«Для берегов отчизны дальной…» – именно так, началом известной строфы Пушкина была обрисована тематическая направленность XXXII Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», прошедшего в Государственном музее изобразительных искусств им. А.Пушкина.
Пушкинские слова следует понимать не как заданную тему, ибо и разнообразная репертуарная направленность нынешнего фестиваля и интернациональный состав его участников уложиться в очерченную схему никак не могли. Эти слова уместнее рассматривать как красивый романтический эпиграф ко всем концертам фестиваля; настроением эпиграфа была наполнена и сама атмосфера Белого зала, который вместе с колоннадой главной лестницы музея каждый последний месяц года становится не только прибежищем оригинальной выставки изящных изобразительных искусств, но и музыки. По традиции последних лет нынешний сезон открыл камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета – художественного руководителя фестиваля.
В музыкальном марафоне приняли участие известные коллективы: камерные оркестры «Il Giardino Armonico» под управлением Дж.Антонини (Италия) и «Musica Viva» под управлением А.Рудина (Россия), «Эмерсон-квартет» (США), вокальные ансамбли «Amarcord» (Германия) и «Intrada» (Россия). Среди ярких фестивальных дуэтов - один из Великобритании в составе меццо-сопрано Э.Кут и пианиста Дж.Дрейка, другой из США в составе скрипача Дж.Белла и пианиста С.Хейвуда и, наконец, третий - знаменитый дуэт виолончелистки Н.Гутман и пианистки Э.Вирсаладзе, завсегдатаев фестиваля. Большой интерес вызвали клавирабенды обладателя Гран-при XIV Конкурса им. П.Чайковского Д.Трифонова, а также известного бразильского пианиста старшего поколения Н.Фрейре. Но совершенно особым эксклюзивом воспринимались концерты барочной музыки, в которых выступила сопрано Юлия Лежнева (в сопровождении оркестра «Il Giardino Armonico») и американский контратенор Лоуренс Дзаццо совместно со шведской сопрано Кларой Эк (в сопровождении оркестра «Musica Viva»), ведь фантастически одаренная Ю.Лежнева несколько лет не выступала в Москве, а Л.Дзаццо приехал к нам и вовсе впервые.
Интерес к барочному исполнительству в мире и даже в России возник уже давно, но на просторах нашего отечества именно барочная вокальная музыка все еще не нашла достойного распространения. Концерты Ю.Лежневой и Л.Дзаццо с К.Эк восполнили существующий пробел. Сначала Ю.Лежнева представила два мотета – «In caelo stelle clare» Н.Порпоры и «In furore iustissimae irae» А.Вивальди, а затем в ее исполнении мы услышали арии из опер Вивальди (Констанцы из «Гризельды», Руджеро из «Неистового Роланда», Ипполиты из «Геркулеса в Термодонте») и Генделя (Роксаны из «Александра»). В качестве двух восхитительных бисов прозвучали виртуознейшая вставная ария Арбака «Son qual nave ch’agitata», написанная для Фаринелли (К.Броски) его братом Р.Броски для включения в партитуру «Артаксеркса» А.Хассе на лондонской постановке 1734 года, и тончайше лиричная ария «Lascia la spina» из оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя. Несмотря на свою молодость, сегодня Ю.Лежнева – это уже сложившийся большой мастер. Природная подвижность и пластичность ее поистине «инструментального» голоса феноменальна, а вокальная техника певицы просто сводит с ума, но при этом каждая спетая ария превращается у Лежневой в захватывающий театр перевоплощения. В ее барочном репертуаре не только разноплановые героини, но и герои-травести, то есть репертуар, некогда предназначавшийся кастратам, исторически давно сошедшим с музыкальной арены. К примеру, таковы прозвучавшие в концерте ария Руджеро из «Неистового Роланда» и ария «Son qual nave ch’agitata».
Современные же контратенора, заступившие на место кастратов в наши дни, не всегда бывают состоятельны в своем искреннем стремлении заменить их, но Л.Дзаццо – один из тех, кто делает это блестяще, обладая обширным барочным репертуаром и выступая практически по всему миру на лучших оперных и концертных сценах. В монографическую генделевскую программу «Декабрьских вечеров» – и на бис тоже был Гендель – вошли фрагменты из опер «Роделинда» и «Юлий Цезарь». Из первого опуса Л.Дзаццо (Бертаридо) и К.Эк (Роделинда) исполнили по две арии, а также речитатив и знаменитый дуэт «Io t’abbraccio», а из второго, перевоплотившись соответственно в Цезаря и Клеопатру, – по арии этих персонажей и их финальный дуэт «Piu amabile belta». На бис Л.Дзаццо совершенно фантастически спел знаменитое Largo Ксеркса «Ombra mаi fu» из одноименной оперы, а затем совместно с К.Эк – прощальный дуэт Эзилены и Родриго «Addio! Mio caro bene – Addio! Mia dolce vita» из оперы «Родриго».
Сколько на свете контратеноров – столько и разных самобытных певцов. Так, голос Л.Дзаццо обнаруживает практически сопрановую окраску звучания, но не лирическую и вкрадчиво мягкую, а достаточно звонкую, напористую, отчасти резковатую, но все еще остающуюся в поле изысканности барокко: в этом убеждает уверенное владение певцом техникой lamento. Очень важно, что голос Дзаццо звучит полновесно, во всю глубину естественного тона, певец не прибегает к фальцету. Его тембр несет в себе некие черты вокальной героики, но, несмотря на «сопрановый металл», голос певца остается в меру подвижным и при исполнении бравурно-виртуозных пассажей: и в этом мы также смогли убедиться. Словом, певец находится сейчас в прекрасной вокальной форме. К чести К.Эк надо заметить, что она предстала очень достойной партнершей Дзаццо. Исполнителя составили органичный ансамбль, и дуэтная составляющая концерта стала еще одной его яркой удачей. Голоса певцов сливались в удивительной чувственной гармонии, наполняя слушательские сердца волнующими флюидами чистой музыки. А это как раз и есть то, что делает любого меломана истинно счастливым.
Поделиться: