Top.Mail.Ru
АРХИВ
21.01.2014
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Автор предлагаемого материала Динара Шайбекова – заместитель директора по научно-методической работе Лесновской ДШИ «Парус» Шиловского района, Рязанской области.

Современный период предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности. Видом такой деятельности может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может играть доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении, в формировании профессионально зрелого преподавателя. Академик Российской академии образования М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» под методической работой понимает «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений преподавателей систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы».

Чаще всего в учреждениях дополнительного образования организацией методической работы занимается заместитель директора по учебной работе и заведующие отделениями. Широкий круг зоны ответственности заместителя директора по учебной работе, дополнительная педагогическая нагрузка не позволяют ему уделять много внимания методической работе, изучать современные тенденции, новейшие наработки. Заведующие отделениями помимо большой педагогической нагрузки сконцентрированы на работе своего отделения, узко специализированы, зачастую ориентированы на предметность. Из отдельных методических мероприятий, проводимых на отделении, не складывается единая, целенаправленная система.

По такой же системе до 2007 года работала и Лесновская детская школа искусств. Для разрешения существующей проблемы было принято управленческое решение о введении в штатное расписание должности заместителя директора по научно-методической работе, главной функцией которого стала организация научно-исследовательской и научно-методической работы в образовательном учреждении.

Появление этой должности способствовало систематизации и обновлению методической деятельности школы. Одновременно начал свою деятельность и методический совет – общественный орган внутришкольного управления, аккумулирующий и претворяющий в жизнь новые педагогические идеи. В его функции, в частности, входит инициирование мероприятий, мотивирующих активизацию методической мысли каждого преподавателя. Целью создания этого органа явилось стимулирование творческой работы педагогического и ученического коллективов как условие реализации программы развития школы, организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров. С годами выработалась структура методической службы ДШИ «Парус»: методический совет – методические объединения по отделениям – преподаватели.

Методические объединения – это объединение преподавателей одной или нескольких связанных между собой дисциплин. Заведующий объединением обладает определенными управленческими полномочиями: осуществляет планирование и организационную работу отделения, руководство и контроль над деятельностью преподавателей, право принятия единоличных управленческих решений в пределах своей компетенции. Но на практике нашей школы по большей части заведующие отделениями во многом не полностью используют степень своего влияния на преподавателей.

На основе анализа существующих противоречий между возросшими требованиями к педагогическим работникам в свете нового «Закона об образовании», перевода учеников на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, новых требований по аттестации педагогических работников и реальной готовностью педагогических кадров соответствовать этим требованиям коллектив ДШИ «Парус» отметил особенно высокие требования к организации методической работы каждого преподавателя. Именно преподаватель становится ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений.

Успешность любых преобразований как в сфере культуры, так и в конкретном учреждении зависит не только от высокого уровня профессиональной компетентности работников, но и от их готовности поддержать предстоящие изменения, от степени их внутренней убежденности в необходимости инновационной деятельности, что часто ведет к пересмотру своей работы, к смене установок и ценностей.

На протяжении многих лет методическая работа ДШИ «Парус» выстраивается по принципу проблемного анализа и носит перспективно-проектный характер, поэтому многие начинания тесно связаны с наработками прошлых лет и являются их логическим продолжением. Первым опытом в этом направлении стал в 2006 году школьный конкурс учебных программ и методических работ, в котором приняло участие 50% преподавателей (победителями стали как молодые специалисты, так и преподаватели с большим стажем работы).

Постепенная активизация методической работы помогла проведению в школе различных инновационных проектов. Наш коллектив открыт для всего нового и, наверное, поэтому обратился к нам директор Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера В.И. Колдин с предложением провести эксперимент на художественном отделении. В 2005 году была разработана ускоренная трехгодичная программа, существенно отличающаяся по принципам подхода к построению учебного процесса. На совместном совещании администрации, преподавателей и куратора В.И. Колдина были выработаны основные принципы особенностей обучения детей в условиях ДШИ: это возможность включать в учебный план интегрированные уроки, такие как «Пластика звука», «Пластика сценического движения», «Пластика танца». Именно на недостаток развития представлений в различных направлениях искусства, на чрезмерную технологичность, подавляющую творческое начало, и сетовал Василий Иванович. Администрацией была создана инициативная группа преподавателей по реализации этого проекта, которая еженедельно проводила координационные встречи по выработке общего подхода к проведению уроков. С тех пор уже прошло пять выпусков, и выпускники экспериментального проекта успешно продолжают обучение в ссузах Рязани.

С 2007 года в график контрольных проверок школы была введена на всех отделениях новая форма промежуточного контроля в виде академического концерта с аннотацией в публичной форме. Выступление включало в себя личный анонс, содержащий краткую, но емкую информацию об авторе, особенностях исполняемого произведения, технических трудностях, своего отношения к нему. Это способствовало интеллектуальному развитию учеников школы. Начинание получило продолжение в областном конкурсе творческих презентаций художественных проектов учеников-художников «Души полет и разума работа». Конкурс проводится по инициативе Лесновской ДШИ и РХУ три года подряд.

Преподаватели школы уже приобрели большой опыт участия в конференциях, семинарах, симпозиумах межрегионального, всероссийского, международного уровня:

•в 2009 году на Рязанских областных методических совещаниях были показаны инновационные направления школы: открытый урок в экспериментальной группе художественного отделения, презентация авторского «Межпредметного интегрированного курса для учащихся ДМШ и ДШИ» на фортепианном отделении;

•в 2010 году было выступление на IV Международном философско-культурологическом симпозиуме «Человек в мире культуры: потребление и культура» в Рязанском государственном университете им. С. Есенина;

•в 2010, 2011, 2012 годах 11 преподавателей приняли участие в межрегиональных научно-практических конференциях «Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей» в Рязани;

•в 2011, 2012 годах 5 преподавателей выступили на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современного образования в сфере культуры и искусства» в Рязани;

•в 2012 году приняли участие во VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы фундаментальной подготовки специалистов в школе и вузе в контексте современности» в Череповце;

•в 2012 году директор Н.В. Козыркина обобщила опыт работы школы на Всероссийском форуме педагогических работников сферы культуры в Ульяновске.

Каждый год в ДШИ «Парус» планируется комплекс внутришкольных методических мероприятий. Одной из эффективных форм методической работы, предполагающей активную позицию преподавателей, является постоянно действующие школьные семинары по отделениям. Каждый семинар представляет собой серию докладов, объединенных одной темой. Такие мероприятия направлены на овладение теоретическим материалом, психолого-педагогическими знаниями, на педагогическое проектирование, практическую реализацию собственных проектов. На них выступили практически все преподаватели школы. Вполне понятно, что не все выступления одинаково ценны по убедительности разработки темы. Ведь научно-методическая работа значительно отличается от традиционной методической работы. Она заключается не в овладении уже существующими в науке знаниями и не в присвоении чужого опыта преподавания, а в самостоятельном «отыскивании», добыче нового знания. Речь, прежде всего, о развитии преподавателя как творческой личности, о переключении его с потребительского типа на самостоятельный поиск методических решений, о превращении преподавателя в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения. Разумеется, переход к новому виду деятельности непрост и под силу далеко не всем преподавателям. Но в то же время важным является преодоление инертности, неуверенности в подходе к данному виду работы. Наиболее удачные выступления рекомендуются методическим советом школы для участия в форумах более высокого уровня.

С 2011 года на базе ДШИ «Парус» проводится зональный методический семинар «Современная музыкальная педагогика: традиции и инновации». По материалам первого семинара был издан сборник при содействии Комитета по культуре и туризму Рязанской области и Детско-юношеского центра художественного творчества, в который вошли шесть выступлений преподавателей нашей школы. В 2013 году второй семинар стал называться «Современная педагогика в сфере искусства: традиции и инновации» и приобрел статус открытого в связи с тем, что в нем приняли участие преподаватели из другого региона (Вологодской области). Кроме того, расширилось и представительство по видам искусства: наряду с музыкантами в семинаре участвовали художники, театралы, хореографы.

Методическая работа не могла быть продуктивной без постоянного сотрудничества с многочисленными кураторами школы. На протяжении многих лет методическими службами выстраивается планомерная и целенаправленная работа с преподавателями средних и высших учебных заведений и ведущими артистами театров Рязани.

Постоянное внимание к методической составляющей работы преподавателей во многом способствует успешному прохождению аттестации педагогических кадров. Традиционное подведение итогов работы каждого преподавателя за учебный год по различным направлениям является сильной мотивацией в повышении качества работы. Заместитель директора по научно-методической работе в конце каждого учебного года подводит рейтинг результативности, складывающийся из итогов, подводимых методическим и художественным советами по разработанному положению. Информация из этих советов о достижениях работников представляется в комиссию по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда. Переход на новую систему оплаты труда позволил действенно поощрять инициативных, творчески работающих членов коллектива. Причем этот переход для коллектива был совершенно безболезненным в связи с тем, что результаты работы всех членов коллектива анализировались ранее, подводились итоги, а при введении новой системы оплаты труда просто были переведены в баллы.

ДШИ является динамичным объектом, и прогнозирование перспективы его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации и анализа процессов, обеспечивающих равновесие или угрожающих его нарушению. Достижение должного качества образовательной системы возможно благодаря получению объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемые в мониторинговом режиме. Для реального управления школой необходимо непрерывное выявление проблем и определение путей их решения. Администрация и методический совет школы постоянно ищут новые формы работы, способствующие методическому росту преподавателей. Так, в 2012 году прошел методический семинар в форме деловой игры для преподавателей на тему «Модель выпускника ДШИ», обнаживший сложность взаимодействия в группе. В 2013-м – педсовет в форме реалити-шоу «Определение проблем, мешающих полноценной жизни и развитию Лесновской ДШИ «Парус», и пути их решения», что позволило максимально привлечь каждого к поиску этих путей. В процессе совместной работы пришлось преодолевать определенную пассивность и сопротивление со стороны некоторых членов коллектива, но подобная форма показала свою актуальность в коллективном осмыслении сложных ситуаций. Этому же способствует ежегодное анкетирование и тестирование преподавателей, учеников и родителей школы, которое помогает находить выходы из сложных коммуникативных ситуаций и в ряде случаев предвосхищать возникновение конфликтов.

Активизация методического направления работы коллектива Лесновской ДШИ «Парус» состоялась. Повысилось самосознание коллектива, преодолен страх перед трудностями, появилось адекватное, позитивное восприятие новых знаний, формируются коммуникативная культура, аналитические способности. В то же время при ответе на вопрос, как это отразилось на практических результатах учеников, напрашивается ответ, что после подготовленного и прочитанного выступления на семинаре или конференции трудно ждать результата уже на следующий день или через неделю. Процесс методического развития и совершенствования – долгий и трудоемкий. Но то, что, занимаясь им регулярно, преподаватель будет профессионально совершенствоваться, – не вызывает сомнений. Для этого администрация и методические службы школы нацелены на постоянный поиск новых мотивационных ситуаций, часто создавая их сознательно.

Автор:
Автор 3390

Поделиться:

Наверх