Из семидесяти с лишним опер, что успел написать Гаэтано Доницетти за пятьдесят лет своей жизни, репертуар мировых театров включает в наши дни от силы десяток. На российских же сценах встречаются более или менее регулярно лишь три полнометражных названия – «Любовный напиток», «Дон Паскуале» и «Лючия ди Ламмермур» (не считая «одноактовок» вроде «Колокольчика» или «Риты»). Однако и «Дочь полка» нашей публике знакома довольно неплохо. Без малого сорок лет назад ее привозил в Москву театр «Эстония», и примерно тогда же фирма «Мелодия» выпустила аудиозапись с Джоан Сазерленд и Лючано Паваротти. Позднее «Дочь полка» ставили на сценах Бурятского и Красноярского театров оперы и балета (и тоже показывали в столице). Уже в новейшие времена на телеканале «Культура» не раз демонстрировалась видеозапись с Натали Дессей и Хуаном Диего Флоресом, а в Московской филармонии и в «Мариинке-3» устраивались концертные исполнения.
Апрельское исполнение в БЗК инициировал Фонд Елены Образцовой, посвятив памяти великой певицы, чьей последней сценической работой суждено было оказаться партии маркизы де Беркенфильд из «Дочери полка» (Токио, 2006). Очевидным в связи с этим был и выбор на титульную партию «дочери полка» Мари солистки Мариинского театра Ольги Пудовой, не только завоевавшей звание золотого лауреата Конкурса Образцовой, но и удостоившейся дружбы с самой Еленой Васильевной. В активе Пудовой имеются и другие награды, среди которых по недоразумению недостает звания лауреата Конкурса Чайковского: в 2011 году жюри вокалистов ухитрилось на подступах к финалу срезать всех наиболее ярких участников, превратив третий тур по этой специальности в откровенное позорище. А Ольга уже в следующем году взяла реванш на «Опералии» у Пласидо Доминго…
Именно Пудова – несмотря на то, что ее партнером был более «звездный» и лучше знакомый москвичам Дмитрий Корчак, – стала главным украшением вечера: на ее долю выпал самый большой успех. И это неудивительно. К Пудовой очень подходит определение «голос как колокольчик». В наши дни такие голоса попадаются нечасто. Еще реже можно встретить певицу, чье исполнение «за сердце хватает». Пудова – как раз из таких. Для меня еще пять лет назад неизгладимым впечатлением стала ее Лючия ди Ламмермур на Шаляпинском фестивале в Казани. «Дочь полка» – тот же композитор, но несколько иной жанр. Для партии Мари нужны, прежде всего, легкость и искрометность, хотя и способность «выжимать слезу» тоже не будет лишней. Все это у Пудовой есть. И стилем бельканто она владеет прекрасно. Отдельные же не слишком удачные верхи ей охотно прощаешь...
Дмитрий Корчак – востребованный едва ли не во всех лучших оперных домах и ни к одному из них не приписанный постоянно – демонстрировал в партии Тонио в первую очередь виртуозную вокальную технику. Снискав бурные овации после знаменитой кабалетты с девятью верхними «до», он решил ее повторить на бис (еще и «утроив» при этом последнее «до»). Вероятно, свою роль сыграло то обстоятельство, что несколькими годами раньше, при исполнении оперы в КЗЧ, это проделал еще один ученик Дмитрия Вдовина, Сергей Романовский. Такая «бисовка», бесспорно, весьма впечатляла, балансируя, однако, уже на грани чистого спорта. Зато во втором акте, в романсе Тонио (где, кстати, имеется аж высокое «ре» – также, впрочем, взятое с легкостью) и в ансамблях, Корчак явил себя тонким музыкантом, каким, собственно, всегда и был. Просто тенор и музыкант – даже в версии «два в одном» – редко способны ужиться совсем уж бесконфликтно…
Превосходным Сюльписом был знаменитый итальянский бас-баритон Бруно Пратико (певший с Образцовой в этой опере, да и не только в ней). В «образцовской» же партии маркизы де Беркенфильд вполне успешно выступила Анна Кикнадзе из Мариинки. Также стоит отметить Константина Бржинского из «Геликона» в двух небольших партиях Гортензио и Капрала. Вот явление Ирины Мирошниченко в роли герцогини де Кракенторп производило довольно странное впечатление. Тем более что, не ограничившись сугубо разговорным текстом этой роли, Мирошниченко еще и исполнила в гротескной манере арию Лоретты из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце» (вложенную Чайковским в уста Графини в «Пиковой даме»), что несколько выпадало из общего стиля и вызывало определенные сомнения по части вкуса. Хотя, с другой стороны, это было одним из немногих моментов, напоминавших, что перед нами все-таки комическая опера. Последнее вообще редко удается передать в концертных исполнениях, идущих на языке оригинала. Впрочем, здесь просматривалась все же попытка, и не безуспешная, привнесения отдельных элементов театрализации (режиссер Ростислав Протасов).
Для молодого, но уже достаточно известного маэстро Дениса Власенко «Дочь полка» стала оперным дебютом в столице. На Западе он не раз имел случай показать себя в качестве оперного дирижера, в том числе на весьма престижных площадках (включая Россиниевский фестиваль в Пезаро), так что дебютантом его можно назвать лишь условно. Власенко, без сомнения, настоящий профессионал, хотя к числу ярких харизматиков его вряд ли отнесешь. Он уверенно и стилистически корректно вел за собой оркестр Musica Viva, не испытывая при этом затруднений и в контакте с певцами.
На фото О. Пудова
Фото предоставлено фондом Елены Образцовой
Поделиться: