В этом году основатель и первый президент фонда «Новые имена» И.Н. Воронова отмечает свой юбилей. Корреспондент «Играем с начала» навестила Иветту Николаевну, чтобы поздравить и задать несколько вопросов.
- Иветта Николаевна! Ваш юбилей - это, конечно, повод снова и снова говорить о главном деле вашей жизни, о фонде «Новые имена». И мы, конечно, будем говорить об этом. Но позвольте прежде напомнить слова Экзюпери - «все мы родом из детства» - и спросить: было ли в вашем детстве что-то, что хоть отдаленно напоминало бы ваш выдающийся проект - создание фонда? Может быть, вы занимались музыкой или другим «детским творческим делом», которое вам захотелось в более позднее время вспомнить и по-новому - как говорится, в «новом формате» - осуществить?
- Наверное, стоит сказать о том, как я впервые встретилась лицом к лицу с классическим искусством. Мне было шесть лет, когда я побывала в Большом театре на опере «Руслан и Людмила», и я очень хорошо помню свои ощущения. Это было ошеломляюще! Я сидела, как натянутая струна, – такое впечатление на меня произвели певцы и оркестр. Первое посещение такого театра, как Большой, не может не оставить неизгладимый след в жизни любого человека, а меня, ребенка, я думаю, это взволновало значительно сильнее, чем многих взрослых, подготовленных слушателей. Когда во втором акте появилась Голова, я страшно испугалась, заплакала и попыталась спрятаться под кресло. До сих пор ощущаю этот страх, когда вспоминаю. Наверное, чаша и без того ярких ощущений оказалась просто переполнена. Мне все безумно понравилось. Мне, например, было совершенно непонятно, как дирижер может одной палочкой привести в нужное движение музыку всего оркестра, - я изумилась этому. Я смотрела, впитывала, понимала, не забывая есть шоколадные конфеты, которые мне припасла мама, чтобы я высидела весь спектакль. Мама водила меня и на симфонические концерты в Колонный зал. Я обожала туда ходить. И это тоже незабываемо яркие детские музыкальные впечатления.
Вы знаете, я долго думала, почему я пришла к идее «Новых имен». Когда меня стали обучать музыке, мне это не особенно нравилось, я была довольно резва, предпочитала занятиям игры во дворе, всегда организовывала всех окрестных детей - и хорошо организовывала, ко мне прислушивались. Вот, наверное, эти лидерские способности вместе с любовью к классической музыке развивались всю мою жизнь и помогли дать начало «Новым именам».
«Лихие девяностые» – сложное время. Но кроме минусов у перестройки были и свои достоинства. В тот период в воздухе витали новые идеи и появились возможности их воплощения. В этот поток попали и «Новые имена». Когда был основан Российский фонд культуры (сначала это был Советский фонд культуры), кто-то меня порекомендовал в качестве сотрудника (не знаю, кто и как), но это был определенный шаг к созданию нашего фонда. Я уже была на пенсии, но, видимо, еще оставалась открытой к чему-то новому.
Как-то я шла по подземному переходу, в котором трио музыкантов играло классику, и остановилась, заслушавшись – так хорошо играли ребята. И тут сработала ассоциативная цепочка: классика - в переходе, любителей массовой культуры – полные залы?! И как-то обидно стало, что действительно талантливые музыканты не могут найти свое место в музыкальном мире. Может, это и заставило меня быть полезной юным музыкантам классического направления.
- Классическое искусство значит для вас очень многое – наверное, ваши родители были людьми творческих профессий?
- Мой папа был военным, а мама – медиком, любившим музыку. Спасибо ей за то, что водила меня на концерты, давала мне возможность впитывать художественные впечатления.
Меня всегда тянуло к красоте, я безумно любила профессиональных музыкантов, которым дано то, что не дано мне, - до сих пор боготворю людей искусства, а классические концерты были и остаются для меня большим праздником.
- Насколько новым для вас было дело, которое вы затеяли в 1989 году, - создание фонда «Новые имена»?
- Абсолютно новым. Никогда ничем подобным не приходилось заниматься. Дмитрий Сергеевич Лихачев, основатель Советского фонда культуры, и Раиса Максимовна Горбачева многократно замечали, что для культуры пришло новое время, что культура должна как-то развиваться, и мы стали искать эти новые пути развития. Были разные предложения: программа «Армия и культура», «Наше наследие», «Пушкинская программа»… - было ясно, что сейчас надо поднимать классику, а классика должна поднимать людей. Ведь очень быстро можно уйти в совсем другом направлении - можно скатиться, а надо подниматься. Когда я вслух это высказала сама себе, я уже точно знала, как и что надо делать. И начала я свою деятельность с организации небольших концертов юных дарований, привлекая внимание к поиску молодых талантов с последующей их поддержкой (концерты, мастер-классы, абонементы и т.д.). Такая деятельность стала развиваться, поддерживаемая многими музыкантами и общественностью. Нам поверили, и пришло время для создания фонда «Новые имена», который быстро получил свою известность, так что концерты «Новых имен» в России и за рубежом пользовались большим успехом. Где бы ни проходил концерт, его юным участникам зал аплодировал стоя. Этот успех окрылял нас, и появлялись новые идеи и формы поддержки юных талантов: мастер-классы, творческие школы и др. Как хорошо известно и вам, и читателям вашей газеты, вот уже 20 лет успешно работает Летняя творческая школа «Новые имена» в Суздале. Нам дорого внимание со стороны губернатора и администрации Владимирской области и в первую очередь - департамента культуры, которые окружили нас вниманием, заботой, помогая и участвуя во всех наших делах. Огромное им спасибо. Это окрыляет нас и поддерживает!
- Были ли у вас любимые артисты, музыканты, художники, о которых вы, может быть, думали, когда учреждали фонд, мечтая, что дети, которым вы станете помогать, когда-нибудь вырастут в такие же величины?
- Я всех любила. Выделить кого-то сложно, но, конечно, я надеялась, что наши дети найдут свои места в тех нишах, где «обитают» известные артисты. Большое влияние на нас оказал Владимир Спиваков. Поддержку мы получали от Родиона Щедрина, Майи Плисецкой, Владимира Крайнева, профессоров Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, таких как Татьяна Гайдамович, Наум Штаркман, Александр Бондурянский, Наталия Шаховская, Иван Мозговенко, Вячеслав Круглов, Людмила Рощина и многих других.
- Скажите, помогали ли вам известные люди искусства, когда фонд «Новые имена» только рождался?
- Это удивительно, но за всю мою жизнь мне никто ни в чем не отказал. И Владимир Спиваков, и Евгений Нестеренко, и Михаил Плетнев - все помогали. Я посетила очень много кабинетов, заручилась поддержкой многих известных музыкантов. Мама всегда мне говорила: «Зажигает тот, кто сам горит». Я горела этой идей - наверное, получалось и зажигать. Мы все горели этой идеей. Кстати, первым художественным руководителем фонда был Микаэл Таривердиев, который очень поверил в нашу идею.
- А кто придумал это название - «Новые имена» - и чем этот человек мотивировал?
- Это было наше общее предложение. Просто потому, что воспитанники фонда - действительно новые имена. Дети – наша надежда, и на них лежит ответственность за то, что будет с нашей культурой в будущем. Нам очень хотелось представлять их новые имена в искусстве. Кто бы увидел этих детей, которые действительно многого стоят, не будь нашего фонда?..
- Интересно, как возникла идея со свечой в чаше - может быть, первоначально рассматривались и какие-то другие символы, чтобы подчеркнуть идею семьи в идее фонда?
- Мы были в Таллинне с концертами, и там мне подарили глиняную чашу. Я подумала, что эта чаша будет хорошо сочетаться со свечой. Мне принесли свечу, и там я впервые зажгла этот огонь. Позже ту чашу заменила подобная из Гжели. Виктор Михайлович Логинов, генеральный директор «Объединения Гжель», с которым мы очень дружили и сотрудничали, предложил делать для нас такие чаши - ему эта идея тоже очень понравилась. Специально мы никаких символов не придумывали, все получилось само собой. И символика чаши родилась сама - видимо, так и было нужно. Никто ни над чем не ломал голову.
- Вы следите за тем, как развиваются новоименцы, покинувшие по возрасту фонд?
- Я не успеваю за всеми уследить - более 15 тысяч человек прошло через фонд! Но интересуюсь и радуюсь успехам тех, кто особенно удачлив.
Мы стараемся дать детям веру в себя. Они играют дома, своей семье, гостям, они играют в школе, а мы им стали давать сцену. Да еще какую сцену! В Афинах наши ребята играли в самом большом зале в Европе – на четыре тысячи мест. И тоже весь зал стоя рукоплескал после концерта. Какое впечатление для юного музыканта! О «Новых именах» стали ходить легенды. Мы три раза играли у Папы Римского, у королевы Испании Софии, у принца Кувейта и многих других важных особ.
- У вас есть особенно любимые молодые артисты, прошедшие через фонд «Новые имена»?
- Есть. Но называть не буду. Они мне все дороги. Мне есть чем жить. Я была всю жизнь счастлива и в любви, и в семье. Мне есть о ком заботиться. Но «Новые имена» - это главное в моей жизни. И родственники, и знакомые понимают меня, это часть меня.
- Иветта Николаевна, какими проектами фонда вы особенно гордитесь и какие были, может быть, наиболее трудными в осуществлении?
- Все было и сложно, и легко. Как бы то ни было, все, что задумывалось, удалось. Мы преданно и честно работаем, откликаемся на все, что только можно. Стараемся помочь везде, где это необходимо, не всегда материально - иногда детям требуются консультации, помощь в организации концертов, и тут мы тоже подставляем плечо, это главное. Для одаренных детей существует Летняя творческая школа в Суздале, где ребята могут консультироваться и заниматься у именитых педагогов, жить в творческой атмосфере с себе подобными - юными артистами. Это тоже помощь, которую мы готовы оказать.
- Что вы более всего цените в людях и какие качества пожелали бы приобрести каждому молодому артисту?
- Это строгость к себе, доброта и доброжелательность.
- Вы думаете или, скажем так, мечтаете о том, как будет развиваться фонд «Новые имена» в будущем? Каким вам видится это будущее? На чьи силы вы хотели бы рассчитывать из ваших, если можно так сказать, воспитанников?
- Что может быть нового? Дети будут другие. Будем богаче – будем давать больше стипендии, отправлять на стажировку в другие страны. Методы поддержки детей, я думаю, не изменятся. Художникам мы делаем выставки, издаем буклеты с их творениями – это уже память на всю жизнь. Стихи юных поэтов тоже печатаем. Маленький человечек чувствует, что он нужен, что его заметили, что он может заниматься тем, что ему нравится, что его благословили. Мы не зря постоянно встречаемся со Святейшим Патриархом Кириллом, проводим встречи, - мы просим благословения. Если человек занимается своим делом – это уже благословение. Художник не может не рисовать, поэт не может не писать стихи, музыкант не может не творить музыку. Мы даем детям право и возможность на творчество. Только надо честно творить и служить этой идее. Это основное и главное правило. Делай свое дело - тебя увидят, помогай, не ожидая аплодисментов: если твоя помощь будет полезна, ее оценят.
Что касается наших бывших воспитанников, то я рассчитываю, прежде всего, на президента нашего фонда Дениса Леонидовича Мацуева, который не только прекрасный музыкант, а и отличный организатор, умело сочетающий исключительно напряженную концертную деятельность с работой в общественных структурах самого высокого уровня и проведением различных фестивалей и конкурсов.
- Спасибо!
Поделиться: