Знаменитый роман «Граф Монте-Кристо» никогда не был обижен вниманием: по нему снят не один фильм, его неоднократно адаптировал под свои нужды и театр, в том числе отечественный, в том числе и музыкальный. Десять лет на сцене «Московской оперетты» идет мюзикл Романа Игнатьева – Юлия Кима по мотивам романа Александра Дюма, а еще ранее, в 2003-м, мюзикл с таким же названием ставили в Новокузнецке. В Петербургском театре музыкальной комедии решили не связывать себя российской продукцией, а показать впервые в России западный вариант омузыкаленной истории узника замка Иф.
Его мировая премьера прошла в 2009 году в швейцарском Сант-Галлене, а его автор – знаменитый американский композитор Фрэнк Уайлдхорн, автор многочисленных хитов и обладатель премии «Грэмми». Либретто написал Джек Мёрфи, уложивший два внушительных тома великого романа в два акта сценического действия, при этом, не переиначивая основные мотивы и сюжетные линии, все же сильно подкорректировал первоисточник. Знакомый с сюжетом по книге или хотя бы по знаменитому фильму с Жаном Маре (1954, режиссер Робер Верне), который тоже значительно уклоняется в деталях от оригинала, не увидит в мюзикле многого из того, что ожидает. В частности, разоблачение и наказание своих врагов вернувшийся после многих лет заточения Эдмон Дантес осуществит не с помощью многоходовых хитроумных комбинаций, а оптом сразу всех разорит на акциях устроенного им коммерческого предприятия – лохотрона. Вместо возлюбленной Монте-Кристо албанки Гайде появляется отвязная пиратка Луиза Вампа, у которой поначалу намечаются романтические отношения с главным героем, но потом все сходит на нет. Любовниками Эдмон и Мерседес становятся еще до свадьбы, поэтому Альбер – сын Эдмона, а не укравшего у него возлюбленную Фернана Мондего. В финале Мерседес, Эдмон и Альбер воссоединяются в семейном хэппи-энде голливудского или даже болливудского розлива – соответственно линия философствований и сомнений в оправданности мести, которыми терзаем успешный Монте-Кристо и которые в итоге у Дюма заставляют его исчезнуть, оставив свои богатства юным и невинным детям своих обидчиков, в мюзикле совершенно снивелирована.
Разумеется, мюзикл – новое самостоятельное произведение, он не обязан точно следовать роману, да это и невозможно. Однако есть моменты в его либретто, которые явно не удались, где переделка и адаптация сильно не дотянули до уровня прототипа. Прежде всего, это тот самый болливудский финал – показно оптимистичный, с фальшивыми интонациями, которому никто в зале не верит, ибо он вызывает лишь смех, но не сопереживание. В целом первый акт спектакля получается сильнее, динамичнее и интереснее, чем второй, он действительно захватывает. К сожалению, вторая часть спектакля получилась заметно слабее, она как бы проседает, что здорово снижает общее впечатление. Вместе с тем русский вариант текста Сусанны Цирюк в целом весьма удачен с точки зрения сочности языка и выпуклости драматургических ходов.
А вот что в мюзикле безусловно радует – так это музыка Уайлдхорна: ее не назовешь сверхоригинальной или обладающей явной новизной, но она ярка, динамична, мелодически богата, и самое главное – она драматургически убедительна, в ней чувствуется развитие образов и ситуаций, она способна вызвать сопереживание. Специально для российской премьеры Уайлдхорн, приезжавший в Петербург, дописал новые номера и отредактировал имеющиеся.
Постановку осуществили старые друзья театра из Венгрии – режиссер Миклош Габор Кереньи, сценограф Тамаш Ракаи, художник по свету Петер Шомфаи. Спектакль отличает динамизм, пластическая свобода (хореография Рика и Джефа Куперманов), естественность мизансцен, легкие исторические акценты, которые не утяжеляют пространство буквализмом, но дают ощущение эпохи. Эстетичны костюмы Ольги Шаишмелашвили, перемешавшей разные стили, но при этом умело вписавшейся в дух постановки.
Петербургская музкомедия – сильная команда, отличающаяся слаженным ансамблем и наличием ярких, харизматичных артистов. Таковы брутальный мачо Ростислав Колпаков (Эдмон), невероятная красавица Елена Газаева (Мерседес), надменный и фальшивый Федор Осипов (Фернан), трогательный Игорь Кроль (Альбер), демоническая женщина-вамп Наталия Диевская (Луиза), двуличные и тщеславные Григорий Захарьев (Данглар) и Владимир Садков (Вильфор). Убедительный, экспрессивный вокал артисты сочетают с потрясающей сценической свободой, проживая образы своих героев с полной самоотдачей, великолепно взаимодействуя друг с другом. Отличное музыкальное сопровождение дает оркестр театра под управлением Алексея Нефедова – его игра очень живая, выразительная, и в то же время точная и слаженная.
На снимке: Граф – Р. Колпаков, Мерседес – Е. Газаева
Фото Марии Ковалёвой
Поделиться: