– Магомед-Башир Хамзатович, расскажите об истории вашего ансамбля.
– Он создан в мае 1993 года по постановлению правительства Республики Ингушетии (поначалу как «Ингушский ансамбль танца»). Его составили танцоры художественной самодеятельности из разных городов и сел, то есть люди без хореографического образования. Набирали практически с улицы, да и сегодня продолжаем формировать состав именно так. Например, если видим статную красивую девушку, обязательно ее приглашаем. Проблема в том, что в Ингушетии нет специализированных учебных заведений по хореографии, поэтому нам самим приходится готовить хореографов. В ансамбле есть несколько человек, окончивших институты культуры в Нальчике, Краснодаре и даже ГИТИС. Они-то и обучают остальных.
– Какова география ваших гастролей?
– Мир узнал об «Ингушетии» в 2000 году на Фестивале фольклорных коллективов в польском городе Закопане. Это была наша четвертая или пятая поездка за границу, которая оказалась очень успешной: мы взяли приз зрительских симпатий, специальный приз польского сейма и диплом первой степени, после чего были буквально завалены приглашениями, выбрали Италию и гастролировали по итальянскому югу в течение месяца. Были и в Германии, Франции, Ираке, Израиле, объездили половину Европы, не говоря уже о Востоке.
– Насколько танцы, которые вы исполняете, аутентичны? Или же они адаптированы к восприятию европейцев?
– Костюмы, конечно, стилизованы, да и хореография тоже. Хотя есть у нас несколько аутентичных композиций, в которых мы постарались точно воспроизвести народные традиции. Это, например, воинственный танец «Вайнахи», близкий народному эпосу. Сейчас работаем над хореографической композицией «Нарты», где стараемся как можно четче донести обычаи времен нартов, героев древних эпических сказаний, ведь мы являемся их потомками. Эту постановку мы готовим к показу в Московском Кремле (ГКД) на праздничном концерте к 245-летию вхождения Ингушетии в состав России, который состоится 16 июня 2015 г. Следующая постановка – хореографическая композиция «Тушоли» (богиня плодородия и плодовитости, в быту исполняется на празднике весны, певчей весенней птицы). Детальное описание этого праздника весны встречается в романе «Из тьмы веков» Идриса Базоркина, и мы постарались выстроить свою хореографическую композицию в соответствии с этим описанием.
– В репертуаре ансамбля – танцы народов Северного Кавказа и Закавказья. Какие именно?
– Казбекский, азербайджанский, горский, дагестанский, ингушский, чеченский теркский танцы. Конечно, у каждого своя специфика, своя манера движения, характер, темперамент. Скажем, чеченский теркский танец у нас трехпарный, в нем – плавность движения, грация, а казбекский – с ломаными движениями, чисто мужской.
– Какие инструменты используются в музыкальном сопровождении?
– Это гармошки – наши национальные деревянные струнные (дечиг) и меховые, кавказские барабаны доули, дудуки, кларнеты, свирели, ударная установка, контрабас. Мы играем только народные мелодии (кроме одного гармониста, все музыканты – народники без специального образования).
– Ансамбль в основном составляют ингуши или он многонациональный?
– Конечно, на 90 процентов, ингуши, но есть и другие национальности – дагестанцы, чеченцы, грузины.
– Расскажите о хореографической композиции «Карнавал Кавказа», в ней ведь тоже соединились этнические традиции разных народов.
– Эту эффектную композицию 2006 года мы выдвинули на премию правительства РФ (постановщик Рамзан Амирханов). Карнавал – потому что в ней собраны миниатюрные сюжеты всех танцев Северного Кавказа и Закавказья (представлены Осетия, Грузия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня, Армения, Аджария, Дагестан и, конечно, Ингушетия).
– Каковы ваши планы в обозримом будущем?
– Концерты в Астрахани, Краснодаре, Волгограде, Казани, Тюмени, Екатеринбурге, Казахстане…
Поделиться: