АРХИВ
31.05.2017
Алдар Тамдын: «ИСКУССТВО БЕЗ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ НЕВОЗМОЖНО»
Маленькая Тува с населением чуть больше трехсот тысяч человек – географический центр Азии и очаг многовековой культуры. О ее своеобразии – в беседе с министром культуры республики.

Алдар Тамдын окончил Кызылское училище искусств по классу игила, участник фольклорной группы «Чиргилчин», известен как мастер по изготовлению тувинских национальных музыкальных инструментов и исполнитель тувинского горлового пения хоомей. Был директором Тувинского национального оркестра и Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел. В 2014 году в возрасте 39 лет вступил в должность министра культуры Республики Тыва.

— Алдар Константинович, повсеместно развивающийся сегодня процесс проектной деятельности актуален для Министерства культуры Республики Тыва?

— Безусловно. Мы вписались в него абсолютно комфортно. Многое из того, чем мы занимались и раньше – организация фестивалей, конкурсов, мастер-классов, – это те же проекты. Но сам факт утверждения проектной деятельности как приоритетной, безусловно, подтолкнул нас к новым нестандартным идеям. Например, есть известная аксиома: искусство без общей культуры невозможно. Мы запустили в жизнь проект «Культурный человек – культурное общество», который призван воплотить аксиому в жизнь. Мы придумали интересные формы разговора с людьми о том, как вести себя в театре, в клубе, в музее, в библиотеке, ведь Тува – это средоточие очень специфических обычаев, правил и форм творческой деятельности. Мы не меняем нашу ментальность, но мир европейских ценностей тоже должен стать нашим.

— Тем не менее есть ценности базовые.

— Мы – часть России, у нас два государственных языка – русский и тувинский, но мы и часть мира. Из этого мира пришли интернет и виртуальные игры, зарубежная популярная музыка, часто куда более легкая для восприятия молодежью, чем наша традиционная. И чтобы сохранить самоидентификацию народа, нам предстоит много работать.

У нас есть Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Он проводит конкурсы, фестивали, посвященные национальному искусству, организует семинары и выпускает пособия по шитью традиционной одежды, обуви, проведению свадеб, других обрядов и даже по первой стрижке волос у ребенка. Мы видим, как люди ко всему этому тянутся, и в нас крепнет уверенность в том, что мы не оторвемся от корней и ценностей, заложенных предками.

Одним из важнейших проектов центра является «Кочевой хоомей» («Кошкун хоомей») – круглогодичный конкурс горлового пения, который проводится на местах. Организаторы разъезжают по Туве постоянно – сегодня они слушают певцов в одном районе, завтра в другом. Так мы выявляем новых исполнителей среди детей, молодежи. Хотя и восьмидесятилетние чабаны могут прийти на конкурс и выступить. Благодаря этому проекту мы обновляем базу данных горловиков и собираем информацию историко-музыковедческого плана, позволяющую, например, сравнить, как звучало известное нам произведение полвека назад и как оно исполняется сегодня. А благодаря конкурсу мы в разы увеличили интерес в республике к горловому пению.

Кроме того, Центр тувинской культуры является одним из главных организаторов крупного международного фестиваля исполнителей горлового пения «Хоомей в центре Азии». В этом году он пройдет во второй раз и будет посвящен памяти заслуженного артиста России и народного хоомейжи Тувы, открывшего миру искусство тувинского хоомея, Конгар-оола Ондара. Он выступал во многих странах, в американской Атланте нес олимпийский огонь, а вы знаете, какого масштаба фигурам предоставляется такая честь. В этом году ему исполнилось бы 55 лет…

— Что это такое – ваш знаменитый хоомей?

— Это передающееся из уст в уста уникальное искусство тувинцев и даже шире – народов, проживающих в Центральной Азии. В основе горлового пения три базовых приема исполнения: каргыраа – пение басом, хоомей – пение в среднем регистре и сыгыт – это высокое, звенящее звучание. То, как именно каждый конкретный исполнитель будет артикулировать, импровизировать, – это уже дело физиологии и техники. Но есть определенные музыкальные фразы, которые присущи только тувинскому горловому пению. Это искусство – наше богатство. Его развитие, как и активное системное продвижение, является принципиальной позицией нашего министерства, потому что если мы не будем пропагандировать горловое пение, то через сто лет мы не сохраним ни наш язык, ни нашу культуру.

— Хоомей – своего рода код тувинской культуры?

— Горловое пение – это традиции, а традиции определяют модель поведения. Хоомей не отделить от языка, от наших народных песен, игрищ, частушек (а они есть и у тувинцев и отображают, как в любом фольклоре, менталитет народа, его образное мышление). Все в культуре взаимосвязано. Поэтому наше министерство вышло с инициативой учреждения Дня хоомея, и своим указом глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол эту инициативу поддержал. Отныне 17 августа – официальный праздник, День хоомея, который отмечается не только у нас в Туве, но и во всем мире. Тем же указом учреждены титулы для хоомейжи (исполнителей горлового пения). Сейчас мы работаем над созданием Академии хоомея, в которой разрабатывались бы методики обучения этому уникальному искусству и в которую могли бы приехать люди из любой точки мира, чтобы пройти курс и получить образовательный сертификат. Интерес к такому обучению огромный. В Туву уже сегодня приезжают жители Европы, Америки, других континентов, чтобы овладеть техникой тувинского горлового пения.

— Хоомей мог бы стать «конвертируемой валютой» в республике, главной притягательностью этнотуризма.

— Безусловно. Сейчас у нас в рамках формирования проекта «Посети Тыву», проходит конкурс на лучшее стойбище, готовое принять туристов. В программе пребывания обязательно будут выступления хоомейжи и исполнителей на национальных инструментах. У нас есть и особая визитная карточка – Тувинский национальный оркестр, в котором почти все мужчины – мастера горлового пения. В оркестре используются национальные инструменты, классифицированные по оркестровому типу. К примеру, инструмент игил (двухструнный смычковый инструмент) играет роль альта, но его звучание больше похоже на виолончельное. Как раз игилисты в основном и поют. А четырехструнный инструмент бызаанчы дает звук высокой тесситуры, как у скрипки. Но, несмотря на все аналогии, наши национальные инструменты специфичны по тембрам. При этом общее звучание оркестра очень гармоничное, а в сочетании с хоомеем еще и очень мощное. Выступления Тувинского национального оркестра всегда проходят с аншлагом. Люди говорят: приходим слушать голос родины.

— Какова роль академической музыки в республике?

— В первые послевоенные годы в Сибирь из центра страны направляли интеллигенцию – художников, музыкантов, режиссеров. С деятельностью этих специалистов и связано формирование академического музыкального искусства в Туве. Благодаря им в 1947 году в столице республики Кызыле была открыта первая музыкальная школа, а через 20 лет – музыкальное училище. Но, конечно же, базой академической музыки является симфонический оркестр, созданный в 1966 году при Государственной телерадиокомпании Тувы. Со временем у нас появились и свои первые профессиональные композиторы, получившие образование в Ленинградской, Казанской консерваториях, – это Алексей Чыргал-оол и Ростислав Кенденбиль.

Но с распадом Советского Союза, ставшим катастрофой для многих национальных республик, негативные процессы произошли и в Туве. Многие из приехавших к нам музыкантов уехали из республики, а систему подготовки собственных кадров мы создать не успели. Лишившись преподавателей по классу скрипки и виолончели, закрылось струнное отделение в Кызылском музыкальном училище (в то время как струнники – костяк симфонического оркестра, без них он не существует!). Сложная ситуация начала разрешаться 10 лет назад, когда были приглашены два преподавателя с еще советским консерваторским образованием из Монголии. «Под них» в Республиканской школе искусств был сделан целевой набор струнников. В этом году у нас уже шесть выпускников, в следующем ожидаем такое же количество. Чтобы они смогли продолжить учебу, мы открываем струнное отделение в Кызылском колледже искусств. Очень надеемся, что наши первые выпускники через несколько лет начнут в нем преподавать и у нас появится возможность системно воспитывать своих струнников. Также в этом году распоряжением республиканского правительства принята «Концепция развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года». В ней определены задачи и меры по развитию академической музыки в регионе, разработана дорожная карта – конкретный план мероприятий. Надеюсь, системное решение вопросов и проблем в этой области позволит нам достичь поставленных задач.

— Академическая и народная музыка в республике – это два полюса или сообщающиеся сосуды?

— Судите сами. Уже в восемнадцатый раз Тува проводит Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в городе Чадане, на месте полуразрушенного буддистского монастыря. На этот open air фестиваль съезжается множество музыкантов – как любителей, так и звезд. У нас выступали Игорь Бутман, Юрий Наумов (известный блюзмен, ныне живущий в США), авангардный афроджазовый коллектив SunRaArkestra. Если говорить о географии фестиваля, то каждый год в нем участвует не менее 15 стран, а если о жанрах и стилях, то в Чадане звучит широчайший спектр музыки – от горлового пения до симфонической музыки и джаза.

Как следует из названия фестиваля, главное его условие – живой звук. В 1999-м, когда «Устуу-Хурээ» только создавался, в стране было повсеместное засилье фонограммной музыки, и поддержка солистов, ансамблей, оркестров, верных живому исполнительству, была актуальной задачей. Но есть еще и идейный пласт. Вместе с фестивалем в далекий Чадан пришли люди разных культур и верований, и толерантность стала центральной фестивальной идеей. Сегодня это и идея всей Республики Тыва.

Лето обещает быть жарким для любителей хоомея и джаза: на фестивали «Хоомей в центре Азии» и «Устуу-Хурээ» приедут мировые звезды: Джефф Коффин, Феликс Пасториус, Джордан Перлсон, Джазмин Поп и многие другие. Ждем всех, кто хочет вживую познакомиться с искусством и культурой Тувы, и тех, кто уже знаком с Тувой, любит ее и рад приезжать сюда вновь и вновь.

Поделиться:

Наверх