря на то, что нынешний конкурс всего лишь третий по счету (в том виде, в котором он существует сейчас), его значимость для Москвы необычайно велика, ведь он впитал в себя лучшие традиции конкурсов струнников, которые проходили в Москве в предшествующие годы. Таких конкурсов было очень много, мы же решили объединить скрипку и виолончель. По этим двум номинациям у нас работает два жюри, но подход к оценке участников один: это, прежде всего, пристальное внимание к уровню работы преподавателей (как правило, он всегда достаточно высок) и, конечно же, непременный акцент на эмоциональную яркость и артистизм конкурсного исполнения участников.

– Были ли новации в конкурсном регламенте уходящего года?

– В 2012 году мы впервые приняли решение не отсеивать детей после первого тура, а дать каждому участнику полностью сыграть подготовленную программу двух туров. И мы убедились, что это решение с методической точки зрения было правильным, ведь дети готовили четыре разноплановых произведения, поэтому так важно было дать им возможность показать свои умения в разных музыкальных формах и жанрах, донести до слушателя свое понимание музыки разных стилей. То, что все участники выступали на конкурсе от начала первого тура и до конца второго, позволило им раскрепоститься, почувствовать себя увереннее. И когда мы увидели, что это нововведение уже на этом конкурсе стало приносить свои позитивные результаты, это нас, конечно, не могло не порадовать!

– Но ведь для принятия такого решения, по всей видимости, имелись и какие-то объективные предпосылки?

– Безусловно, ведь конкурсу предшествовали очень серьезные отборочные прослушивания, которые и определили лучших, то есть тех, кто участвовал уже непосредственно в конкурсных состязаниях. Из восьмидесяти претендентов, представлявших 42 школы Москвы, для участия в конкурсе мы отобрали лишь 43 человека, то есть чуть больше половины. Так вот, именно увидев потенциальные задатки отобранных детей, мы и решили дать им возможность сыграть программу двух туров от начала и до конца: первый тур – этюд и крупная форма (в основном концерт), второй тур – две разнохарактерные пьесы. Если что-то не получилось у ребенка на первом туре, он мог попытаться исправить это на втором. А кто-то, наоборот, мог блеснуть на первом туре, а на втором выступить менее ярко. И поэтому такой поход к регламенту прослушиваний, несомненно, способствовал получению более объективных представлений о возможностях того или иного конкурсанта и, следовательно, более квалифицированному вынесению оценок обоими жюри.

– Каковы же общие итоги нынешнего конкурса?

– Среди 43 его участников выявлено 20 лауреатов. Несомненно, это хороший результат, который показывает, что у нас очень талантливые дети и такие же талантливые преподаватели. Ведущих преподавателей, ученики которых всегда показывают хорошие результаты на городских конкурсах, мы, разумеется, хорошо знаем, но на этот раз мы открыли для себя и новые преподавательские имена. Это педагоги, которые впервые за долгое время смогли показать себя и которые в своей профессии явно поднялись на ступеньку выше, пройдя путь до получения их учениками званий лауреатов или дипломантов.

Итогами конкурса мы, безусловно, довольны. Конкурс закончился, но все его лауреаты – 12 скрипачей и 8 виолончелистов – остаются под нашим контролем и наблюдением. Мы будем предоставлять им возможности для дальнейшего развития, привлекать их к выступлениям на различных концертных площадках Москвы. Концерты наших лауреатов очень популярны и всегда собирают много публики, огромную заинтересованность в них проявляют и педагоги. Вообще, все наши мероприятия – конкурсы, концерты или фестивали – носят методический характер, они всегда направлены на повышение качества подготовки юных музыкантов, они всегда являются школой повышения квалификации для педагогов.

– С какой периодичностью проходит конкурс «Волшебный смычок»?

– Раз в три года: именно такая периодичность установлена нашим учредителем – Департаментом культуры г. Москвы, со стороны которого все эти годы мы получаем огромную всестороннюю поддержку. Тесно сотрудничаем мы и с Межрегиональным благотворительным общественным фондом «Новые имена».

– Что, на ваш взгляд, дает участие в конкурсе, даже если конкурсант не стал лауреатом?

– Само участие дает многое, ведь юный музыкант прошел перед этим отборочное испытание - значит, уже преодолел некий рубеж. Он выходил два тура на сцену и играл перед публикой и знаменитым жюри, и это своего рода преодоление себя. Поэтому грамота за участие в нашем конкурсе – тоже достижение. Грамот у нас не так много, но я сказала ребятам, что если они дошли до конкурса, выступили на нем, то, даже не став лауреатами и дипломантами, все равно они стали победителями. Пусть не хватило какой-то десятой доли балла, но они уже сделали шаг в сторону своих будущих успехов. Многие из них на следующем конкурсе из младшей группы перейдут в старшую, и грамота за участие сейчас – это стимул для дальнейшего развития, что, будем надеяться, когда-нибудь обязательно приведет к победе. Никогда не надо отчаиваться! К тому же в этом году вместе с грамотой ребенку вручается и специальный подарок - метроном.

– Какова от конкурса к конкурсу количественная динамика его участников?

– Прирост есть, хотя число участников возрастает каждый раз ненамного. Но меня больше радует то, что от конкурса к конкурсу мы остаемся примерно на тех же исходных количественных и качественных показателях. И самое главное, что именно отборочные прослушивания сразу высвечивают всю картину подготовки участников, ведь отбираем мы не всех. Это и показывает, чего нам не хватает в нашей работе и в работе преподавателей. И все это закладывается в методику нашей деятельности с тем, чтобы оказывать этим детям и их преподавателям необходимую помощь. В жюри отборочных прослушиваний работает методический совет нашего учебно-методического центра при участии преподавателей из школ и училищ, так что все происходит на очень квалифицированном уровне. Обсуждения всегда предполагают открытый режим, так что педагоги на нас не обижаются, а наоборот, благодарны нам за то, что мы можем указать на недостатки их учеников, ведь со стороны, как известно, виднее.

– В рамках конкурса предусмотрены мастер-классы?

– Поскольку это конкурс, а не фестиваль, то нет. Но мастер-классы, несомненно, пройдут после конкурса. Все пожелания и критические замечания членов жюри я сразу же включаю в план нашей дальнейшей работы. Предстоят открытые уроки или иная форма общения с учениками и преподавателями, но главное то, что мы в постоянном контакте. Это очень важно для нас. Наш конкурс – это большое методическое мероприятие. Но я всегда стараюсь сделать так, чтобы для детей и их родителей он стал праздником музыки.

Поделиться:

Наверх