Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.11.2006
Если хочешь, чтобы было хорошо – делай все сам!

22 октября в Большом зале Московской консерватории состоялся гала-концерт – такой, о котором говорят: праздник Музыки. По сути, это был юбилейный вечер известнейшего и одного из самых уважаемых в московской музыкальной среде человека – Андрея Петровича Подгорного, заслуженного деятеля искусств России. Директор МДМШ имени Гнесиных – трижды юбиляр: ему исполнилось 60 лет, и ровно 40 из них занимает непрерывная творческая деятельность, в том числе 20-летняя работа на посту директора школы. Был и четвертый юбилей – юбилей главного участника концерта, Московского камерного оркестра имени Гнесиных, созданного и возглавляемого А.П.Подгорным. Об этом и многом другом из жизни старейшей в Москве детской музыкальной школы вы узнаете из беседы нашего корреспондента с ее знаменитым директором.

- Андрей Петрович, что отнимает больше сил, времени, душевной энергии – собственно директорская работа или работа с оркестром?

- Конечно, директорская работа – основная, отнимающая массу времени, а оркестр – для души, чтобы не погрязнуть в бумагах.

- Если директорская работа занимает главное место, то давайте начнем с самого сложного в этой работе. Какие трудности сегодня есть в жизни школы и как вы с ними справляетесь?

- Вообще, с большим коллективом всегда очень трудно управляться, тем более, когда каждый член этого коллектива – яркая индивидуальность. У нас в школе – именно так: каждый из наших педагогов - личность. И надо знать и понимать особенности каждой личности и строить свою работу, исходя из этих особенностей. Трудности – это человеческий фактор, который, как известно, может подвести в любой ситуации, и наша школа - не исключение. Поэтому строить хорошие человеческие и рабочие отношение внутри коллектива очень важно.

Конечно, есть проблемы, связанные с бюрократией, которая ставит самые неожиданные барьеры. Например, введенная не так давно система тендеров. Понять ее целесообразность довольно сложно, потому что на деле она оборачивается серьезным тормозом в решении целого ряда проблем, и хозяйственных в том числе. Вот простой пример. Несмотря на то, что финансовая проблема по текущему ремонту нашей школы была снята еще в марте (Комитет по культуре своевременно выделил средства), вопрос самого ремонта решался через тендер, и подрядчик определился только к концу августа. В итоге начало ремонта школы совпало с началом учебного года. Такие неувязки связаны с нервотрепкой. Как совместить одно с другим: как проводить ремонт, не нарушая учебного процесса? Чтобы грязь не разносилась по школе и так далее. К сожалению, подобные проблемы возникают во многих других сферах. Вроде чиновники, создавшие закон, стремились сделать, как лучше, но получилось, «как всегда». Конечно, это проблема не только нашей школы, а вообще всей сферы культуры. Приходит излишнее количество бумаг, которые необходимо заполнять: отчеты, планы, проекты. Видимо, это неизлечимая болезнь бюджетной сферы. Понятно, что деньги должны контролироваться, поэтому воспринимаем сложившуюся ситуацию как данность. Хотя все это и отнимает довольно много времени. Но протестовать здесь бессмысленно.

- Трудности в бюджетной сфере у всех примерно общие, а вот достижения разные. Ваша школа особенная, известная. Какие достижения школы вызывают у вас самую большую гордость?

- Наши достижения – это наши педагоги и наши ученики. Преимущество нашей школы состоит в ее возрасте и опыте. В этом учебном году, 15 февраля, мы будем справлять 112-летие школы. Ни одна московская школа не может похвастаться таким почтенным возрастом! Конечно, сам по себе срок существования не является достижением, это, как говорится, объективная реальность. А вот, то, что удалось наработать нашей школе, составляет предмет нашей гордости. Сестры Гнесины, формируя школу в 1895 году, заложили принципы, которые стали основой для создания всей системы музыкального образования. То, что на сегодняшний день считается само собой разумеющимся, в те далекие годы стало революцией. Существовало много других музыкальных школ, но они специализировались в обучении на отдельных инструментах. Например, были фортепианные школы. Революционность же заключалась в том, что сестры Гнесины решили не только обучать детей игре на инструменте, но преподавать широкий спектр музыкальных предметов. В частности, дети стали изучать сольфеджио, петь в хоре, наиболее одаренные в творческом отношении ученики могли заниматься в классе композиции, играть в ансамблях. Эта новая система продемонстрировала удивительные результаты. Из школы вышли не только музыканты-исполнители, но и теоретики, искусствоведы, композиторы - люди разных музыкальных и, шире, творческих профессий, в том числе артисты театра и кино. Широкая подготовка детей позволила развиться разнообразным детским талантам. Конечно, эти традиции продолжаются и сейчас. Появляются новые направления в обучении, в школе – новые дисциплины, новые инструменты и новые музыкальные коллективы. Разумеется, за 112 лет школа претерпела существенные изменения - как и должно быть, поскольку процесс поиска нескончаем.

У нас много учеников, являющихся лауреатами международных конкурсов. Многие из них давно окончили школу, но часто приезжают к нам, и мы проводим с ними совместные концерты. Такова традиция. И, кстати, последний из состоявшихся наших концертов – концерт 22 октября в Большом зале Московской консерватории - яркое тому подтверждение. Все второе отделение концерта было составлено из выступлений наших бывших учеников, уже известных музыкантов, международных призеров. Преемственность поддерживается. А 15 февраля, в день рождения школы (кстати, именно в этот день к Елене Фабиановне Гнесиной пришла первая ученица, чтобы записаться в школу) мы вот уже несколько лет подряд проводим в Концертном зале РАМ имени Гнесиных концерт под названием «Музыкальное приношение». В нем наши нынешние ученики и выпускники играют в сопровождении симфонического оркестра.

- Перейдем теперь ко второй вашей ипостаси – руководителя оркестра. Расскажите, как создавался оркестр.

- Кстати, 22 октября мы отмечали несколько дат и в том числе 15-летие Московского камерного оркестра имени Гнесиных. Оркестр возник в 91-м году, можно сказать, случайно. Сначала это был коллектив, состоящий из старшеклассников, с которым нам было предложено поехать в Испанию для участия в одном из фестивалей. Когда мы вернулись из поездки, то решили уже не расходиться. С тех пор и существует оркестр. Тот первый состав был детским. Позднее, когда возросли требования к уровню оркестра, он постепенно стал преобразовываться в профессиональный коллектив. Сейчас в оркестре играют преподаватели нашей школы, студенты старших курсов вузов. Оркестр нашел свою нишу в московской культурной жизни.

С оркестром я занимаюсь регулярно, не меньше трех раз в неделю в вечернее время. Этим, к сожалению, почти лишил себя возможности посещать концерты или ходить в театр. Конечно, работа с оркестром не ограничивается репетиционным временем. Поиски интересных произведений, составление новых программ, планирование будущих гастролей и концертных выступлений оркестра - это тоже отнимает довольно много времени.

Среди главных целей оркестра – помощь молодым талантливым музыкантам обрести себя в нашей профессии. Мы очень много играем с детьми в качестве солистов. Далеко не каждый оркестр на это может решиться, потому что с детьми играть во сто крат сложнее, чем со взрослыми музыкантами. Тем не менее, я иду на это сознательно, потому что история нашей школы подсказывает – такие усилия не напрасны. Есть много ребят, которые именно через игру с нашим оркестром и почувствовали вкус к музыкальной профессии, и приобрели необходимый сценический, артистический опыт, а для молодого музыканта все это неоценимые вещи, польза – колоссальная! Кстати, ребята, которые участвовали в недавнем концерте в Большом зале консерватории, прошли весь путь: впервые они попробовали сыграть с нашим оркестром еще в совсем маленьком возрасте, а сегодня - кто-то из них уже закончил консерваторию, стал лауреатом престижных конкурсов, кто-то учится в аспирантуре. Первые художественные впечатления, полученные ребенком в общении с оркестром, где он чувствует себя солистом, дает ему импульс на всю оставшуюся жизнь.

- Часто ли ныне оркестр выступает с концертами, выезжает на гастроли?

- В Москве у нас насыщенная концертная деятельность. В течение года мы проводим от 12 до 18 концертов. Причем с разными программами. Наш оркестр часто приглашают для игры с детьми. Мои коллеги директора давно уже поняли, что далеко не каждый оркестр за короткий срок может качественно подготовиться и сыграть аккомпанирующим составом с детьми-солистами. Мы это можем. Кстати, мы участвовали в заключительном концерте конкурса имени Шостаковича в Большом зале консерватории, и буквально лишь за два дня до концерта определился круг произведений, которые нам нужно было играть. «Нормальный» дирижер отказался бы от такой спешки, потому что никто не хочет играть в Большом зале ниже своих возможностей. Но - не хотелось подводить солистов. Играть пришлось непростые произведения: концерт Шостаковича № 1 для фортепиано с оркестром и концерт Кабалевского № 3. тем не менее, прошло все, по-моему, довольно удачно. Одну из своих концепций деятельности оркестра в будущем я вижу именно в работе с детьми в качестве солистов. Это всегда интересно. Мы находим благодарных слушателей. У нас проходит серия абонементных концертов (5 концертов) цикла «Шедевры классической музыки».

Что касается гастролей, их тоже довольно много и по России, и за рубежом. В сентябре ездили в Калининград, участвовали в международном фестивале камерных оркестров. В апреле этого года у нас были гастроли по Испании.

- Андрей Петрович, вы сказали, что школа гордится учениками, назовите, пожалуйста, самых знаменитых из них.

- Среди самых знаменитых, конечно, Арам Хачатурян. Лев Оборин, Евгений Светланов, Тихон Хренников. Среди выпускников более позднего времени - Владимир Мануилович Тропп, завкафедрой академии им. Гнесиных.

- У вашей школы есть ноу-хау?

- Конечно. Я рад, что удалось с помощью нашего Комитета по культуре создать компьютерные классы. Откровенно скажу, они еще не в полной мере загружены, потому что недостаточно существует специальных компьютерных программ по таким предметам, как сольфеджио, как музыкальная литература. Но, тем не менее, эти компьютерные классы используются, и дети с большим удовольствием занимаются в них. Я думаю, что даже повысилась посещаемость благодаря таким интересным нововведениям! Мы широко используем новые технические средства обучения. Есть у нас новый телевизор, магнитофоны, в том числе видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели.

- О чем вы мечтаете как директор и как руководитель оркестра?

- Как директор я мечтаю о новом здании. Школа всегда была в центре Москвы, располагалась в районе так называемой Собачьей площадки, на этом месте сейчас проходит Новый Арбат (а на том месте, где непосредственно стояла школа, находится магазин фототоваров). Когда началось строительство, школу переселили на улицу Воровского (сейчас это улица Поварская), в дом Шуваловой. Но когда в старинном здании обвалился потолок, школу временно переместили в Фили. Это «временно» растянулось на 30 лет. Сейчас я занимаюсь вопросом строительства комплекса зданий и возвращения школы поближе к родным местам. Мечта Гнесиных была в том, чтобы создать единый комплекс: школа, училище, вуз. Поэтому я считаю, что вернуться обратно - это дело исторической справедливости и чести. Многое уже сделано. Место для школы определено. Теперь ждем выхода постановления правительства Москвы по вопросам строительства. Это будет инвестиционный проект, и инвесторы, готовые построить школу, уже есть. (Но, как всегда, в бюрократических джунглях где-то что-то не срабатывает). Так что главная моя мечта и дело жизни – построить новое здание для школы.

Как у руководителя оркестра планов, творческих задумок очень много. В будущем году я думаю, мы сделаем абонементы не только в академии Гнесиных, но и в Московской консерватории. У нас есть свой круг публики, которая ходит на наши концерты регулярно.

- Что это за публика, не могли бы вы ее охарактеризовать?

- Во-первых, это дети и юношество, затем преподаватели школ, очень много просто любителей музыки. Мы ведь предлагаем разнообразные программы и пытаемся по мере возможностей делать вход или вообще бесплатным, или по символическим ценам. Мы знаем, что существует довольно широкий круг москвичей, которые хотят ходить на концерты, но из-за высоких цен на билеты большинство концертов недоступны для них.

Залы у нас всегда полные. Можете прийти и убедиться. 9 декабря мы начинаем наш сезон. Концерт в РАМ имени Гнесиных будет называться «Маски барокко».

- Большое спасибо за приглашение. Андрей Петрович, поделитесь секретом, как вам удается совмещать и хлопотную директорскую работу и руководство оркестром?

- Помогает любовь к детям - во-первых, и любовь к искусству - во-вторых. Но и, наверное, это можно назвать болезнью – я трудоголик от рождения. Меня часто спрашивают: как ты все успеваешь? А я отвечаю: а я и не успеваю. Потому что практически все успеть невозможно, одно приходится делать за счет другого. Мой главный недостаток – пытаюсь все делать сам. Во мне крепко сидит убеждение, что если хочешь, чтобы все было хорошо, делай все сам.

- Часто ли получаете удовлетворение от работы?

- Я счастливый человек, прямо скажу. Несмотря на всякие сложности, я считаю, что мне в жизни повезло. Мне представилась возможность работать в замечательной школе, с замечательным коллективом, с замечательными музыкантами, меня окружают коллеги, готовые в трудную минуту прийти на помощь. На трудности смотрю как на естественные явления: жизнь есть борьба. Я оптимист по своей натуре. И хотя не всегда получается отдохнуть, но переключаясь с одной формы занятий на другие, я чувствую себя вполне жизнеспособным и всегда готовым на большее.

Беседовала Л.Лобанова

ВЕЧЕР ЧЕТЫРЕХ ЮБИЛЕЕВ

Славная история Московского камерного оркестра имени Гнесиных – это, прежде всего, его большая концертная активность. Немного найдется в Москве людей, которые не слышали этот оркестр, знают его и в других российских городах, есть поклонники коллектива, выступающего под управлением А.П.Подгорного, и за рубежом: маршруты его гастролей многократно пересекали страны Западной Европы. Оркестр был участником международных фестивалей в Испании, Великобритании, Франции Германии…

В Большом зале Московской консерватории оркестр Андрея Подгорного не новичок. И каждый год в течение вот уже 10 лет ученики МДМШ им. Гнесиных имеют счастливую возможность выступать с этим оркестром на воистину легендарной сцене, что и радостно, и чрезвычайно ответственно.

22 октября в праздничном концерте Московского камерного оркестра под управлением А.П. Подгорного, по традиции, солистами выступали учащиеся МДМШ им. Гнесиных и бывшие выпускники этой школы.

Открылся концерт финалом из «Классической симфонии» Прокофьева. После бури аплодисментов директор московского методкабинета, заслуженный работник культуры РФ А.С.Цодокова зачитала Адрес с поздравлением А.П.Подгорному от Комитета по культуре г. Москвы, в котором была отмечена огромная просветительская деятельность юбиляра.

Особую торжественность событию придало проникновенное исполнение диаконом Владиславом Соколовым «Многолетия» Локтева и Псалома «Laudate pueri» Мендельсона в сопровождении замечательного детского хора «Московские колокольчики» (основанного в МДМШ им. Гнесиных в 1991г.): поразительная слаженность, чистейшая интонация и piano, слышное даже на галерке, - все вызвало восхищение слушателей в детском пении. А «Попутная песня» Глинки особенно ярко продемонстрировала завидное мастерство коллектива (и, что особенно важно в этом произведении – идеальную четкость дикции). Руководитель хора - почётный член ВМО Екатерина Аветисян, хормейстер - Анна Аветисян. «Московские колокольчики» - лауреаты многих международных фестивалей, олимпиад и конкурсов.

Интересно прозвучал и ансамбль скрипачей младших классов (художественный руководитель - лауреат международных конкурсов Елена Давыдова): он исполнил пьесу Гречанинова «Игра в разбойники».

С прекрасным чувством стиля был исполнен фортепианный концерт Моцарта № 21 (2 - 3 части). Солировала ученица 7 класса, лауреат конкурсов Евгения Сафонова (преподаватель И.Н.Белова).

Весомо прозвучал баховский концерт для скрипки с оркестром ми мажор (I ч.), солист был пятиклассник Михаил Макаров (преподаватель М.Ф. Украинцева).

Очень тепло приняли слушатели «Диалог» для двух тромбонов, литавр и камерного оркестра – сочинение известного московского композитора Е.Подгайца. Кстати, это было первое исполнение. Солисты - ученик 6 класса, лауреат международного конкурса Федор Морозов (преподаватель И.В.Яковлев) и лауреат международного конкурса, студент РАМ им. Гнесиных Ренат Халимдаров (класс А.Н.Морозова), бывший выпускник школы (1997г).

В завершение первого отделения поэтично и с филигранной отточенностью прозвучал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Мендельсона. Солистка - ученица 6 класса, дипломант Третьего фестиваля им. С.В.Рахманинова, лауреат технического конкурса им. Л.Власенко «Ступень к совершенству» Татьяна Кирпичёнок (преподаватель Э.М.Коперина).

Перед началом второго отделения гала-концерта с приветственным словом к А.П.Подгорному обратился председатель правления Музыкального общества Москвы, народный артист РФ, профессор Авангард Алексеевич Федотов. Затем ученица 6 класса Ирина Дудникова (преподаватель Н.М.Доленко) ярко, празднично исполнила Концерт для фортепиано с оркестром Галынина (I ч.).

Продолжили гала бывшие выпускники МДМШ им. Гнесиных. Глубокое впечатление оставило исполнение «Pezzo capriccioso» Чайковского в исполнении студента Московской консерватории, лауреата международных конкурсов виолончелиста Александра Забабуркина (класс народной артистки СССР, профессора Н.Н.Шаховской). Александр - выпускник 1997 года, его преподавателем в школе была О.А.Клобукова.

Виртуозно прозвучало произведение Россини «Интродукция, тема и вариации» для кларнета и оркестра в исполнении студента Московской консерватории, лауреата международных конкурсов Николая Агеева (выпускник МДМШ им. Гнесиных 1998 года, его преподаватель - М.Н. Иванов).

Блестящим завершением концерта стало выступление многократной стипендиатки фонда «Новые имена», ныне учащейся ЦМШ при Московской консерватории Елены Нефедовой (класс К.А.Шашкиной). Выпускница МДМШ им. Гнесиных 2004 года (здесь ее преподавателем была В.Н.Белова), Елена исполнила концерт Первый фортепианный концерт Листа - с большим подъемом и большим мастерством.

Московский камерный оркестр имени Гнесиных снова продемонстрировал отличную профессиональную работу. Но не только интересные интерпретации привлекает слушателей к этому музыкальному коллективу. В его игре всегда ощущается особый нерв, без которого не передать ни силы, ни чувственной красоты музыки, и который вместе с тем указывает на присутствие большого единства в коллективе. А что может быть радостнее, чем крепкое музыкальное братство!

Пожелаем же художественному руководителю оркестра А.П.Подгорному вдохновения для новых творческих свершений!

Поделиться:

Наверх