– Марина Александровна, вы только что побывали на столичных курсах повышения квалификации. Насколько курсы полезны для дела и каковы эти «новые формы правового регулирования отношений в детских школах искусств»?
– В пору изменений, продиктованных жизнью, такие курсы являются буквально производственной необходимостью. Безусловно, директора – люди опытные, но мы ежегодно открываем для себя что-то новое, в частности на этих курсах были затронуты новые правовые основы управления учреждениями. Вступили в силу требования, согласно которым мы сможем преподавать только по предпрофессиональным программам и по общеразвивающим. И сейчас для руководителей крайне важны задачи получения лицензий на оба уровня программ и разработки нового устава.
Также рассматривались вопросы применения инновационных технологий в образовательной деятельности, много говорилось о необходимости увеличения спектра образовательных услуг, в том числе расширения возрастного диапазона контингента. В классическом варианте ДШИ охватывает возраст от 6 до 17 лет, однако по сегодняшним нормам «клиентами» могут стать малыши и взрослые – как раз здесь открываются возможности для инновационной деятельности. Для этого наши преподаватели должны провести огромную работу по написанию этих образовательных программ. Думаю, очень востребованы будут занятия с младшими школьниками и дошкольниками. В это время дети очень яркие, хотят всему научиться, и наша задача – привлечь их, используя счастливый этап их жизни. Когда каждый из них найдет свою тропинку в мир искусства, они станут нашим резервом, и многие поступят к нам учиться. Лично для меня тема платных услуг актуальна, и в своей школе мы будем вводить обучение по дополнительным образовательным программам.
– Какие трудности предвидятся на пути нововведения?
– Всех директоров волнует проблема финансирования и экономической стабильности. Эти средства необходимы прежде всего для развития новых отделений, материальной базы: музыкантам нужны инструменты, если у кого-то есть театральная студия – нужны костюмы, сцена. Предвижу и проблему помещений. Наши классы уже заняты с 9 до 20 часов, а когда же платные услуги предоставлять? Видимо, в выходные дни. Наверняка столкнемся с кадровой проблемой. Преподаватели, привыкшие работать в одном направлении, новые веяния принимают с трудом, но очень важный момент – кто будет вести платные классы. Это должны быть высокопрофессиональные педагоги, ведь дети всё чувствуют; если педагог понравился, то и искусство придется по душе, и будет развитие во всем.
– Есть ли среди ваших преподавателей пассионарные личности?
– Ярко работают Светлана Владиславовна Гальчинская на художественном отделении; пианистка Лидия Максимовна Сапожникова, педагог нашей звездочки Кирилла Климова; Тамара Евгеньевна Карташова, член творческого союза художников России Наталья Николаевна Авдюничева. Есть авторские методики по программе «История искусств». Интересен предмет «Композиция», раз в два года мы проводим региональный конкурс-фестиваль «Апрельский дивертисмент», в ходе которого дети исполняют сочинения композиторов Самарской губернии. Это далеко не полный список, у нас все преподаватели хорошие.
– Если все начнут писать свои программы, не порушится ли единообразие системы?
– Есть учреждения дополнительного образования, которые относятся к ведомству образования, их программы общеэстетические, и каждый преподаватель действительно пишет свою программу – как видит, как чувствует. Сколько учителей – столько и программ. К учреждениям сферы культуры предъявляются определенные требования, и наши программы приводятся к знаменателю – федеральным государственным требованиям, которые рассчитаны на возраст от 6,5 до 17. А тех, кому только 6 лет, кто старше 17, мы сможем принимать по другой программе, общеразвивающей. При таком обучении формируются первоначальные навыки, эти программы могут быть даже одногодичными, чего прежде не было. И вот здесь можно сколько угодно фантазировать.
– Может ли ваша школа похвастаться «лица не общим выраженьем»?
– В Самаре действует 27 школ. Наша изначально была музыкальной, потом за счет художественного отделения мы ее расширили и получили статус школы искусств. Когда в моду вошли танцы, актуально стало хореографическое отделение.
– На очереди, наверное, театр?
– Театру нужны большие материально-технические возможности, большее помещение, чем наше, хотя здание у нас просторное, красивое. В настоящее время обдумываем переход на платные услуги. Я, как руководитель, всячески стараюсь помочь педагогам выстроить систему так, чтобы каждый мог повысить свою квалификацию и получить соответствующий возможностям и способностям разряд. Около 30% уже имеют высшую квалификационную категорию, более 45% – первую.
– Нынешний год пронизан светом Великой Победы…
– Да, мы провели открытый литературный конкурс работ малых форм «Сама-РА». Ребята писали эссе, стихи, посвященные их прабабушкам и прадедушкам, которые стали свидетелями войны. Статус конкурса городской, но открытый, поэтому каждый желающий смог учувствовать в конкурсе. При поддержке Департамента культуры, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара школа организовала открытую научно-практическую конференцию «Культурная жизнь Самары в годы Великой Отечественной войны», где участвовали не только учащиеся, но и преподаватели. К 40-летию нашей школы департамент подарил нам кресла для концертного зала, компьютерную установку, помог с приобретением компьютеров для художественного класса, и теперь у нас есть зал презентаций, всё очень современно, мы просто счастливы.
– Расскажите о дружбе с хором ветеранов.
– Это хор при Доме культуры «Искра». Мы радуемся, когда наши дети поют вместе с ветеранами, вместе участвуют в концертах. Ветераны Великой Отечественной – драгоценная часть нашей Родины. Общение с ними здорово помогает, заряжает. Это и есть патриотическое, духовное воспитание.
– Наступило лето, ура – каникулы! Жизнь школы в это время замирает?
– «Мертвого сезона» у нас никогда не бывает, наша школа – социокультурный центр поселка Красная Глинка. Мы живем на живописном берегу Волги, рядом Жигулёвские горы, и летом у нас традиционно проводится большая работа с социальными институтами района. Вот уже более десяти лет в школе действует очень популярная программа летнего лагеря искусств. Один-два раза в неделю учащиеся общеобразовательных школ бесплатно занимаются у нас три урока по 45 минут. Дети и потанцуют, и порисуют, и настоящую музыку послушают. Есть проект «Творческое лето», созданный педагогами художественного отделения. Для малышей – программа «Домисолька»: ребята поют веселые детские произведения для хора. Проект «Здоровье» – для детей-инвалидов (их больше всего на художественном отделении) – задуман в помощь основной программе обучения, для более личного, тонкого общения с особенными ребятишками, ведь они многое воспринимают чутче и острее, где-то они грустней, где-то веселее. В нашем районе, удаленном от центра города, мы все очень открыты, со всеми активно сотрудничаем. Жизнь кипит, в том числе и культурная.
Поделиться: