Всякий раз удивляешься, когда встречаешь неординарный и неформальный подход к музыкальному образованию и просвещению, в особенности если сталкиваешься с этим в удаленном от столицы регионе. Впрочем, для музыкально ориентированного человека столица там, где звучит настоящая музыка и где музыка как таковая – в числе приоритетов развития. Именно такой столицей постепенно становится Якутск.
Инициатива музыкального преображения главного города самой большой по территории республики в составе Федерации принадлежит не музыканту, а политику, чиновнику, человеку, казалось бы, от музыки весьма далекому, что вызывает искреннее уважение. Первый президент Якутии Михаил Николаев еще в суровые девяностые, в годы безденежья и совершенно иных приоритетов, на удивление всем предложил создать в Якутске консерваторию – Высшую школу музыки, которая носит имя своего первого ректора В.А. Босикова и за два десятилетия выросла в серьезное учреждение музыкального образования. Два года назад М.Е. Николаев, ныне депутат Госдумы и государственный советник РС (Я), выступил с новой инициативой в развитие предыдущей: внедрить в Якутии полноценное всеобщее музыкальное образование, для чего заменить в общеобразовательных школах один урок пения в неделю (который носит, по сути, факультативный характер и на который все смотрят свысока) тремя обязательными уроками музыки. По мысли Николаева, музыка должна занять законное место одного из столпов академического образования и формирования гармоничной личности, а Якутия, таким образом, – стать музыкально ориентированным краем. Идея замечательная, но как ее реализовать на практике? Не секрет, что дело это трудное, – достаточно вспомнить непростую судьбу системы Д. Кабалевского: несмотря на безусловный позитив (не во всем, но во многих составляющих), ее усиленное внедрение в советские годы не принесло желаемого результата.
Для того чтобы обсудить все остроактуальные вопросы в области всеобщего музыкального образования, вновь по инициативе М. Николаева в конце августа в Якутске на самом представительном уровне и уже во второй раз собрался международный конгресс «Музыка для всех». Первый прошел два года назад, с него и началось движение за внедрение в Якутии повсеместной музыкальной грамотности. Организаторами выступили два республиканских министерства – культуры и духовного развития (министр Владимир Тихонов) и образования (министр Феодосия Габышева). Проводился конгресс под эгидой Международного общества музыкального образования – его представляли президент Шейла С. Вудворд (США) и глава российской секции общества Валерий Брайнин. Из Москвы, Петербурга, европейских стран прибыли известные ученые и практики в области музыкального образования, а также артисты, в том числе президент Международного союза музыкальных деятелей профессор Московской консерватории Владислав Пьявко, профессор Московского педагогического госуниверситета Эдуард Абдуллин, директор Высшей школы музыки королевы Софии в Мадриде Альваро Гиберт и многие другие.
Помимо встреч и заседаний в рамках конгресса происходило, пожалуй, самое ценное – многочисленные мастер-классы, когда преподаватели теоретических дисциплин и пения, хоровики и инструменталисты на нескольких площадках одновременно показывали, как они работают с детьми по избранным ими методикам. У кого-то своя новаторская концепция, кто-то придерживается метода Кабалевского и пытается творчески развивать его, кто-то внедряет школы, сложившиеся за рубежом (как, например, Ольга Сапрыгина – методику японского скрипача Синити Судзуки). На конгрессе нашлось место разным голосам и подходам – это было общее желание на основе всего методического богатства в области музыкального образования найти путь, который выведет музыкальную культуру Якутии, а в перспективе и всей России на принципиально новый уровень.
Неизгладимое впечатление оставили мастер-классы педагогов московской общеобразовательной школы № 324 «Жар-птица» под руководством талантливого директора Елены Зотовой. В этой школе идея всеобщего музыкального образования реализуется уже не один год, коллектив работает по специальной программе и добился очень многого. Есть здесь и свой музыкальный театр, и прочие творческие коллективы, ученики участвуют в международных конкурсах и фестивалях, откуда нередко привозят призы. Далеко не все из них становятся потом музыкантами, но никому из них музыка не мешает в учебе – напротив, помогает: организует, дисциплинирует, развивает, делает целеустремленными, объединяет с друзьями.
С точки зрения методической выстроенности, классичности и простоты подачи материала теоретических дисциплин запомнились мастер-классы профессора Санкт-Петербургской консерватории Нины Бергер, которая исповедует принцип активного вовлечения учащихся в процесс музицирования. «Кабалевский оставил для всеобщего музыкального образования только пение, а все прочее общение с музыкой предполагал только через слушание. Но ребенку просто слушать трудно, он непоседлив, ему нужен интерактив, вовлеченность в процесс – значит, чтобы интерес сохранить и не отбить желание, ему надо давать возможность реализовываться: «побренчать» на инструменте, самому через несложные упражнения дойти до таких понятий, как интервал, ритм, метр и другие», – говорит Нина Александровна. Ей вторит проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кирнарская: «Интерес у ребенка должен быть обязательно, иначе убивается всякое желание постигать мир музыки. Без радости, без увлечения, без расположенности к вхождению в этот мир ничего не получится».
Всеобщим любимцем якутской публики оказался музыкант и просветитель Михаил Казиник, пытавшийся заинтересовать классической музыкой на своих мастер-классах, подобных ярким шоу. Театральная манера общения с аудиторией и безусловное исполнительское мастерство (не только на скрипке, но и на рояле) делали эти встречи увлекательными и в известной степени компенсировали порой провокативную подачу информации рассказчиком. Многое из того, что открывает публике Казиник, как минимум неоднозначно и спорно, но при этом будит фантазию, заставляет думать, задаваться вопросами. Сам музыкант так и говорит: «Моя задача – возбудить, заставить думать. Обычно я говорю несогласным со мной: хороший мой, ты вчера еще об этом вовсе не думал, а сегодня ты со мной уже не согласен, какое счастье! Ты не согласен со мной в оценке музыки Моцарта! Но вчера ты его не слушал, а сегодня со мной споришь! Давайте спорить не о том, на ком женился или не женился Басков, а действительно ли у Моцарта 41 симфония или все-таки 46».
Прекрасным дополнением будней конгресса и живой иллюстрацией силы музыки стала концертная программа. На различных площадках Якутска (это площадь Ленина – центральная в городе, оперный театр, филармония, концертный зал ДШИ и другие) выступали скрипачи Михаил и Борис Казиники, пианист Вячеслав Зубков, оркестр Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко под управлением дирижеров Р. Скуратова и П. Васьковского, а также многочисленные детские коллективы: один из них был участником представления якутской национальной оперы «Ньургун Боотур». Выступали и участники мастер-классов, многие из которых за неделю конгресса овладели новыми музыкальными навыками и с удовольствием демонстрировали их публике. В этом смысле вызвала восхищение работа преподавателя МДМШ им. Гнесиных по классу гитары Маргариты Александровой, которая за неделю создала ансамбль гитаристов «на пустом месте», – из детей, играющих совсем на других инструментах или даже вовсе не обучающихся музыке. В финальном гала-концерте конгресса ансамбль исполнил несколько замечательных композиций.
Особо – о профессионализме якутских музыкантов. Приятно удивил уровень филармонического симфонического оркестра – в его исполнении выразительно и вдохновенно прозвучала Пятая симфония А. Дворжака: очевидны и сильное мастерство игры коллектива в целом, и хорошая ансамблевость, и виртуозность отдельных инструменталистов. Крепкий уровень вокальной культуры показали солисты Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона, помимо национальной оперы исполнявшие в концертах арии из русской и европейской оперной классики.
Поделиться: