По законам художественной переходности сегодня – время построения нового стиля духовной музыки: в эпоху сверхтехнологий и этно-конфликтов необходимо не обнуление, а обретение чистой и сильной духовной опоры. Духовно-музыкальные направления в XX и начале XXI века в России и Европе обозначили стилевой плюрализм, с одной стороны, трансформируя традиционные ориентиры (неоканоника), с другой – разлагая звуковую ткань на «атомы», синтезируя мультимедийные решения, развивая инструментарий и композиционные техники. Насколько соотносимо это со строгой линией духовной преемственности в рамках обширного историко-культурного кода современной цивилизации?..
Новый композиторский проект, по мысли организаторов, направлен на воссоздание духовных музыкальных традиций в творчестве молодых авторов. Партитуры представленных на вечере премьер сочинений – сильные, мысли ясны и отточены. Прозвучали «совсем не юношеские» произведения, что отметила и аудитория.
Фреска Олеси Евстратовой «Зодчие» для хора, струнного оркестра и ударных на стихи Дм. Кедрина стала звукописанием драматической легенды о строительстве собора Василия Блаженного. Идеальным решением автора было включение текста тропаря Покрова Пресвятой Богородицы (по другому названию собора); этот минорный гимн замыкал моноформульную структуру экспрессивной композиции, воскрешая отголоски древнерусских колоколов.
В основу трехчастной мессы «Песнь ангелов» Татьяны Шатковской-Айзенберг – для сопрано, хора, органа, ударных и струнного оркестра – положен латинский канонический текст. Начав традиционную форму Kyrie eleison с вокализации букв священного слога «АУМ» как первозвука, через контраст «perpetuum mobile» Dies Irae автор завершила нарастающую экзальтацию в Lacrimosa. Это глубоко личное, исповедальное переживание – попытка услышать свой внутренний голос.
Два сочинения для хора и струнного оркестра – «Молитва о детях» Анны Шатковской и «ANTE LUCEM» («Прежде Света») Айгерим Сеиловой связаны с событиями в жизни авторов. Восьмиминутное «ANTE LUCEM» (памяти Жумабая и Бигайши) – это игра с рассредоточенными во времени отдельными гласными и слогами, входящими в название пьесы. Мерцающие соноры и кластеры, регистровая комбинаторика субъективно замедляют восприятие реального времени, отвечая задаче постепенного построения канонических строк «Lux aeterna luceat eis» («Вечный свет да воссияет им»). Идея «Молитвы о детях» на тексты русской православной молитвы о детях родилась вместе с рождением сына А. Шатковской. В партитуре сбалансированы синкопированные ритмы, ostinato, интересная ладовая игра. Вместе с тем автор подчеркивает мысль об обретении чистого и светлого состояния, в котором исчезает раздробленность нашего мира.
В завершение вечера прозвучала оратория «Purgatorio» («Чистилище») для солистов, хора, органа, ударных и струнного оркестра Анны Музыченко. Композиция сочинения повторяет поэтический первоисточник («Чистилище» из второй части «Божественной комедии» Данте), символически представляя круги искупления семи смертных грехов. Аудитория сочинения – любой человек, который, вспоминая о небесном отечестве, способен наполниться тоской по вечности. «Purgatorio», реализуя интонации светлой грусти, раскаяния, радости и надежды, косвенно отражает эволюцию западноевропейской музыки, стилизуя грегорианику, строгий стиль, средневековые светские жанры, барокко. Опора на традиционные католические тексты, литании, псалмы и гимны в завершение приводит к яркому звуковому образу процессии торжествующей Церкви.
Что побуждает сегодняшних молодых композиторов писать музыку на духовные тексты, не предназначая ее вместе с тем для церковной службы? Вероятно, духовный поиск, который выливается в создание произведений, инспирированных высокой поэзией, откровениями священных писаний или даже апокрифами. В результате рождается новый синтез канона и современности (паралитургия), обращающий слушателя к глубинам собственной души. Если цель написания духовной музыки – попытка ответа на вопрос о смысле жизни и смысле смерти (мира, культуры, человека), то, вероятно, любая музыка (вне зависимости от ее звуковых форм), направленная на индивидуальный поиск смысла бытия, духовна. А музыка, написанная с другими целями (сознательно или бессознательно), даже в самых что ни на есть церковно-канонических формах, будет псевдо-духовна. С другой стороны, «следовать канонам – значит ограничивать себя в средствах – значит оттачивать мастерство» (так считает композитор Андрей Микита), что всегда актуально, и «актуально и очень полезно», по мнению композитора Ивана Вишневского, «писать для церкви, ибо это дисциплинирует и помогает избавиться от самолюбования, что есть композиторский бич».
Фото Катерины Трубицыной
Поделиться: