Руководящий Национальной библиотекой Якутии молодой, креативно мыслящий директор – кандидат исторических наук Саргылана Максимова – одним из приоритетных направлений определила сохранение и популяризацию редких фондов, их научное осмысление и введение в широкий культурный оборот. Она откликнулась на веление времени, и сейчас ее сотрудниками ведется большая, кропотливая работа по обнародованию наследия М.Н. Жиркова, согласно плану мероприятий к его юбилею.
Невозможно представить, какой бы была без него музыкальная культура Якутии, развитию которой Марк Николаевич Жирков посвятил всю свою жизнь. Он родился и долгое время жил в Вилюйске – городе, который наравне с Якутском стал колыбелью профессиональной якутской музыки. Немалую роль в этом сыграли русское духовенство и казачество. Но взаимное обогащение двух культур в музыкальном искусстве – это заслуга прежде всего М.Н. Жиркова, имеющего казачьи и якутские корни.
Талант, помноженный на талант
Создав в Вилюйске свой хор и струнный ансамбль, мастер переехал в столицу республики и поступил в Якутский национальный театр. Именно в этот период он заложил основы будущего музыкального театра Якутии (ныне Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона). Из хористов, набранных Марком Николаевичем, выросла первая плеяда якутских профессиональных оперных певцов: все они прошли школу музыкально-вокальной студии, основанной стараниями Жиркова. В годы войны, тоже благодаря ему, была открыта первая детская музыкальная школа-интернат, которая, по сути, дала толчок развитию в республике музыкальной педагогики. Первые выпускники поехали учиться в крупные российские города, потом вернулись, начали учить других – так зерно, посеянное М.Н. Жирковым, проросло колосом.
Жирков был блестящим организатором, композитором, собирателем музыкального фольклора, автором научных работ – словом, человеком энциклопедического склада ума. И будто предчувствуя, что ему отмерен недлинный век – всего 53 года, этот незаурядный человек старался сделать как можно больше. Но если судьба его театральных и педагогических начинаний сложилась удачно, то с его композиторским наследием все не так просто.
Нетленные рукописи
Многое из того, что создал Марк Николаевич, прозвучало при его жизни, но позже его творения стали практически недоступны – их можно отыскать только в фондах Национальной библиотеки Якутии.
Приступая к работе, мы, с одной стороны, были рады, что их сохранилось немало. Марк Николаевич прошел ускоренный курс обучения у профессора Московской консерватории И.И. Дубровского, работал в Институте языка и литературы Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, был принят в Союз композиторов СССР, и во всех этих организациях обнаружились документальные свидетельства.
С другой стороны, в своей работе мы столкнулись с серьезными трудностями. Например, обнаружилось, что в некоторых произведениях есть «белые пятна». Отсутствующие части произведений необходимо будет реконструировать. Или – прежде при публикациях не упоминались фамилии соавторов обработок М. Жиркова, но они были, и их необходимо указать, а для этого потребуется провести немалую изыскательскую работу. Причем практически с нуля.
Рукописные ноты Жиркова в Национальной библиотеке долгие годы были не востребованы. Исследовательская работа почти не велась. Причина того, что наследие композитора до недавних пор мало кого интересовало, одна: не было почвы для этого интереса, не пришло время. И лишь теперь все понемногу становится на свои места.
Время перемен
В Якутии сегодня в приоритете культура, и в частности – академическая музыка. Успешно работает у нас Высшая школа музыки. По указу президента РС (Я) в 2011 году была создана Государственная филармония. Буквально перед Новым годом глава республики принял решение о создании в филармонии академического хора. На подъеме Якутский театр оперы и балета.
Так что творческий потенциал у нас солидный, но чтобы его развивать, как раз и необходимо осознание ценности нашего культурного наследия. В силу исторических и географических причин композиторская школа Якутии ведет отсчет только со второй половины прошлого века. Сейчас у нас работает немало хороших оркестров, но якутскую музыку они играют не в полной мере – слишком невелик репертуар. Наши музыканты, прежде всего инструменталисты, часто выезжают на международные конкурсы, они – посланники нашей республики. В их репертуаре тоже должна быть музыка якутских композиторов. Ведь музыка – особый язык, на котором говорит народ. Мы хотим быть услышанными. Поэтому обращаемся к своим классикам, чтобы поведать миру о себе.
Наследие
В наследии Жиркова – весьма самобытные сочинения. На наших сценах шли его оперы «Нюргун Боотур Стремительный» и «Сыгый Кырынаастыыр», балеты «Полевой цветок» и «Алый платочек», написанные им в сотрудничестве с московским композитором Генрихом Литинским. Марк Николаевич, понимая, что не все успевает сам, а созданный им музыкальный театр остро нуждается в репертуаре, прежде всего в национальном, искал единомышленников-соавторов и не раз обращался к коллегам из Московской консерватории. Благодаря его контактам столичные композиторы писали для Якутии интересные сочинения. Среди них, например, «Якутский победный марш» Давида Салимана-Владимирова, который даже прозвучал в 1945 году на военном параде в честь Победы...
Но ведь, помимо опер и балетов, Марк Николаевич подарил нам хоровую, камерно-инструментальную, оркестровую музыку, однако почти все сочинения Жиркова существуют в рукописном виде и хранятся в библиотечных архивах. Из изданного только сборник «Якутские песни для голоса и хора с сопровождением фортепиано», вышедший в свет в 1948 и 1958 годах, и опера «Ньургун Боотур», изданная в Москве на русском языке. В этом году мы планируем выпустить несколько томов собрания сочинений М.Н. Жиркова, которые практически не исполнялись (музыкальный редактор – председатель Союза композиторов Якутии К.А. Герасимов). Пришло время представить наследие Марка Жиркова во всей его полноте!
Уже готовится мировая премьера его ранее неизвестных «Балетных сцен» (работа над ними велась весь последний год). В одном из томов собраны те самые «Якутские песни», но теперь это не просто обработки для голоса и фортепиано: в сборнике указаны сведения о том, где и у кого записана песня, а также – если она была опубликована раньше – в каком издании ее можно найти. То есть каждое из опубликованных сочинений мы сопровождаем комментариями и важными фактологическими подробностями. В качестве иллюстрации того, с какими проблемами мы столкнулись, приведу один пример.
Оперу «Ньургун Боотур» Марк Жирков писал по мотивам якутского героического эпоса, общее название которого «олонхо». В языке этого жанра очень много архаизмов, и нам пришлось обращаться к языковедам, чтобы они уточнили правильность написания слов. Ведь, как я уже говорила, «Боотур» издавался в Москве только на русском языке, а сейчас мы издаем оперу на якутском. Такой вот казус был много лет – есть якутский текст, и идет опера в нашем театре на якутском языке, а в нотах русские слова. Но истрепались и сами ноты, пришли в негодность, необходимо их восстанавливать. Это тоже составляющая нашей работы по изданию собрания сочинений.
В течение трех лет мы планируем выпустить в свет остальные пять томов – если не иссякнет финансирование. Сегодня нам очень помогает Вилюйский улус, администрация которого выделила средства на издание. Тираж будет небольшой. Тысячные здесь не нужны. Потому что издание предназначено в первую очередь специалистам, работающим в оперном театре, ВШМ, в музыкальных школах и колледжах. По экземпляру мы, конечно, отправим и во все крупные музыкальные библиотеки страны.
Музыкальные бриллианты
Но не только имя Марка Николаевича Жиркова фигурирует в наших планах. Рукописный фонд Национальной библиотеки Якутии – это сокровищница, в которой хранятся материалы, связанные с именем и другого нашего классика, композитора Гранта Григоряна. Да-да, нашего классика. Родион Щедрин, учившийся в Московской консерватории одновременно с Грантом Григоряном, считал старшего товарища очень талантливым. Когда-то тот приехал в Якутию по приглашению своего армейского друга-якута и был настолько покорен фольклором, музыкой, самобытностью края, что здесь и остался. Его жизнь оборвалась рано – он трагически погиб в 43 года, но успел подарить якутской культуре немало своих сочинений, ставших уже музыкальной классикой.
Есть у нас мечта подарить известность и архиву дирижера Галины Михайловны Кривошапко, которая буквально пестовала национальных якутских композиторов. Он был передан из НВК «Саха» в Национальную библиотеку Якутии, где и хранится наряду с полутора миллионами книжных памятников, информационными носителями и рукописными коллекциями. И ее архив ждет своего часа.
Поделиться: