С 4 по 8 декабря на базе АМК при МГК им. П.И. Чайковского проходил III Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей на струнных инструментах «Симфонические каникулы».
Этот конкурс является частью большого проекта под названием «Мерзлякова приглашает друзей», который фактически представляет собой фестиваль ежегодно чередующихся конкурсов по специальностям «фортепиано», «духовые инструменты» и «струнные инструменты». Особенностью этих состязаний является то, что они проводятся непосредственно в системе отечественного среднего музыкального образования, выступая не ее «идеологической надстройкой», а непосредственно – весьма органичной составной частью.
Все участники проходят отборочные туры по месту своей учебы и по решению соответствующих региональных учебных заведений получают направление на конкурс в Москву (та же самая процедура – и для московских музыкальных школ и училищ: вся разница лишь в том, что путь до концертного зала Академического музыкального колледжа, где проходят прослушивания, просто физически оказывается существенно короче).
Конкурсные испытания исполнителей на струнных инструментах (скрипка, альт, виолончель, контрабас и арфа) осуществлялись дифференцированно по трем возрастным категориям, установленным регламентом (младшая, старшая и средняя группы): для средней и старшей группы – в два тура, для младшей группы – в один тур. В состав оргкомитета конкурса вошли профессор Московской консерватории Т.Алиханов (председатель); директор Академического музыкального колледжа В.Демидов; заместители директора колледжа Н.Солдатикова и М.Цатурян; заведующая струнным отделением колледжа Е.Демиденко; преподаватель колледжа И.Кузнецова (администратор конкурса). Для понимания, насколько высока планка качества проведения этого конкурса и судейства на нем, необходимо огласить состав жюри. В работе жюри участвовали заведующие кафедрой скрипки Московской консерватории, профессора И.Бочкова и В.Иванов; вышеназванная Е.Демиденко; профессора и преподаватели Московской консерватории А.Бобровский, А.Селезнёв, Е.Чугаева и П.Седов.
Совершенно очевидно, что победить на любом конкурсе все без исключения участники просто не могут. Однако особенностью каждого из трех конкурсов с одним и тем же названием «Симфонические каникулы», но разными инструментальными специализациями, является то, что ни один их участник не остается без внимания организаторов. Так, все участники нынешнего струнного конкурса, не вошедшие в число лауреатов (I, II и III премии) и дипломантов, были награждены грамотами за участие. И уж точно ни один участник не остался без памятных подарков, ведь для многих из них этот приезд в Москву, возможно, стал первым. А присутствие в Рахманиновском зале Московской консерватории, где состоялась церемония награждения и концерт лауреатов, однозначно явился большим и важным событием в жизни, ведь молодые и совсем еще юные исполнители пока только делают свои первые творческие шаги на дороге большой музыки.
Немаловажно, что для участников, выбывших из конкурсной программы, были организованы полноценные мастер-классы членов жюри, которые одновременно являлись и курсами повышения квалификации для их преподавателей. Вообще, следует заметить, что в разные годы на конкурсах «мерзляковского цикла» очень часто складывались поистине необычные ситуации, когда сами преподаватели из регионов, оценив на прослушиваниях уровень своих учеников в сравнении с другими участниками или посетив мастер-классы членов жюри, понимали всю важность дальнейшего обучения питомцев именно в Москве. И сами – без всякой ревности и обид! – готовили их для поступления в московские учебные заведения. Когда происходят подобные вещи, то, как говорится, уже только ради одного этого и стоит проводить такой конкурс! Все это впечатляюще свидетельствует о том, что за годы существования конкурса «Симфонические каникулы» он успел стать одним из устойчивых лидеров в системе среднего музыкального образования.
* * *
В последний день конкурса у корреспондента газеты «Играем сначала» состоялась беседа с директором Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова, преподавателем по классу струнно-смычковых инструментов С.Г. Грибовской.
– Светлана Григорьевна, вы привезли на конкурс своего ученика и наблюдали за ходом состязаний от начала и до конца. Расскажите о своих впечатлениях.
– Я привезла на конкурс 12-летнего Мстислава Степанчева, участника младшей группы, с которым занимаюсь по классу виолончели. Первое, о чем хочется сказать, это о необычайно представительном жюри, выступить перед которым для любого юного музыканта – огромная честь. Необычайно приятно, что авторитетное жюри присудило диплом моему ученику и, таким образом, оценило не только его умения, а и мою педагогическую работу. Для нас это большая победа!
– Что бы вы сказали об организации конкурса?
– Организовано все было предельно четко: начиная от подачи заявки и кончая приездом в Москву. Репетиции, прослушивания - все проходило, как по нотам. Я сама как директор колледжа часто занимаюсь подобными делами, поэтому могу оценить уровень организации и, сравнивая, подмечаю, что можно перенять из опыта Мерзляковки. Мне, например, понравилось, что в организацию и проведение конкурса вовлекли студентов старших курсов теоретического отделения, которые были и помощниками на сцене, и ведущими. Подобную форму студенческой практики я обязательно возьму на вооружение. Еще один очень важный момент этого конкурса – отсутствие регистрационного взноса, что по нашим временам довольно большая редкость.
– А в эмоционально-психологическом аспекте на конкурсе дышалось легко?
– Абсолютно легко и непринужденно! Была просто удивительная, какая-то особенная атмосфера гостеприимства, и ее создавали все: от людей, которые курировали нас непосредственно, занимались предоставлением аудиторий и оперативно решали все наши вопросы, до заместителя директора колледжа по учебно-методической работе Н.В. Солдатиковой. Каждодневного ощущения любви, добра, заинтересованности и небезразличия по отношению к тебе со стороны организаторов не почувствовать было просто нельзя – особенно важно это было в первую очередь для самих детей. Признаться, я до сих пор нахожусь под впечатлением от дружественной атмосферы этого московского конкурса…
Из поданных на конкурс 97 заявок реально приняли участие в состязаниях 67 исполнителей. Они приехали из Москвы, Иванова, Орла, Владимира, Калининграда, Кинешмы, Петропавловска-Камчатского, Тольятти, Химок, Саратова, Красногорска, Ярославля, Ханты-Мансийска, Санкт-Петербурга и Пскова. И вот, когда конкурсные волнения остались позади, церемония награждения на сцене Рахманиновского зала, наконец, открыла имена победителей. В старшей группе численностью 32 человека ими стали:
Гран-при – Л.Аристова (виолончель, Москва);
I премия – Ф.Григорьев (виолончель, Москва);
II премия – С.Волков (виолончель, Санкт-Петербург), М.Зонтова (скрипка, Москва), А.Полонеева (скрипка, Москва), Т.Полякова (скрипка, Москва), Л.Сафиханова (арфа, Москва), Су Юнг Тье (скрипка, Москва);
III премия – К.Бахарев (скрипка, Москва), К.Пашутин (альт, Санкт-Петербург), Е.Щеголев (альт, Москва); дипломанты – В.Баскова (скрипка, Тольятти), А.Гриднева (скрипка, Москва), К.Драгунов (скрипка, Санкт-Петербург), Я.Матосян (скрипка, Москва), А.Минеев (контрабас, Санкт-Петербург).
В средней группе численностью 15 человек:
I премия – А.Тихонова (арфа, Москва);
II премия – А.Гвоздарева (скрипка, Москва), И.Якушева (скрипка, Москва);
III премия – Е.Балашова (скрипка, Петропавловск-Камчатский), А.Григорьева (скрипка, Химки), В.Тульская (скрипка, Москва);
дипломанты – Д.Павлова (арфа, Москва), Е.Соловьева (скрипка, Ярославль).
В младшей группе численностью 20 человек:
I премия – Д.Румянцева (арфа, Москва), Э.Сабитова (арфа, Москва);
II премия – И.Баркова (скрипка, Орел), Е.Дворецкая (арфа, Москва), Д.Мовсесян (скрипка, Москва);
III премия – П.Шульгина (скрипка, Москва);
дипломанты – Н.Арифулова (скрипка, Москва), А.Ивлев (скрипка, Москва), Я.Лившиц (скрипка, Владимир), М.Степанчев (виолончель, Калининград).
Быстро промелькнув, «Симфонические каникулы» закончились. Но осталась музыка, и она продолжает звучать в жизни всех участников конкурса.
Поделиться: