Призвание Федосеева было очевидно с самого начала, а вот путь к признанию, вхождению в профессиональную элиту оказался не таким уж гладким. Долгое время его как бы не принимали в «клуб избранных» – что это за дирижер из оркестра народных инструментов? Снобизм коллег и всяческой околомузыкальной тусовки, тем не менее не столкнул Владимира Ивановича с избранного пути: несколько десятилетий он руководит одним из ведущих коллективов страны – Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, пользуется заслуженным уважением за рубежом, где выступал в самых именитых залах с самыми именитыми коллективами.
Тем удивительнее, что только в год своего 85-летия Федосеев получил на родине первую оперную постановку – в московском «Геликоне» сделал «Турандот». За рубежом же ставил оперы не раз, включая весьма престижные сцены, многажды исполнял их и в России, но в концертном варианте, записывал на пластинки и компакт-диски, а в его вокальных составах пели Ирина Архипова, Александр Ведерников, Дмитрий Хворостовский.
Опера занимает много дум Владимира Ивановича особенно в последние годы. Конечно, основное внимание он по-прежнему уделяет симфоническому дирижированию. Но очевидно, что Федосееву есть что сказать в многотрудном синтетическом жанре и есть желание, энтузиазм заниматься не только чистой музыкой, но и театральной. После успешной постановки «Турандот» в конце прошлого года Федосеев получил от «Геликона» царское предложение – стать музыкальным руководителем и главным приглашенным дирижером театра. Приглашение было принято в марте этого года, поэтому неслучайно один из важнейших юбилейных концертов маэстро провел на родной теперь уже сцене.
Гала-концерт в оперном театре не стал оперным гала. Его программа была непродолжительной, но насыщенной. Оперный фрагмент прозвучал только один – знаменитые «Половецкие пляски», в которых хор «Геликон-оперы» прогремел цельно и мощно, не уступая по внушительности саунда хорам Большого и Мариинского театров.
В остальном в памятный вечер безраздельно царил Чайковский – любимый композитор юбиляра и «патрон» его оркестра. Открывала вечер симфоническая фантазия «Франческа да Римини», были исполнены также два фрагмента из кантаты «Москва» (хор «Час ударил» и ариозо «Мне ли, Господи»), а в финале – Торжественная увертюра «1812 год». БСО и его художественный руководитель демонстрировали свои лучшие качества: мощный, яркий, сочный, тембрально богатый звук, идеальную сыгранность, невероятно разнообразную палитру динамических оттенков, филигранные инструментальные соло. Это было настоящее торжество русского оркестрового исполнительства, когда огромный коллектив дышал с маэстро как один человек, даря небывалые эмоции, вулканический выплеск энергии. К слову, оркестров на сцене было два – вместе с БСО в вечере на равных принял участие оркестр «Геликон-оперы». Оркестровая рать получилась впечатляющей, вагнеровско-малеровско-штраусовского размаха (кстати, помимо русской музыки БСО превосходно исполняет именно этих западных авторов).
Единственный вокальный подарок концерта – знаменитое Ариозо Воина, исполненное признанной примой «Геликона» Ларисой Костюк. Ее красивейшее меццо прозвучало ровно, сдержанно и проникновенно, абсолютно в характере исполняемой музыки, с неоспоримым мастерством и превосходным качеством. Лучшие грани манеры солистки были убедительно явлены в этом коротком, но выразительном номере.
После заявленной программы прозвучало-таки вокальное поздравление от «Геликона»: Юлия Щербакова, Лариса Костюк и Вадим Заплечный исполнили «Бриндизи» из «Летучей мыши» (за пульт встал дирижер Михаил Егиазарьян), что было очень символично, ведь Вена для Владимира Ивановича – еще один родной город (помимо Ленинграда, где родился и пережил блокаду, и Москвы): там он много лет руководил оркестром, делал в Австрии не одну оперную постановку. Кстати, Вена это хорошо помнит – Владимир Федосеев награжден орденом «Золотой знак почёта за заслуги перед Веной» (2002), а вот от Москвы до октябрьского вечера в «Геликоне» у него наград не было, что и исправили под восторженные аплодисменты публики: маэстро вручили звезду «За заслуги перед Москвой».
К юбилею в геликоновском фойе Сергея Зимина развернули выставку «Оркестр – инструмент моей души» с уникальными экспонатами из фондов Дома-музея Чайковского в Клину, редкими фотографии БСО и фото из личного архива Федосеевых.
Фото Ирины Шымчак
Поделиться: