АРХИВ
16.02.2016
ДОБРЫЙ ТИТ ОТ ДОБРОГО МОЦАРТА
Исполнение «Милосердия Тита» в Концертном зале им. П.И. Чайковского пришлось на 224-ю годовщину смерти Моцарта (он умер 5 декабря 1791 года), а уже 27 января мир отметит 260 лет со дня рождения гения

В предпоследней опере Моцарта не три акта, а два, однако «Милосердие Тита» (по либретто К. Маццолы) –  это типичная опера-сериа. В год пражской премьеры, последний год жизни композитора, она вряд ли воспринималась барочным анахронизмом, так эта опера видится с позиции нашего времени. Заслуга представившего ее в Москве итальянского дирижера и специалиста по аутентичному исполнительству Стефано Монтанари заключается в том, что «старомодную» музыку, балансирующую между барокко и классицизмом, он заставил звучать современно, свежо, темпераментно, ярко и поразительно искренне.

«Помощником» С. Монтанари стал Государственный академический камерный оркестр России (художественный руководитель и главный дирижер Алексей Уткин). Оркестр этот, как показало исполнение, замечательный: сыгранный, захватывающий благородным, рафинированным звучанием, и сферу «оперной деятельности» ему, несомненно, надо расширять. Хоровую поддержку проекту оказал вокальный ансамбль Екатерины Антоненко Intrada.

Как любая опера-сериа, «Милосердие Тита» в основном – «нескончаемая» последовательность речитативов и арий, хотя партитура довольно компактна. Но наличие выразительной увертюры, ряда хоровых эпизодов (не только обязательного финального хора), тройки дуэтов и тройки терцетов вносит в нее известное разнообразие. Сюжет сводится к тому, что в финале римский император Тит Флавий Веспасиан прощает заговорщиков, покушавшихся на его жизнь: своего лучшего друга Секста и тщеславную Вителлию, претендовавшую на руку императора и спровоцировавшую на его несостоявшееся убийство влюбленного в нее Секста. Есть и побочная линия – любовные проблемы Сервилии и Анния, соответственно, сестры и друга Секста. «Секстет» основных персонажей дополняет советник и наставник Тита – Публий.

Знаменитая итальянка Анна Бонитатибус в партии-травести Секста была, что называется, в ударе: ее голос звучал ровно и свободно, эмоционально выразительно, с плотным тембральным наполнением, а артистическая убедительность певицы вызывала к ее персонажу безусловное доверие и сочувствие. Казалось, известная специалистка по барочной музыке, запомнившаяся московским выступлением и в другой травестийной партии (Орфея в «Орфее и Эвридике» Глюка – Берлиоза в начале 2006 года), просто создана для воплощения партии Секста! Эта музыка вполне подходит ее «короткому» барочному голосу на стыке сопрано и меццо, хотя официально певица и позиционирует себя как меццо-сопрано. Каскад арий и других номеров партии Секста ей действительно удался на славу и подарил немало приятных мгновений.

В последнее время тенор Сергей Романовский, исполнитель партии Тита, заметно прибавил и в пластике, и в подвижности, и в кантиленности посыла, и в благородстве актерской манеры, да и верхние ноты стали звучать у него свободнее и естественнее. Сей творческий результат привел к тому, что и партия Тита нашла в лице этого певца стилистически адекватного и тонкого интерпретатора. Ближе к началу второго акта в ней есть весьма эффектное кантиленное соло с хором, а главная программная ария Тита Se all’impero, amici Dei (в форме da capo) звучит уже ближе к финалу. Эти два фрагмента остались в памяти как особенно яркие. В небольшой партии Публия развитую певческую культуру и хорошее владение стилем обнаружил бас из Молдовы, ныне солист Большого театра Олег Цыбулько.

Меццо-сопрано из Нидерландов Оливия Фермойлен (Анний, еще одна партия-травести), сопрано из США Анжела Валлоун (Сервилия) и сопрано из Норвегии Биргитта Кристенсен (Вителлия) – оставшийся «терцет» женских голосов. Впечатления от него – лишь номинальные, без открытий. Впрочем, в голосе Кристенсен все же ощущались остатки былой вокальной роскоши. Но фактура его уже явно сработана, эмиссия ухабиста и брутальна, а сам образ Вителлии предстал лишь забавным гротеском, выбивавшимся из стиля.

И все же музыкальный проект к 260-летию со дня рождения Моцарта в целом стал достойным этого посвящения. К особым достоинствам стоит отнести сам факт появления «Тита» в Москве, что для отечественных концертных сцен – довольно редкая, нетипичная реальность.

На фото  А. Бонитатибус и С. Романовский

Поделиться:

Наверх