Ах! Для чего я не живописец! Для чего не мог я в ту же минуту изобразить на бумаге плодоносную, зеленую долину Гасли, которая в виде прекраснейшего цветущего сада представилась глазам моим между диких, каменных, небеса подпирающих гор! Плодовитые лесочки и между ними маленькие деревянные домики, составляющие местечко Мейринген, — река Ара, стремящаяся вдоль по долине, — множество ручьев, ниспадающих с крутых утесов и с серебряною пеною текущих по бархатной мураве: все сие вместе образовало нечто романическое, пленительное — нечто такое, чего я отроду не видывал…» Эти строки, опубликованные в 1791 году в «Письмах русского путешественника» Николаем Карамзиным, до сих пор могут служить правдивым описанием курортного городка Майринген в самом центре Швейцарии. Одной из визитных карточек Майрингена является знаменитый Рейхенбахский водопад, после посещения которого Конан Дойл решил «умертвить» своего Шерлока Холмса, заставив его сражаться с профессором Мориарти на пятачке возле низвергающихся с двухсотметровой высоты потоков.
Сегодняшний Майринген оживает зимой благодаря нашествию любителей горных лыж. Летом же, в первую декаду июля, город становится одним из музыкальных центров Швейцарии, привлекая знаменитых музыкантов и любителей классической музыки на ежегодную «Музыкальную неделю», проходящую в этих местах с 1960 года. Святослав Рихтер, Наталья Гутман, Леонидас Кавакос, Хайнц Холигер – далеко не полный список исполнителей, выступавших в майрингенской старинной Михаэлькирхе, расположенной прямо у подножия горы. За концепцию фестиваля отвечает нынешний художественный руководитель швейцарский виолончелист Патрик Деменга, каждый год придумывающий новую идею и название. В прошлом году ключевое слово музыкальных и лекторских программ было Spuren («Следы»), в следующем году «Музыкальная неделя» будет называться Sinnlich («Чувственность»), а этим летом в подзаголовок было вынесено Aus dem Nichts («Из ничего»). В начавшемся с шутки (««Из ничего» настолько сложная тема, что я не могу ничего об этом сказать») вступительном слове перед открытием фестиваля Патрик Деменга упомянул и об открытиях квантовой физики, о современной философии и о музыке, которая эту философию отчасти отражает (знаменитые «4’33»» Джона Кейджа). Самому «молчаливому» кейджевскому опусу тоже нашлось место в программе, включавшей в себя камерную музыку разных эпох и жанров.
Каждый из дней «Музыкальной недели» также имел свой заголовок, связанный с исполняемыми произведениями. День открытия был обозначен как «Далекий свет», согласно названию прозвучавшего в Михаэлькирхе концерта для скрипки и струнных латвийского композитора Петериса Васкса. Солирующую партию исполнил австрийский скрипач Кристиан Альтенбургер, за дирижерский пульт оркестра «Камерата Цюрих» встал приехавший из Таллина Андрес Мустонен, не раз участвовавший в майрингенских «Неделях».
Эстонский дирижер стал также одним из героев главного музыкального события фестиваля – исполнения «Восьмой главы из «Песни песней» царя Соломона» («для храма, хоров и виолончели») Александра Кнайфеля. Это уникальное, в течение часа буквально уносящее слушателей и исполнителей на небеса сочинение, созданное композитором за 24 дня на библейский текст, является, пожалуй, самым необыкновенным гимном любви в современной музыке. Специально для концерта в Майринген из Риги приехала почти сотня солистов хора «Латвия» и хор мальчиков из Базеля. В качестве солиста выступил руководитель фестиваля Патрик Деменга. Согласно авторскому замыслу виолончелист должен не просто играть солирующую партию, но и произносить про себя подписанный буквально под каждой нотой текст.
Задумывая «Восьмую главу…», Кнайфель из пяти возможных языков (арамейский, латынь, греческий, церковно-славянский и русский) остановился на русском синодальном переводе. В его сочинении особым образом (согласно математическим законам) скомбинированы слова, произносимые хором вслух, со словами, интонируемыми внутри (в эти моменты хор поет с закрытым ртом). Текст становится, с одной стороны, связующим материалом, выстраивающим музыкальную ткань («в этом сочинении нет ничего, не рожденного словом», признается композитор), а с другой стороны – импульсом к «свободному парению» («идет бесконечное пропевание как бы одного и того же регулярно повторяемого текста, который в разных ситуациях дает совершенно разный свет, текст никогда не исчерпывается»). И удивительным образом мистериальная идея встречи человека с самим собой, с божественной любовью, заключенной в библейском слове, работает, даже если сидящие в храме слушатели не знают русского языка или не прочитали программку. Особое напряженное внимание, охватившее зал в тот жаркий июльский день, стало еще одним доказательством почти волшебной силы музыки. Стоявший в центре церкви Андрес Мустонен словно только запустил процесс, а дальше уже и сам оказался в его власти, и происходило чудесное слияние дирижера, солиста, хоров и публики.
Майрингенское исполнение «Восьмой главы» стало девятым по счету и очень важным для композитора – его творение впервые прозвучало в долине среди снежных горных шапок, на высоте тысячи метров над уровнем моря, «столь близко к небесам».
Поделиться: