АРХИВ
01.04.2010
НА КОНКУРСНОЙ ОРБИТЕ И ВНЕ ЕЕ

27 - 28 марта в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории проходил VIII международный детский музыкальный конкурс «Ротари». Этот конкурс проводится среди исполнителей в возрасте от 8 до 12 лет по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель и духовые инструменты. Среди его участников были представители нескольких стран, но более всего, конечно, России. Международное жюри работало под председательством народного артиста РФ Д.А. Башкирова. В его состав вошли директор ЦМШ А.Н. Якупов, профессор Московской консерватории Э.Д. Грач, директор МССМШ им. Гнесиных М.С. Хохлов, президент артистического общества «Ассамблеи искусств» С.Р. Сапожников и другие известные музыканты и педагоги.

Тибериус Браун (Германия)один из основателей конкурса «Ротари», директор московского представительства туристической компании TUI:

- Мы старались повторить успех прошлого года, и нам это удалось. К тому же впервые мы создали новые премии - для детей, которые играли на предыдущем конкурсе. Теперь они участвовали в отдельной категории исполнителей от 14 до 17 лет, и этот дополнительный «взрослый» конкурс украшал детский. Всех, кто участвовал в восьмом конкурсе, я мог бы назвать победителями - каждый получил приз. А главные премии распределились так. Первое место - у блестящей флейтистки, это Пак Ди На. Второе присуждено арфистке Аггеялфис Таэллии-Ярославне. Третье место поделили скрипачка Ли Чже Лин и пианистка Егоренкова Анастасия. Блестяще играли оба победителя в категории от 14 до 17 лет – пианисты Сергей Белюжев и Екатерина Рыбина.

Александр Николаевич Якупов:

- Конкурс «Ротари» разворачивается на моих глазах - я участвовал в его жюри семь из восьми раз и поначалу воспринимал его как некую прихоть состоятельных людей из числа членов Ротари-клуба. Однако скоро я заметил закономерность: год от года конкурс совершенствуется – и на уровне исполняемых программ, и на уровне организации. К тому же его устроители, что тоже очевидно, беспокоятся о дальнейшей судьбе лучших конкурсантов. Они обеспечивают детям возможность выступить на хороших площадках, в том числе за рубежом, помогают приобрести инструменты, назначают стипендии, и это помимо того, что учредили весьма крупные для детского соревнования премии и наняли оркестр, с которым многие дети играли впервые в жизни.

Михаил Сергеевич Хохлов:

- Что касается уровня нынешнего конкурса, то, на мой взгляд, он был несколько слабее, чем ожидалось (если не считать нововведения – отдельной категории для повзрослевших детей). Думаю, это связано с неточностью, которая проявилась в изначальных условиях - они были несколько изменены по сравнению с предыдущими конкурсами. Опубликованные новые требования оказались завышенными для исполнителей в возрасте от 8 до 12 лет, и многих потенциальных конкурсантов это остановило. В будущем условия конкурса, прежде чем попасть в печать, надеюсь, попадут к специалистам, которые их откорректируют.

Этот конкурс – по-своему уникальный, но и один из очень многих. На сегодняшний день конкурсов предостаточно. И существует, в общем, правильное мнение, что они часто негативно сказываются на развитии детей, потому что дети учат одну и ту же программу, подолгу играют одни и те же произведения, чтобы участвовать во многих музыкальных соревнованиях сразу. Но мне также кажется, что конкурсов сегодня… мало. Я имею в виду вот что. Необходимы не только крупные конкурсы, на которых нужно много играть в силу того, что обязательны серьезные и разнообразные по составу программы, и для участия в которых зачастую приходится приезжать в какой-то далекий от места проживания ребенка город (что связано с дополнительными расходами на родителей, ведь одного ребенка не отпустишь). Нужны и более мелкие, что ли, конкурсы – конкурсы городского уровня, чтобы живущему в этом конкретном городе ребенку никуда не надо было ехать. Но – с учреждением денежных призов. Например, можно было бы выделить средства для конкурса на лучшее исполнение этюдов Черни или для конкурса на лучшее исполнение сонат Моцарта. То есть – предельно конкретная задача и только один тур. И пусть ребенок получит какой-то небольшой денежный приз на этом маленьком конкурсе, ведь призы, при всем их моральном значении, часто необходимы с чисто материальной точки зрения - и самому ребенку, и его семье. Маленькие конкурсы могли бы служить толчком для того, чтобы у талантливого ребенка из небогатой семьи, живущей в каком-нибудь небольшом населенном пункте, появились средства на то, чтобы, например, проконсультироваться у известного педагога в каком-то другом месте или просто приехать в крупный город и посетить оперный театр. А конкурсы, подобные «Ротари», являются в какой-то мере недоступными для множества детей, живущих, как минимум, вне Москвы. И не только с точки зрения финансовой состоятельности участника - в том смысле, что ему надо купить билет и потратить деньги на проживание в столице. Тем более что Ротари-клуб в этом пункте помогает. Такие конкурсы являются недоступными с позиции подготовки музыкантов до 12 лет «на местах», если судить по выдвигаемым требованиям. И получается, в конце концов, что это конкурс между Центральной музыкальной школой и… Центральной музыкальной школой, как мы видели только что.

Конечно, это очень хорошо, что есть школы с таким высочайшим профессиональным уровнем подготовки музыкантов. Конечно, такие конкурсы нужно развивать, чтобы был сильный стимул для роста юных музыкантов. Но надо делать и другие конкурсы с целью формирования профессиональной музыкально-исполнительской среды не в каком-то одном учебном заведении, а в Российской Федерации.

Дмитрий Александрович Башкиров:

- Конкурсанты, которых мы выделили, все по-настоящему одарены. Причем все - совершенно разные, и, к счастью, безликих исполнителей почти не было. У всех уже есть какой-то свой почерк, несмотря на юные годы. В этой группе я наблюдаю людей, которые, если будут интенсивно развиваться, смогут вырасти в очень интересных музыкантов.

Я оцениваю как хороший - любой конкурс, который помогает выявлению действительно талантливых людей и проходит в доброжелательной обстановке с объективным судейством. Вообще же, к конкурсам отношусь довольно скептически – расцениваю их как «печальную необходимость». Но, так или иначе, при всей сомнительности «предприятия» они - почти единственная форма выдвижения молодых талантливых ребят, такого выдвижения, чтобы о них узнала публика во всем мире.

Поделиться:

Наверх