5 октября в одном из московских центров современного искусства – на «Дизайн-заводе «Флакон» – в рамках проекта «Ночь музыки» прошел концерт ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского
В программе концерта под общим названием «Tempora Mutantur» («Времена меняются») прозвучали сочинения Р. Дэвидсона, О. Мессиана, С. Невского и… Й. Гайдна.
Произведение австралийского композитора Роберта Дэвидсона «Спираль» представляет собой тройной сольный канон, исполненный на альте и дважды повторенный через компьютер в определенном отставании во времени. Солист-альтист (Сергей Полтавский) слышит в наушниках всю фактуру, организуя во времени начало каждого последующего сегмента. Отсюда ощущение «спиральности» – со всеми звучащими мотивами и паузами солиста, заполненными микрофонными повторами.
Следующие «Пять песнопений» Оливье Мессиана – роскошная картина драматичной звукописи. В этом произведении автор широко использовал индийские ритмы (демталас) и развернутые необратимые ритмы (когда каждая ритмическая структура делится на две симметричные части, с которыми композитор работает по определенным правилам). Другая особенность сочинения – выдуманный язык. В основе «Пяти песнопений» – поэма, написанная частично по-французски, частично на новом языке, похожем то на санскрит, то на язык кешуа (язык инков): в выдуманных словах гласные и согласные отобраны по их фонетическим качествам. Текст соответствует определенным ритмам и голосовым регистрам и органично сочетается с певучими музыкальными темами.
Фрагмент из оперы «Аутланд» Сергея Невского фиксирует в полифонической технике эмоционально-речевые сигналы детей-аутистов (отсюда название), которые пребывают в своем особенном мире эмоций и впечатлений. Крики, всхлипы, мычания и слова на немецком языке, образующие «либретто» (автор – Евгения Беркович), получили в партитуре авторскую звуковую фиксацию. Однако надо еще по-особому уметь прочитать этот язык «рече-музыки», во многом звукоподражательный.
Финал вечера – российская премьера Симфонии № 64 Гайдна, имеющей подзаголовок «Tempora Mutantur». Главная ее интрига – огромное количество пропущенных тактов, своего рода аллюзия на гамлетовское «распалась связь времен». Четырехчастная симфония обладает необычной мотивной структурой: композитор намеренно «умалчивает» момент разрешения диссонанса, заменяя его паузой и перенося в начало следующего мотива, – так формируется следующее мотивно-тематическое зерно. В этой симфонии Гайдн, возможно, впервые в истории классической музыки начал ставить опыты с временными структурами (продолжение которых можно найти у Мессиана).
Помимо интересно составленной программы (а как же – завершить поставангард симфонией Гайдна!) отличительным знаком вечера была преамбула С. Невского. Многие композиторы, пишущие в жанре звукового театра (Александр Маноцков, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Олег Пайбердин, Антон Батагов, Павел Карманов, Владимир Мартынов и др.), словесно предваряя свои музыкальные идеи, наделяют их новыми смыслами, интригуя как меломанов, так и профессионалов. Иногда интеллектуальный предыкт перед концертами современной музыки заполняют такие мэтры, как С. Бэлза, А. Варгафтик, М. Казиник, А. Сканави, однако это – взгляд с другой стороны рампы. Именно композиторские преамбулы – актуальная и закономерная тенденция, поэтому нелишне остановиться на этом специально.
Организаторы «Ночи музыки» поставили перед собой смелую задачу – познакомить публику с поставангардным звуковым перформансом. Однако сегодня звуковой перформанс как синтез композиторского и театрального ремесла все еще рассматривается если не в ряду китча, то как action. Музыкально-культурологической парадигмы данного направления пока не существует. Звуковой театр – эксперимент или начало традиции, о которой потом напишут в учебниках? Академическая музыкальная аналитика, кажется, не в состоянии дискутировать по этому вопросу. И композитор, чья музыка звучит в программе, делая преамбулу, берет на себя ответственность за историю данного жанра. Вообще планка ответственности композитора – участника нынешних проектов, балансирующих на грани спектакля с музыкой и музыкального театра, значительна: раньше его роль заключалась в написании прикладной театральной музыки – теперь же он создает нечто уникальное и потому находится в постоянном напряжении. Но что же исполнители?
Как практикующему музыканту мне на «Ночи музыки» не хватило исполнительской смелости. Филиппом Чижевским и его ансамблем была проведена колоссальная работа. Но, по-видимому, «сработала» и установка на проект-однодневку. Можно сколько угодно «чистить интонацию», но произведение надо в себе пережить. Как всегда не хватило актерской пластики у певцов, что заметно бы обогатило впечатление от «Пяти песнопений». Лица – холодные, неживые. Артистам необходимо было пропустить через себя, полюбить эти сложнейшие ритмы Мессиана!.. Что касается прочтения фрагмента из «Аутланд», то были чисто исполненные ноты, но не перформанс. В подобном проекте нужен постановщик и, конечно, желание исполнителей прочувствовать авторскую мысль.
Времена меняются. Сознание аудитории современной музыки тоже может измениться, и первый шаг должны сделать исполнители.
Поделиться: