Top.Mail.Ru
АРХИВ
26.11.2012
СТРАТЕГИЯ УСПЕХА

Хор старших классов хорового отделения ДШИ №1 им. С.Прокофьева из Владивостока завоевал Гран-при на региональном туре III Всероссийского конкурса детских хоров и вокальных ансамблей «Поющее детство», который проходил в Хабаровске с 4 по 7 октября.

Хоровому коллективу из ДШИ №1 им. С.Прокофьева в этом году удалось дважды завоевать Гран-при. Сначала на Первом международном детско-юношеском конкурсе хорового и вокального искусства «Голос дружбы» во Владивостоке, в марте нынешнего года, и вот теперь на конкурсе в Хабаровске. Случайным везением это не назовешь. Успех, который выпал на долю хора, соревновавшегося с 15 коллективами из Хабаровска и Амурской области, является закономерным результатом многолетней работы хормейстера Елены Петуховой. Беседу с руководителем хора я начала с вопроса:

- Елена Александровна, в чем заключается стратегия вашего успеха?

- У меня одна неизменная цель - воспитать в детях любовь к хоровому искусству. Средств для ее осуществления может быть много, и одно из них – участие в конкурсах. Когда я только начинала работать с детьми, то недооценивала значение конкурсов, но со временем стала понимать: участвуя в них, дети достигают гораздо больших результатов. Конкурс становится мощным стимулом профессионального развития и воспитания многих ценных качеств. Конкурс прививает детям трудолюбие, ответственность, чувство сплоченности. И если хор получает призовое место, то дети испытывают огромное удовлетворение от своего труда. Когда в Хабаровске нам вручали Гран-при, дети плакали от счастья! Они радовались, что заслужили высокую оценку жюри и слушателей, очень тепло нас принимавших.

- Какие задачи вы ставите перед хором, когда готовитесь к конкурсу?

- Я всегда говорю ребятам, что нашей первой задачей является выучить материал и освоить его технически. Но самое главное – петь так, чтобы зал слушал, чтобы музыка нашла отклик в сердце каждого слушателя. Можно простить интонационную погрешность, но формальное отношение к музыке и тексту непростительно. Музыка должна оставаться живым искусством.

- Как вам удается научить этому детей?

- Большое значение в работе над произведением я уделяю поэтическому слову. Это очень важно – добиться осознанного отношения к слову, понимания того, что заложено в тексте. Поэтому мы отдельно работаем над текстом: читаем его как стихотворение - с выражением, паузами, интонацией. Осознанное отношение к слову помогает в работе над музыкой. Так, например, перед выступлением на конкурсе в Хабаровске мы не распевались, а просто декламировали «Достойно есть» - как читали бы молитву.

Очень важным моментом в работе я считаю пение на иностранных языках. В репертуаре нашего хора есть произведения на французском, итальянском, японском и латинском языках. Язык гармонично дополняет музыку и образует с ней единое интонационное целое. Поэтому мы не жалеем времени на то, чтобы писать транскрипцию иностранных слов и слушать записи, осваивая произношение.

- Ваш хор отличается полетным звучанием. Как вы этого добиваетесь? Что для вас является эталоном звука?

- Работа над звуком в хоре – дело долгое и кропотливое. Культура звукоизвлечения воспитывается годами, начиная с первых лет обучения. По сути своей она неразрывно связана с воспитанием слуха. Для этого существует целый ряд упражнений. Также очень помогает прослушивание записи собственного исполнения с последующим анализом услышанного. В записи слышно, где вибрация и открытый звук, где звук форсированный или качающийся. Мы находим эти места в нотах, помечаем стрелочками. И так работаем над каждым произведением. Записываем исполнение несколько раз, чтобы затем сравнивать, как изменяется звучание. А эталоном для меня является известнейший московский детский хор «Весна» С.С. Пономарева. Мы на занятиях часто слушаем записи этого коллектива и учимся у него.

- Какими критериями вы руководствовались при составлении конкурсной программы?

- По условиям конкурса каждый коллектив в старшей категории должен был исполнить четыре произведения: русскую духовную музыку, зарубежную классику, хоровую музыку второй половины ХХ - начала ХХI века и обработку народной песни. В соответствии с требованиями мы выбрали «Достойно есть» Чеснокова, «Неаполитанскую тарантеллу» Россини, «Сакуру» японского композитора Огума Такако и русскую народную песню в обработке В.Екимовского «На горе-то калина». Выбирая программу, следует учитывать много моментов. Например, я бы не рискнула петь хором «Неаполитанскую тарантеллу» Россини, если бы у нас не было такого замечательного концертмейстера, виртуозно владеющего фортепиано, как Мария Шевердина. На заключительном гала-концерте лауреатов она была награждена специальным дипломом «Лучшему концертмейстеру конкурса».

Если говорить в целом, то, выбирая программу, я всегда немного рискую, потому что ставлю планку задач чуть выше сегодняшних возможностей хора. Я думаю не только о возможностях хора, но и о слушателе, которому наша музыка должна понравиться. Мне интересно работать над современной музыкой. Детям она поначалу кажется сложной, но потом они просто влюбляются в нее. Хоровые сочинения М.Парцхаладзе, В.Клюева, С.Екимова, Е.Подгайца не только обогащают детский репертуар, но и способствуют освоению сложных интонационных и гармонических комплексов, речитативно-декламационных оборотов, разнообразных штрихов, которые не встречаются в классическом хоровом репертуаре. Хор приобретает арсенал новых выразительных средств, которые расширяют его возможности и дают импульс для дальнейшего творческого роста.

- Каковы ваши планы на будущее?

- В начале декабря хор примет участие в Х Хоровом фестивале памяти Г.Струве во Владивостоке. Мы готовим большой концерт «Рождественский перезвон», который пройдет в нашей школе 25 декабря. И в течение всего учебного года будем готовиться к третьему туру Всероссийского конкурса детских хоров и вокальных ансамблей «Поющее детство», который состоится осенью 2013 года.

Поделиться:

Наверх