– Виктор Павлович, с чем было связано возникновение нового коллектива?
– История ансамбля началась в 1968 году в Анадыре, где в целях сохранения, развития и популяризации вокально-хореографического искусства народов Чукотки был создан чукотско-эскимосский коллектив. Инициаторы его создания: Е. Рультынэут, Т. Петрова-Бытова, Н. Менцер, М. Шаповалов, А. Мильман, А. Першин, С. Сквирский. Первоначально творческое лицо «Эргырона» (что в переводе с чукотского означает «рассвет») формировалось на основе анализа фольклора чукчей и эскимосов. Шаг за шагом отбирались интересные сценические варианты, которые в конечном итоге становились произведениями искусства и занимали достойное место в репертуаре ансамбля. Каждое выступление коллектива – это представление, состоящее из вокально-хореографических миниатюр в сопровождении древнейших мелодий чукчей и эскимосов. Танцоры «Эргырона» воспроизводят старинные танцы с их невероятными по красоте пластикой и гибкостью. Четкость и отточенность элементов танцевальных движений формировались не одну сотню лет. Танец в яранге артисты «Эргырона» осваивали с детства. Танец моржа они показывают так, как никто другой в мире, потому что сами ходили в море на охоту. В ансамбле воспроизведен уникальный по самобытности вид горлового пения – «похрип», тайны мастерства которого передавались из поколения в поколение. Следуя традициям, коллектив использует для сопровождения мелодий лишь два истинно национальных ударных инструмента – ярар и ванны-ярар. Однако артисты ансамбля единодушны в том, что фольклор – это не застывший слепок минувших времен, а живой, развивающийся пласт культуры, и использование современных выразительных средств тоже вполне оправданно.
– Как складывалась судьба ансамбля?
– 19 февраля 1969-го состоялось первое публичное выступление. Успех вдохнул в работу коллектива новые творческие силы. Формирование репертуара не обошлось без помощи опытных, старейших исполнителей чукотских и эскимосских танцев – заслуженного работника культуры РСФСР Нутэтэина (с. Уэлен), Лейта-Таю (с. Уэлькаль), Е. Тынескина (Билибино), Умки (с. Уэлен) и многих творческих людей. В 1974 году ансамбль стал государственным. До 1980-х годов он много путешествует не только по Чукотке, но и по всему Советскому Союзу: Кавказ, Крым, Москва, Ленинград, Магадан. 1990-е ознаменовались выходом чукотско-эскимосского ансамбля на международный уровень. Коллектив побывал с гастролями в США, Испании, Италии, Бельгии, Франции, Польше, Индии, Канаде, Южной Корее, Сингапуре, Голландии, странах ближнего зарубежья. На сегодня государственный ансамбль «Эргырон» является единственным на Чукотке профессиональным коллективом, сохраняющим и популяризирующим культуру народов Чукотки в фольклорных постановках, вокально-хореографических номерах в течение почти полувека.
– В его репертуаре встречаются поэтичные названия, к примеру «Полет чайки против ветра»…
– В золотой фонд вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: упомянутый «Полет чайки», «Сбор яиц на скале», «Забой оленя», «Охота на моржей», «Байдары», «Любимый танец», «Он’алютук», «Звероводы», «Берингов мост», «Брат и сестра», «Ворон», «Под парусами», «Выделка шкур», «Евражка», «Ухажеры».
Среди концертных программ ансамбля – «Обряд Вылгык’оранмаат», «Праздник Кита», «Каюр» («Спешащий на праздник»), «Все лучшее тебе – Чукотка». А в свое время в репертуаре были и балет «Легенда о Вороне», и опера «Девушка и Смерть», и мюзикл «Сказка о добре и зле», и музыкальная сказка «Прикосновение к прошлому», и спектакль «Дочь пурги», созданные по мотивам чукотских и эскимосских легенд и сказаний. Вообще репертуар ансамбля «Эргырон» многолик: в числе других – «Хатырка», «Олененок», «Нунлигрэн», «Сирениковская», «Оленевод», «Зимняя» и другие хореографические и музыкальные постановки.
– Были ли сложности в 90-е годы, когда артисты скудно зарабатывали? Удалось ли не растерять наработанный багаж?
– 1993 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом малочисленных народов Севера. Тогда «Эргырон» принимал участие в Международном фольклорном фестивале «Полярные маки» в Норильске. В следующем году солисты «Эргырона» представляли свое мастерство на Международном фольклорном фестивале «Камай» (Аляска). А осенью 1995-го по приглашению президента Французской ассоциации фольклора Алена Жакоба коллектив выехал в Париж – по случаю пятилетия творческого союза ассоциации с Российским домом народного творчества. Так, в тяжелые девяностые ансамбль не только выжил, но и укрепил свои позиции. Это заслуга и артистов, и руководства округа.
– Ансамбль «Эргырон» нынешнего дня – каков он?
– Сейчас в штате 16 артистов балета и 6 артистов-вокалистов. Возраст самого молодого – 19 лет, самого возрастного – 40. В коллективе работают чукчи и эскимосы, прибрежные зверобои и тундровые оленеводы, жители города и маленьких далеких селений. Наши ветераны – артисты балета Александра Овчинникова, Ирина Горячева, Наталья Гайфуллина, они работают в коллективе около 20 лет. Более молодые, но не менее опытные – Тимофей Тымневье, Лилия Омрытагина, Юлия Тимонина, Регина Гопало, Ольга Эттувэгыргина, Вадим Чайвын, Егор Тынарали, Римма Ивтегина. Есть и совсем юные – Надежда Тымневье, Анкас Айметгиргин, Олег Петров, Галина Кеунеут, Вероника Коравье, Виталий Кергинаут.
С моим приходом в коллектив появилась группа детей 7–10 лет. В течение двух лет они приходили и уходили, а артисты были их воспитателями и наставниками. Теперь можно сказать, что у взрослой команды появился маленький спутник – со своим репертуаром, выступающий во всех программах, которые «Эргырон» показывает в Анадыре. Сейчас в группе 15 человек – это, в основном, девочки, но мы надеемся, что прибавится и ребят. Ведь будущее ансамбля – в преемственности.
– Как формируется его репертуарная политика?
– Время диктует свои правила формирования репертуара. Всем угодить невозможно. Взрослое поколение требует фольклор в аутентичном исполнении, без каких-либо нововведений. Молодое поколение хочет видеть современное прочтение. Приходится подходить к вопросу гибко и подстраиваться под ситуацию: для жителей отдаленных сел, где в основном проживают коренные жители, это фольклор, а в более крупных населенных пунктах – смешанные программы.
– Где гастролирует ансамбль?
– В последние годы в связи с «перезагрузкой» ансамбля европейские туры были отменены, но гастрольная деятельность при этом стала более интенсивной. На протяжении 25 лет бессменным организатором гастролей является Валентина Косенко. Нас ждут в каждом уголке Чукотки. В Центральной России даже не представляют, в каких условиях и на каких площадках нам приходится работать. Есть затерянные в снегах селения с численностью 100-150 человек. Часто мешает погода, ветер появляется почти мгновенно, да такой силы, что не позволяет взлететь вертолету. Незабываемыми остаются поездки в села на вездеходах. В 2013 году мы гастролировали по Магаданской области, в 2014-м – по Приморскому краю…
– Есть ли у вас сегодня какие-то сложности?
– Сложности и проблемы есть всегда. Например, существует задача создания нового репертуара, но у нас нет профессионального балетмейстера-постановщика. Поэтому мною было принято решение отправить на обучение несколько человек. Так, в ансамбле появились студенты Хабаровского института искусства и культуры. Через несколько лет Юлия Тимонина, Егор Тынарали и Лилия Омрытагина станут профессионалами и проблема постановок и режиссуры перестанет быть проблемой. Бюджет ансамбля неплохой, но денег всегда не хватает. Поэтому приходится зарабатывать. Костюмы мы шьем сами в своей мастерской, используя только натуральные ткани и пушнину, оленью шкуру и шкуры морских животных. Заведующая мастерской Людмила Лысова владеет всеми премудростями пошива одежды коренных жителей Чукотки. Есть у нас и свой композитор – Максим Васильев, которому приходится быть специалистом-универсалом. Аранжировщик, фотограф, оформитель, специалист по свету – только часть его умений. Одна из самых интересных работ Максима – написание сценария и музыки к спектаклю «Прикосновение к прошлому». Премьера состоялась в декабре прошлого года.
– Что бы вы хотели пожелать коллективу?
– Работая над спектаклями, я понял, что не хватает драматической составляющей. Хотелось бы, чтобы решился вопрос о введении в штат нескольких актеров. Почти осуществленная мечта – свой зал. Пусть маленький, но свой. Оснащение качественным звуком и светом, большой проектор, экран, микрофоны… Желаю ансамблю новых постановок, новых спектаклей, возобновления гастролей по России и за рубежом.
Поделиться: