Top.Mail.Ru
АРХИВ
14.03.2012
Клавдия ПОПОВА: «В БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВЕ ЗЕРНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОРАСТЕТ»

Когда на V Всероссийском конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина в Санкт-Петербурге два Гран-при были присуждены коллективам из Приморья – оркестру русских народных инструментов Дальневосточной государственной академии искусств (дирижер заслуженный артист РФ С.И. Арбуз) и фольклорному ансамблю «Вишенка» из ДШИ села Черниговка, это еще раз подтвердило, что в Приморском крае существует сильная школа народников. Одним из ее основателей стал профессор Ю.Г. Ястребов, преподававший в ДВГАИ, а ныне продолжающий работать в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств. Его выпускники трудятся во многих городах и селах Приморского края. Среди них – К.С. Попова: преподаватель по классу баяна, руководитель ансамбля русских народных инструментов Детской школы искусств г. Большой Камень.

Имя Клавдии Поповой внесено в энциклопедию «Лучшие люди России». За многолетний труд и высокие результаты в работе она награждена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Клавдия Савична работает в школе почти столько, сколько существует и сама школа – около полувека. Ее методы обучения ориентированы на развитие творческого потенциала учащегося, выработку положительной мотивации к обучению, что позволяет сделать ученика активным участником образовательного процесса.

- Клавдия Савична, есть ли разница в воспитании музыканта вообще и баяниста в частности?

- Думаю, что нет. В первую очередь следует воспитывать музыканта. И не важно, на каком инструменте он играет, – фортепиано, скрипке, баяне или флейте. Конечно, у каждого инструмента есть свои технологические секреты: туше, смычок, мех, дыхание. Но чтобы их эффективно осваивать, надо быть музыкально подготовленным. И дело здесь не столько в теоретических знаниях, сколько в развитии слухового опыта и слуховых представлений.

- Расскажите, как ваши ученики приобретают слуховой опыт и слуховые представления?

- Очень важно не замыкаться только на своем инструменте, а слушать как можно больше разных инструментов. Помню, когда мы учились у Ю.Г. Ястребова, он водил нас на занятия к скрипачам и заставлял наблюдать за распределением и сменой смычка. Это помогало нам усвоить закономерности ведения меха. Я до сих пор практикую его метод в своей работе с детьми. Когда мы слушаем фортепиано, то обращаем внимание на звуковедение, фразировку, тембр каждого «голоса», особенно при исполнении полифонии. Юрий Григорьевич всегда уделял особое значение работе над полифонией. Мы переиграли всю «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах». Эти пьесы универсальны и полезны всем без исключения музыкантам. Большие возможности для баянистов открывает и сам инструмент. Когда играешь полифонию на готово-выборном баяне, то совсем по-другому начинаешь ее слышать.

- Значит, слуховой опыт рождается в живой музыкальной среде? Какова роль преподавателя в этом процессе?

- Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать для ученика питательную среду. Это чем-то напоминает подготовку почвы к посадке, когда мы ее копаем, рыхлим, поливаем, подкармливаем. И когда зерно падает в благодатную почву, оно обязательно прорастет. Так и в музыкальной педагогике. Преподаватель должен создать условия, стимулирующие творческий рост ученика. Я со своими учениками практикую поездки на консультации и мастер-классы к преподавателям Владивостокского музыкального училища и ДВГАИ. Приглашаем своих коллег-музыкантов из Владивостока в нашу школу выступить с концертами. Сами часто ездим во Владивосток на концерты. Школа заказывает для нас микроавтобус, и мы уже имели возможность побывать на концерте оркестра под управлением Ю.Башмета, пианиста Игната Солженицына, солиста Большого театра Зураба Соткилавы и многих других известных солистов и коллективов.

- Несколько лет назад на базе Владивостокского музыкального училища проводились Летние творческие школы для одаренных детей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Я знаю, что вам приходилось в них участвовать. Как вы оцениваете результаты такого многодневного погружения в звуковую среду?

- Безусловно положительно. Летние творческие школы давали возможность многим преподавателям и учащимся музыкальных школ и школ искусств Приморского края встретиться с выдающимися исполнителями, ведущими преподавателями столичных музыкальных учебных заведений и погрузиться в ту самую живую звуковую среду, которая так необходима всем нам – и ученикам, и преподавателям. Мы имели уникальную возможность присутствовать на мастер-классах пианистов - народного артиста России Ю.А. Розума, А.А. Наседкина и Ю.А. Богданова, скрипача А.Кошванца. Результаты творческого роста детей после пребывания в творческой школе были просто фантастическими. Об этом я могу говорить на примере своего ученика Антона Соколика. Через 10 дней занятий я просто не узнала его. Очень жаль, что этот творческий проект оказался краткосрочным. Хочется надеяться, что он возродится вновь.

- Помимо приобретения звуковых представлений, что еще необходимо для воспитания музыканта?

- Необходимым условием воспитания музыканта является концертная практика и участие в конкурсах. Здесь снова вспоминаю своего учителя Ю.Г. Ястребова. В те годы, когда я была студенткой, он создавал студенческие концертные бригады, которые ездили по всему Приморскому краю. В Большом Камне Юрий Григорьевич организовал цикл абонементных концертов, на которые приглашал учащихся общеобразовательных школ. Это была очень серьезная работа и по пропаганде русских народных инструментов, и по профессиональной ориентации учащихся. Опыт учителя я стараюсь применять и в своей работе. Стало доброй традицией проводить сольные концерты учеников. Так, Антон Соколик выступал не только перед слушателями нашего города, но и перед жителями Фокино и Партизанска. Сергей Голодненко принимал участие в международном фестивале детского творчества «Белая акация» в Даляне (КНР). Ну и, конечно, ребята участвуют в профессиональных исполнительских конкурсах – зональных, краевых и региональных. Большой опыт концертных выступлений они приобретают, участвуя в ансамбле народных инструментов. Сколько себя помню, всегда любила работать с оркестром и ансамблем народных инструментов. Когда приехала в школу в Большой Камень, сразу захотела создать оркестр народных инструментов. Только создавать было не из чего – в школе не было инструментов для оркестра. Обратилась через газету к населению с просьбой о помощи. И люди понесли инструменты – балалайки, домры, баяны. Вот так создавался мой первый оркестр.

В настоящее время я руковожу школьным ансамблем народных инструментов «Веселое настроение». У нас довольно разнообразный репертуар: не только традиционные обработки народных песен, но и музыка из кинофильмов, фантазии на темы отечественных и зарубежных песен. Очень помогает нам с аранжировками талантливый студент ДВГАИ Дмитрий Бутенко. Во Владивостоке он создал студенческий оркестр «Мелодия», в репертуаре которого популярная музыка эстрады и кино в его авторской обработке. Очень интересно и творчески работает! Бывает, я услышу какую-нибудь новую песню - не знаю ни автора, ни названия. Напою Диме по телефону мелодию, и для него этого достаточно, чтобы узнать песню и сделать аранжировку. Так в репертуаре нашего ансамбля появилась песня «Улыбнись, Россия» композитора Демарина на стихи М.Танича. Благодаря сотрудничеству с Дмитрием Бутенко мы постоянно обновляем репертуар ансамбля. Теперь в нем не только инструментальная музыка. У нас появились солисты-вокалисты - Ульяна Сизоненко и Юлия Боровикова.

* * *

Мне довелось присутствовать на концерте ансамбля «Веселое настроение» в Детской школе искусств г.Большой Камень. В него входит восемь исполнителей. Все они – учащиеся народного отделения. Ребята чувствовали себя на сцене очень уверенно. Сразу видно, что опыт концертных выступлений у них богатый. Ведь ансамбль приглашают и в общеобразовательные школы, и в городской Дом культуры. Ансамбль выступает и перед своими сверстниками, и перед ветеранами войны и труда. И всегда с неизменным успехом. «Веселое настроение» - ансамбль солистов. Каждый свободно владеет своим инструментом и каждый прекрасно слышит своего партнера. (Вот когда им на практике пригодилось умение слышать полифонию!) Звучание ансамбля отличает динамическая гибкость и слаженность.

Любовь к ансамблевому и оркестровому музицированию Клавдия Савична Попова передала многим своим ученикам. Среди ее выпускников – заслуженный работник культуры Наталья Васильева, руководитель ансамбля «Околица» ГДК г. Большой Камень, и ее сын Дмитрий Васильев – главный дирижер и художественный руководитель Омского симфонического оркестра. А Алексей Луценко играет во владивостокском фольклорном ансамбле «Светоч».

Еще одна сторона многогранной деятельности Клавдии Савичны Поповой – участие в вокальной группе «Возрождение», объединившей преподавателей Детской школы искусств г.Большой Камень. Эта вокальная группа была создана в 1999 году, и основу ее репертуара составляет духовная музыка, начиная с эпохи Возрождения и до наших дней. «Возрождение» с успехом выступило на краевом фестивале духовной музыки, посвященном 100-летию Владивостокской и Приморской Епархии, заняла 2 место на краевом фестивале музыкальных ансамблей «Классика» и 3 место на III конкурсе ансамблей преподавателей ДМШ и ДШИ!

…Когда я спросила Клавдию Савичну Попову, в чем секрет ее педагогического мастерства и творческого долголетия, она ответила: «Я безумно люблю свою работу и всегда учусь!»

Поделиться:

Наверх