На фоне тенденции нашего времени, когда тип меццо-сопрано как певческого голоса явно обмельчал и зачастую за меццо себя выдают латентные сопрано, А. Рачвелишвили действительно поражает мощью, глубиной и страстной темпераментностью своей природной вокальной фактуры. Ее голос плакатно выразителен, но в то же время умеет быть и нежным, и лиричным, и проникновенно чувственным. Программа русских, итальянских и французских оперных арий, представленная в Москве, богатую палитру голоса певицы показала во всем великолепии.
Французский пласт выдался самым обширным: он начался с хабанеры и уже в качестве биса закончился сегидильей из «Кармен» Бизе. Хрестоматийные фрагменты этой оперы в исполнении Рачвелишвили поражают тонкой изысканностью стиля и высочайшим мастерством драматической аффектации. Партия Кармен и принесла певице международную известность: ею в 2009 году Анита триумфально открыла сезон в «Ла Скала» – ее звездным Хозе был Йонас Кауфман, а за дирижерским пультом стоял маэстро Даниэль Баренбойм. В партии Кармен Рачвелишвили сделала ряд важных дебютов и на других сценах, в том числе в Нью-Йорке и Берлине, Сиэтле и Мюнхене, Лондоне и Риме, Сан-Франциско и Турине, на античных подмостках веронской «Арены».
Этому предшествовали годы учебы в Тбилисской консерватории, выступления в небольших ролях на сцене Тбилисского театра оперы и балета, а также двухлетнее совершенствование в Милане: престижнейшая Академия «Ла Скала» стала главным трамплином для международной карьеры певицы. Ее нидерландский дебют в «Концертгебау» ознаменовался исполнением партии коварной филистимлянки в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса. Мы же услышали знаменитую третью арию Далилы: этот гимн любви, исполненный с мягко обволакивающей, неспешно усыпляющей чувственностью, стал восхитительным подарком меломанским сердцам.
Затем в драматически насыщенной сцене с письмами из последнего акта «Вертера» Массне были продемонстрированы проникающие в душу страдания Шарлотты. Французский певческий шарм рождал эстетическое переживание, но через красоту музыки властно передавалось большое искреннее чувство, раскрывая психологически уязвимый, хрупкий и беззащитный мир главной героини. Это было поистине восхитительно!
Пожалуй, главной изюминкой французского блока стало исполнение редко звучащих в наших залах речитатива и финальных стансов Сафо из одноименной оперы Гуно, сюжет которой основан на (недостоверной с современной точки зрения) истории несчастной любви древнегреческой поэтессы к паромщику Фаону, ставшей причиной ее самоубийства. Чарующий мелодизм предсмертного номера главной героини, его тонкая и в тоже время невероятно сильная просветленная патетика удались певице превосходно!
Две разноплановые пьесы вслед – экспрессивная, в духе «изысканного веризма» ария Принцессы де Буйон из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврер» и «Песня о фате» из «Дона Карлоса» Верди – показали, что и крепкие итальянские страсти, и восхитительные колоратурные пассажи одинаково подвластны певице.
Русский репертуар был представлен выходной песней Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова и каватиной Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина. Первую из этих партий А. Рачвелишвили исполнила на сцене Берлинской государственной оперы, а вторую – в нью-йоркской «Метрополитен-опера». В психологически глубокой интерпретации певицы героини русских опер ничуть не уступали итальянским и французским, но особенно запала в душу первая песня Любаши – номер, который нечасто услышишь в концертах.
Анита Рачвелишвили выступала с оркестром «Новая Россия» под управлением Лучано Акочеллы – итальянского дирижера, уже знакомого нам по филармоническим проектам. Найти общий язык и с музыкантами, и солисткой ему удалось довольно легко. Симфонические пьесы вечера включили в себя полонез из «Евгения Онегина» Чайковского, увертюру к «Луизе Миллер» Верди, прелюдию из Сюиты № 1 из музыки Бизе к драме А. Доде «Арлезианка», интермеццо из «Манон Леско» Пуччини и «Вакханалию» из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. И здесь – тот же русско-итало-французский набор с превалированием французской составляющей, но именно она и составила основную привлекательность всей программы, а первый концерт абонемента этого сезона «Звезды мировой оперы в Москве» завершил год на впечатляюще высокой ноте.
Поделиться: