Министерство культуры и архивов Иркутской области опубликовало перечень приоритетных направлений своей деятельности на 2011 год. В этом документе постоянно возникает «музыкальная» и даже «музыкально-экономическая» тема, которую мы попросили разъяснить министра культуры Иркутской области В.И. Кутищеву.
- Вера Ивановна, в какой степени приоритетными для вашего министерства являются музыкальная культура и образование?
- В приоритетных направлениях деятельности нашего министерства на 2011 год, действительно, как вы могли заметить, запланированы меры поддержки музыкальной культуры, музыкального образования в достаточно большом объеме - это, можно сказать, часть наших основных приоритетов. И среди конкретных действий я бы отметила в первую очередь учреждение ежемесячной стипендии губернатора Иркутской области для одаренных детей, которую у нас получают около 30 детей, а также утверждение целевой программы «Юные дарования Приангарья» - то есть, то, что поддерживает детскую творческую деятельность. Могу добавить, что в отличие от некоторых других регионов у нас не закрылась ни одна музыкальная школа – напротив, школы открываются. Например, в самом отдаленном северном районе области - это Жигаловский район – открылась новая музыкальная школа, причем с хорошим современным оборудованием. А совсем недавно открылась очередная музыкальная школа и в Иркутске.
- На обновление и развитие требуются значительные средства…
- Одно из направлений нашей деятельности связано с развитием различных форм государственно-частного партнерства, что позволяет решать многие задачи в сфере культуры, развивать разнообразные интересные инициативы. Так, у нас уже стало традицией проведение благотворительного аукциона «Нота до», в котором, кстати, непременно участвует знаменитый иркутянин Денис Мацуев. На вырученные от продажи аукционных лотов средства, а большинство аукционеров это наши бизнесмены, - мы имеем возможность поддержать одаренных детей из малообеспеченных семей, закупать для них инструменты. В этом году мы купили немало музыкальных инструментов, причем хороших фирм-производителей, на сумму около 6 миллионов рублей, начиная от баяна и заканчивая инструментами симфонического оркестра (кларнеты, скрипки и так далее). Их получили почти 50 человек. Кроме того, государственно-частное партнерство позволяет нам строить помещение для штаба широко известного международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» (созданного Денисом Мацуевым). Точнее, этот новый дом мы подарим музыкальному театру, но в нем будет находиться и штаб фестиваля. Есть другие примеры: строительство галереи иркутских художников, в частности, но это уже не связано с музыкальной культурой.
- В документе о приоритетах министерства перечислены три учреждения, которые становятся в этом году «государственными областными автономными учреждениями». В их числе и филармония, если я не ошибаюсь.
- Да, это так. Филармония у нас не такая большая, как, например, Уральская в Екатеринбурге, но очень интересная по содержанию своей деятельности. И действительно, она добровольно перешла на «автономию». Мы, конечно, провели большую подготовительную работу в плане укрепления материальной базы филармонии, ее перевода на отраслевую оплату труда. Я считаю, автономия сегодня – это возможность творчески развиваться, предлагать «продукт» хорошего уровня.
- Многие учреждения опасаются «автономии» как угрозы существованию, а пути выживания видят преимущественно в арендной сдаче помещений, если, конечно, таковые имеются.
- У нас нечего и незачем сдавать - все помещения заняты творческими коллективами, и мы ни один из них не сокращаем. Работает, прежде всего, симфонический оркестр: он находится в хорошей творческой форме, получил в этом году грант губернатора области в размере 5 миллионов рублей. Мы закупаем для него новые инструменты, и я не думаю, что что-то может измениться в худшую сторону. Здесь все зависит от того, как будет выполняться государственное задание на оказание населению соответствующих услуг, то есть, на каком уровне качества. Мое мнение, что если эта услуга будет выполняться на хорошем творческом уровне - государство всегда будет заинтересовано дать заказ. По крайней мере, уже четвертый год наши театры работают как автономные учреждения, и я думаю, они живут не хуже, чем до этого. Надо просто следить за качеством работы, иначе говоря – за «уровнем услуги».
- Кто определяет высоту этого уровня?
- Это определяет публика. Наша филармония работает при стопроцентной или, в крайнем случае, 80-процентной загрузке в среднем в год, и какие из ее предложений по-настоящему востребованы – об этом можно судить только по реакции зрителей, а никоим образом не определять решением министерства культуры. Мы, конечно, подводим итоги работы, в которых учитываются мероприятия, доходы и так далее, в том числе выполняемость государственного задания и востребованность именно по среднему показателю зрителей на мероприятиях.
- На зрителя как-то повлияла смена статуса филармонии – может быть, подорожали билеты на концерты?
- Нет. Государственный заказ предполагает дотацию на его выполнение. При этом мы, когда принимаем государственное задание - иными словами это расчет объема финансового обеспечения, - то учитываем социальную направленность деятельности филармонии и согласовываем такие цены на билеты, чтобы посещение было максимально доступным. Все взаимосвязано с государственным заданием, пускать на самотек ценообразование на билеты не выгодно, если, конечно, иметь в виду, что власть в состоянии оценивать значение культуры.
- Я узнал, что у вас в этом году закрывается на реконструкцию музыкальный театр. Надолго ли он прощается со зрителями, как будет работать вне своего помещения?
- Театр уедет на гастроли, он вообще закрывается только на три месяца. Это, как каникулы на лето, начиная с мая. Идет даже не реконструкция, а просто запланированный капитальный ремонт – так сказать, вынужденная мера, при этом музыкальный театр расширяется. У нас в период этих ремонтных работ будут открыты другие театральные площадки, будет работать органный зал, поэтому я думаю, что каких-то больших потерь для наших меломанов не ожидается.
- Кстати, о ценителях искусства и о тех, кто желает заниматься им профессионально. Каково ваше мнение о готовящемся новом законе об образовании, касающемся и образования в сфере культуры тоже?
- Наше мнение совпадает с мнением главы Министерства культуры России - Александр Алексеевич Авдеев его постоянно высказывает. Конечно, отлаженную систему разрушать нельзя, конечно, нельзя рисковать нашим художественным образованием, терять его уникальность. Конечно, должно быть исключено определение «дополнительное образование» по отношению к разнообразным школам искусств. У нас на эту тему прошел «круглый стол», и все наши конкретные предложения по изменению законодательства мы передали Денису Мацуеву как члену Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Надо биться за то, чтобы сохранить лучшее в структуре нашего образования.
Самая свежая новость, пришедшая из Иркутска: в начале марта стартовал проект «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области» стоимостью в 10 миллионов рублей. Он также назван в приоритетах работы Министерства культуры и архивов Иркутской области на нынешний год. Главная его цель – объединить творческие силы всех областных учреждений, чтобы сделать культурное достояние Приангарья доступным для каждого жителя. До конца 2011 года участники проекта побывают в 38 муниципальных образованиях области. Запланировано 19 программ, в которых выступят ведущие артисты и творческая молодежь, представляющие театр и музыкальное искусство, а также работники библиотек, музеев, литераторы, художники, деятели кино. В числе активных участников - 4 областных театра, областная филармония, включая Губернаторский симфонический оркестр, три ведущих областных музея, десять творческих союзов, молодежное театральное движение «Алые паруса», редакция журнала «Сибирячок», коллективы художественной самодеятельности. Все программы прошли конкурсный отбор. Все концерты и встречи будут бесплатными.
Поделиться: