АРХИВ
12.01.2011
НИЖЕГОРОДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ – ПРАЗДНИКИ И БУДНИ

Жизнь консерватории, ее проблемы и достижения, взгляд руководства вуза на будущее российского образования – эти темы корреспондент «Играем с начала» Елизавета Андрианова предложила обсудить в беседе с ректором Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки – народным артистом РФ, композитором и дирижером, профессором Э.Б. Фертельмейстером.

- Эдуард Борисович, чем запомнился Нижегородской консерватории 2010 год? Какие творческие достижения вы считаете наиболее значимыми, какие проблемы волновали консерваторию и удалось ли их решить?

- Год оказался достаточно удачным. Событий было много, но основным, глобальным событием я считаю прошедший в мае Всероссийский фестиваль хоровых коллективов имени Л.К. Сивухина, организованный нашей консерваторией и посвященный 65-летию Великой Победы. В нем приняли участие 14 коллективов, среди них – Государственный академический хор имени А.В. Свешникова, Хоровой театр Бориса Певзнера, хоры консерваторий Ростова-на-Дону, Казани, Томского Университета, сильные коллективы из Тамбова, Саратова. Мы провели 23 концерта, которые посетили в общей сложности около 40 000 слушателей.

Вторым важным событием явилась первая поездка крупного творческого коллектива консерватории за рубеж – имею в виду недавнюю поездку нашего хора в немецкий город Эссен (в 2010 году по решению Евросоюза он был избран одной из культурных столиц Европы наравне со Стамбулом и венгерским Печем). В Эссене хор консерватории участвовал в исполнении мессы Моцарта вместе с немецкими музыкантами. Кроме этого были и запись компакт-диска, и, конечно, традиционные концерты коллектива.

В целом концертная деятельность консерватории за истекший год стала более интенсивной, ведь одна из важнейших наших функций – поднимать общий культурный уровень. Отличие консерваторских городов от «неконсерваторских» в том и заключается, что вокруг консерваторий формируется «озоновый слой» музыкальной культуры. Консерватория все больше, как говорится, разворачивается к широким демократическим массам. В этом году у нас увеличилось количество концертных абонементов, рассчитанных на слушателей разных возрастов и разной степени подготовки. Мы организовали и провели 12 циклов концертов для аудиторий города и области. Наряду с традиционными для консерватории циклами («От прошлого до современности», «B-A-C-H», «Нижегородская консерватория – студентам Нижнего Новгорода» и др.) создали новые («Russia – France», «Звезды XXI века», «XX век – современное прошлое»).

То, о чем приятно сказать, оглядываясь назад, это членство Нижегородской консерватории в Европейской ассоциации консерваторий. Мы также стали одним из учредителей и членом Ассоциации музыкальных вузов и средних учебных заведений России. Наша консерватория получает грант Правительства РФ, и это очень поддерживает педагогический коллектив, обеспечивает достаточно спокойную атмосферу внутри вуза.

Но что является нашей большой проблемой и пока не находит решения – это недостаток площадей. Есть возможности для развития – консерватория открывает новые факультеты, предлагая такие специальности, как актер музыкального театра, звукорежиссер и некоторые другие, - но размещение всех этих факультетов весьма проблематично.

- Одна из актуальнейших тем для многих учебных заведений России – это готовящийся интегрированный закон «Об образовании». Все еще обсуждаются и положения Болонской декларации. Каков в этом смысле ваш взгляд на нововведения реформы российского образования?

- Реформа образования на основании Болонской декларации – это целая проблема, с которой столкнулась вся страна. Я нахожусь «на переднем крае» - вхожу во многие официальные структуры, которые обсуждают «Закон об образовании» и вносят свои предложения. Не так давно я принимал участие в парламентских слушаниях Государственной Думы по этому вопросу, выступал на заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры РФ, которое проходило в Ижевске, и так далее. Наша консерватория стоит на тех же позициях, на которых стоит все наше вузовское сообщество. Что называется, вспоминай клятву Гиппократа и заповедь «не навреди». Это главное, что необходимо учитывать, принимая новый закон. Потому что навредить российскому образованию можно – есть такие предпосылки. Во всяком случае, некоторые пункты закона недостаточно продуманы и нуждаются в более тщательном рассмотрении.

Например - переход на частичное платное образование. Но он должен быть обеспечен хорошей заработной платой людей, возможностью брать кредиты в банках на образование. Просто перейти на платное образование, не подготовив социальной почвы, нельзя: мы потеряем образование «для всех», оно станет элитным. Нельзя, я считаю, и не поддерживать академические направления науки и образования. Есть вещи, которые должно финансировать государство, и это – государственные образовательные учреждения. Словом, нельзя начинать реформу, не подготовив для нее почву. А почва – это и экономика, но это и психология. Люди сейчас не только экономически, но в первую очередь психологически не готовы платить за образование.

Не считаю необходимым делить вузы на учреждения первого, второго и третьего сорта и делать всех только университетами или институтами. Мы имеем статус академии, соответствуем этому статусу и не собираемся становиться ни институтом, ни университетом. Во всяком случае, пока закон обсуждается и не принят в принудительном порядке, никакой необходимости в смене статуса консерватории я не вижу. Не стоит ложиться ниц перед Болонским соглашением. Дело в том, что Болонский процесс никак не предполагает ликвидацию нашей системы музыкального образования. Наоборот, наша система, как прекрасно о себе заявившая, должна вписаться в этот процесс усовершенствования образования, не разрушая своей особенной трехступенчатой структуры – школа, училище и вуз. Именно поэтому нельзя допустить и чтобы образование в музыкальной школе считалось дополнительным. Нельзя его относить и к общему образованию, я имею в виду - к Министерству образования РФ по своей подчиненности. Никак нельзя отрывать образование от отрасли культуры и искусства. Государственные образовательные стандарты тоже во многом не продуманы. Современная система образования, безусловно, требует усовершенствования. Но не ломки, а лишь коррекции!

Дополнением вузовской «картины мира» служит рассказ проректора по научной работе Нижегородской консерватории профессора Т.Б. Сидневой. Татьяна Борисовна присутствовала на состоявшемся в конце декабря в Москве семинаре-совещании Российского совета олимпиад школьников, который проходил с участием ректора Московского университета В.А. Садовничего. Обсуждались многие насущные вопросы и прежде всего - развитие общероссийской системы поиска и поддержки молодых талантов. Представитель Нижегородской консерватории отнюдь не была здесь «случайным посетителем». Как рассказала Т.Б. Сиднева, «наша консерватория вот уже третий год проводит олимпиады, включенные в утвержденный Министерством образования РФ Перечень: по теории и истории музыки и по дирижированию».

- Хочу подчеркнуть, что Нижегородская консерватория – единственная в стране, проводящая олимпиады данного статуса. В них участвуют уже избравшие музыкальную профессию молодые люди, обучающиеся в музыкальных училищах и колледжах. В прошлом году в наших олимпиадах участвовали 16 субъектов Федерации. Состязания проходят в два тура – первый на базе училищ и колледжей, второй – в консерватории. Дирижеры должны представить концертную программу и работу с хором. По теории и истории музыки – несколько профильных заданий, в том числе вступительное слово перед концертом, импровизация, редактирование музыкального текста. Победители и призеры поступают в консерваторию не только без ЕГЭ, но и без прохождения творческих испытаний.

Поскольку во всей стране обучающихся на теоретических и дирижерских отделениях училищ и колледжей немного, мы делаем рассылку приглашений буквально во все ссузы и неизменно получаем активный отклик и желание участвовать.

У нас, как и у коллег, тоже есть проблема: лучшие кадры уезжают в столичные вузы. Конечно, мы заинтересованы в талантливых и перспективных студентах, поэтому наш Ученый совет принял решение назначать победителям и призерам повышенную стипендию на первый семестр и освобождение от платы за общежитие – также в течение первого семестра. Возможно, это не слишком большие привилегии, но мы стараемся в меру возможностей создать комфортные условия для талантливых ребят.

В перспективе Нижегородская консерватория планирует расширять комплекс олимпиадных предметов и включать другие музыкальные специальности – особенно те, которые нуждаются сегодня в особом внимании и поддержке.

Поделиться:

Наверх